Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Кужаровой Н.И. и Малышевой Н.Н.,
при участии от общественной организации "Кимрское районное общество охотников и рыболовов" Васильева В.Г. (доверенность от 21.06.2011), от Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области Галкина Д.Н. (доверенность от 18.01.2011 N 7),
рассмотрев 29.06.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 22.12.2010 (судья Бажан О.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2011 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В. и Тарасова О.А.) по делу N А66-11065/2010,
установил
Общественная организация "Кимрское районное общество охотников и рыболовов" (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области (далее - Департамент), выразившееся в уклонении от заключения охотхозяйственного соглашения на территорию Тверской области площадью 113 000 га, необходимую для осуществления пользования животным миром в Кимрском районе, и возложении на Департамент обязанности заключить охотхозяйственное соглашение.
Решением от 22.12.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.03.2011, заявление удовлетворено. Признано незаконным бездействие Департамента, выразившееся в уклонении от заключения соглашения в установленный законом срок; на Департамент возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем заключения с Организацией охотхозяйственного соглашения в соответствии с долгосрочной лицензией без проведения аукциона.
По заявлению Организации суд первой инстанции 26.01.2011 вынес определение, которым разъяснил, что в данном случае на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и заключить охотхозяйственное соглашение с заявителем в соответствии с долгосрочной лицензией без проведения аукциона на территорию Тверской области, необходимую для осуществления пользования животным миром в Кимрском районе площадью 113 000 га на срок 49 лет.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявления.
Податель жалобы считает, что ему принадлежит право определять срок, на который возможно заключение охотхозяйственного соглашения; при заключении охотхозяйственного соглашения без соблюдения процедуры формирования общедоступных угодий нарушается законодательство об охоте.
В отзыве на кассационную жалобу Организация просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, и пояснил, что решение суда исполнено, но Департамент не согласен с определением суда от 26.01.2011 о разъяснении решения от 22.12.2010. Представитель Организации обратился с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Организации 31.07.2001 выдана долгосрочная лицензия серии ХХ N 4604 на пользование объектами животного мира сроком действия с 31.07.2001 по 31.07.2011.
Между администрацией Тверской области и Организацией заключен договор о предоставлении территории для осуществления пользования животным миром от 31.07.2001 N 588.
Организация 08.10.2010 обратилась в Департамент с заявкой с целью заключения охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона в отношении территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, сроком на сорок девять лет.
Департамент письмом от 11.10.2010 N 1311 сообщил о невозможности заключить охотхозяйственное соглашение без проведения аукциона в связи с тем, что порядок перечисления денежных средств, полученных при заключении указанного соглашения, Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон N 209-ФЗ) не определен. Департамент также указал на то, что заявка не может быть принята к рассмотрению в связи с отсутствием информации о расположенных в границах испрашиваемой территории лесных и земельных участках для последующего их предоставления в аренду.
Ссылаясь на то, что охотхозяйственное соглашение Департаментом не заключено, Организация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление со ссылкой на статьи 27 и 71 Закона N 209-ФЗ.
При этом суды исходили из того, что наличие соответствующей лицензии, которой предоставлено право долгосрочного пользования животным миром, до дня вступления в силу Закона N 209-ФЗ является основанием для возникновения права на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.
Кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Закона N 209-ФЗ право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу названного Закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Долгосрочные лицензии, указанные в части 1 данной статьи, не подлежат продлению (часть 2 статьи 71 Закона N 209-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу названного Закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 4 указанного Закона).
На основании части 5 той же статьи 71 юридические лица, индивидуальные предприниматели, указанные в части 3 настоящей статьи, при заключении охотхозяйственных соглашений обязаны единовременно внести плату за заключение таких соглашений (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), определяемую как произведение ставки платы за единицу площади охотничьего угодья, установленной в соответствии с частью 6 настоящей статьи, и площади соответствующего охотничьего угодья.
В целях статьи 71 Закона N 209-ФЗ ставки платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 названной статьи).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 490 (далее - Постановление N 490) утверждены ставки платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
С учетом изложенного Департамент обязан заключить охотхозяйственное соглашение с заявителем, у которого право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, без проведения аукциона.
В письме от 11.10.2010 N 1311 Департамент указал на то, что порядок перечисления денежных средств при заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона Законом N 209-ФЗ не определен.
Указанный вывод противоречит части 5 статьи 71 Закона N 209-ФЗ, поскольку плата за заключение спорных соглашений вносится единовременно и размер платы определяется исходя из произведения установленной Постановлением N 490 ставки за единицу площади охотничьего угодья и площади соответствующего охотничьего угодья.
Наличие до дня вступления в силу Закона N 209-ФЗ лицензии, предоставляющей право долгосрочного пользования животным миром, является основанием для возникновения права на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона в силу части 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, на момент обращения Организации в суд первой инстанции, указанная лицензия действовала, то есть право на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона заявителем подтверждено.
В качестве основания для отказа в заключении спорного соглашения Департамент также указал на то, что в первую очередь в соответствии с частью 8 статьи 71 Закона N 209-ФЗ на территории Тверской области должны быть созданы общедоступные охотничьи угодья определенной площади.
Согласно указанной норме в случае, если на день вступления в силу указанного Закона площадь охотничьих угодий общего пользования в субъекте Российской Федерации составляет менее чем двадцать процентов общей площади охотничьих угодий в субъекте Российской Федерации, в таком субъекте Российской Федерации по мере истечения срока действия долгосрочных лицензий на пользование животным миром создаются в первую очередь общедоступные охотничьи угодья, площадь которых должна достигнуть размера площади, предусмотренной частью 3 статьи 7 Закона N 209-ФЗ.
Следует согласиться с судами в том, что тот факт, что на территории Тверской области не созданы общедоступные охотничьи угодья определенной площади, также не является препятствием для заключения охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона с лицом, у которого право долгосрочного пользования животным миром возникло до вступления в силу Закона N 209-ФЗ на основании долгосрочной лицензии.
По истечении срока действия лицензии заявитель фактически утратил бы право на заключение охотхозяйственного соглашения.
При этом порядок создания общедоступных охотничьих угодий законом не предусмотрен и на территории Тверской области не установлен.
В статье 7 Закона N 209-ФЗ лишь закреплено положение о том, что общедоступные охотничьи угодия формируются на территории субъекта Российской Федерации и должны составлять двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации.
Подлежит отклонению довод жалобы о том, что Департаменту принадлежит право определять срок, на который возможно заключение охотхозяйственного соглашения.
Согласно части 1 статьи 27 Закона N 209-ФЗ в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.
Заявитель подал заявку на заключение спорного соглашения именно на указанный срок, такие же требования были заявлены при обращении в суд.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности заключения соглашения на заявленный срок, Департамент в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил. Определение о разъяснении решения Департамент не обжаловал.
Фактически доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, которые получили надлежащую оценку арбитражных судов при разрешении настоящего спора. Кроме того, в силу статьи 288 АПК РФ подобная переоценка находится за пределами полномочий кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены принятых по делу судебных актов, а также несоблюдения норм материального права кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 22.12.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2011 по делу N А66-11065/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
Н.И. Кужарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.