Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2011 года
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Захаровой М.В. и Сапоткиной Т.И.,
при участии от администрации Лахденпохского муниципального района Медведевой О.В. (доверенность от 10.11.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Лахденпохского муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.10.2010 (судья Александрович Е.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2011 (судьи Фокина Е.А., Борисова Г.В., Есипова О.И.) по делу N А26-883/2010,
установил
Закрытое акционерное общество "Дорстройматериалы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным постановления администрации Лахденпохского муниципального района (далее - Администрация) от 27.10.2009 N 1366 "Об отмене постановления главы Лахденпохского муниципального района от 23.11.2007 N 763".
Решением от 14.10.2010, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.03.2011, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Администрация, считая решение и постановление незаконными и необоснованными, просит отменить их и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает на следующее: суды не учли, что карьер и прилегающие к нему объекты инфраструктуры (промышленная площадка и железнодорожная ветка) являются единым промышленным комплексом, поэтому вопрос о предоставлении земельного участка для размещения названных объектов инфраструктуры на территории города Лахденпохья подлежал согласованию с главой Лахденпохского городского поселения; суды не учли, что на референдуме, проведенном 11.09.2009 по вопросу строительства и разработки карьера на месторождениях "Яккима-1" и Яккима-2", население города высказалось против размещения карьеров в черте городского поселения; в случае открытия карьера будут нарушены права на благоприятную окружающую среду семьи Гришина С.В., проживающего вблизи от планируемого места размещения карьера.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы.
Общество не направило в суд кассационной инстанции представителя с надлежащим образом оформленной доверенностью, в связи с чем жалоба рассмотрена по правилам статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие его представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства государственной собственности и природных ресурсов Республики Карелия от 30.05.2006 N 224 Обществу выдана лицензия от 30.05.2006 серии ПТ3 N 01356 на право пользования недрами для добычи гнейсо-диоритов на месторождении "Яккима" с целью производства щебня на срок до 30.05.2026. Месторождение расположено на территории Лахденпохского муниципального района
Неотъемлемой частью указанной лицензии является соглашение об условиях пользования недрами (далее - условия). Пунктом 4.4 условий предусмотрено, что после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы по проекту разработки месторождения, оформления и утверждения проекта горного отвода, производится отвод земельного участка для использования в заявленных целях в установленном законом порядке.
На основании заявки Общества от 19.09.2007 Администрация произвела выбор земельных участков для размещения карьера и объектов инфраструктуры. Данный акт согласован со всеми необходимыми государственными и муниципальными органами и учреждениями, получено заключение экспертизы промышленной безопасности по проекту строительства карьера, которое одобрено Управлением по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы экологического, технологического и атомного надзора по Республике Карелия.
Постановлением от 23.11.2007 N 763 "Об утверждении акта выбора земельного участка ЗАО "Дорстройматериалы" для проведения проектно-изыскательских работ и размещении карьера по добыче строительного камня на месторождении "Яккима" в Лахденпохском районе на территории Лахденпохского лесхоза Якимского лесничества" утвержден акт от 20.09.2007 выбора земельных участков ориентировочной площадью 15 га, расположенных на землях населенных пунктов и землях запаса на территории Лахденпохского и Ладожского кадастровых районов Карельского кадастрового округа в 2,5 км севернее станции Яккима Октябрьской железной дороги Санкт-Петербург - Сортавала - Петрозаводск, в 3-4 км к северо-западу от районного центра г. Лахденпохья, в 4,5 км от залива Ладожского озера.
В целях разработки месторождения "Яккима" Министерство лесного комплекса Республики Карелия 08.12.2008 заключило с Обществом договор N 89 аренды лесного участка общей площадью 32,1 га, находящегося в государственной собственности, расположенного в кварталах 82, 83 Яккимского участкового лесничества государственного учреждения Республики Карелия "Сортавальское центральное лесничество". Переданный в аренду лесной участок состоит из следующих участков, поставленных на кадастровый учет: площадью 31 127 кв.м с кадастровым номером 10:12:022203:233, площадью 3647 кв.м с кадастровым номером 10:12:022203:234, площадью 272 723 кв.м с кадастровым номером 10:12:022203:237.
Министерство лесного комплекса Республики Карелия 14.11.2008 в целях строительства железнодорожной ветки и промышленной площадки к месторождению "Яккима" передало Обществу в аренду лесной участок общей площадью 23,6 га, находящийся в государственной собственности и расположенный в кварталах 88, 89 Яккимского участкового лесничества государственного учреждения Республики Карелия "Сортавальское центральное лесничество". Данный лесной участок состоит из двух участков: площадью 22 575 кв.м с кадастровым номером 10:12:012202:018 и площадью 213 332 кв.м с кадастровым номером 10:12:022203:238.
Муниципальное образование "Лахденпохское городское поселение", считая, что Администрация незаконно, без согласия городской администрации, отвела Обществу земельные участки в районе станции "Яккима" под размещение карьера, 17.07.2009 обратилось в прокуратуру Лахденпохского района с заявлением N 552 с просьбой принять меры по устранению нарушения действующего законодательства.
По результатам рассмотрения указанного заявления 22.10.2009 прокурор Лахденпохского района вынес протест от 22.10.2009 об отмене постановления от 23.11.2007 N 763 как принятого с нарушением Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Во исполнение протеста прокурора Администрация постановлением от 27.10.2009 N 1366 отменила постановление от 23.11.2007 N 763 и поручила Территориальному межрайонному отделу N 2 по Лахденпохскому району Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Карелия внести изменения в учетные данные.
Общество, полагая, что постановление Администрации от 27.10.2009 N 1366 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций удовлетворили заявление, сделав вывод о том, что Администрация в нарушение требований статей 198, 200 АПК РФ не представила доказательств несоответствия постановления от 23.11.2007 N 763 Конституции Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, выслушав доводы представителя Администрации, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением (действием, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 того же Кодекса предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действия (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Согласно пункту 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) их.
Таким образом, Администрация, которая постановлением от 27.10.2009 отменила постановление от 23.11.2007 N 763, должна доказать, что постановление N 763 об утверждении акта выбора земельных участков для размещения карьера и объектов инфраструктуры Общества вынесено с нарушением действующего законодательства.
Между тем судами установлено, что Администрация не представила доказательств несоответствия постановления N 763 Конституции Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2.2 условий пользования недрами, являющихся приложением к лицензии на право добычи полезных ископаемых, территория месторождения "Яккима" площадью 29,91 га имеет статус горного отвода. В силу статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Как видно из выписки от 21.07.2010 из государственного кадастра недвижимости, земельные участки кадастрового квартала 10:12:022203, переданные Обществу по договорам аренды для разработки месторождения и строительства железнодорожной ветки, промышленной площадки, относятся к землям лесного фонда.
Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Республике Карелия в письме от 05.08.2010 указало, что названные участки кадастрового квартала 10:12:022203, предоставленные в аренду Обществу, не входят в черту населенного пункта города Лахденпохья.
Как усматривается из картографической схемы установления границ Лахденпохского городского поселения и схемы расположения карьера Яккима относительно границ Лахденпохского городского поселения (т. 2 л.д. 108, 116) участок недр, право пользования которым предоставлено Обществу и на котором предполагается размещение карьера, находится на территории Мийнальского сельского поселения.
Согласно протоколу проведения публичных слушаний по проекту строительства и разработки карьера на месторождении "Яккима" на территории Мийнальского сельского поселения Лахденпохского муниципального района от 25.12.2007 участники публичных слушаний проголосовали за строительство карьера.
В границах Лахденпохского городского поселения предполагается размещение только промышленной площадки и железнодорожной ветки от путей общего пользования к месторождению "Яккима", то есть не в целях разработки карьера или капитального строительства, что исключает применение положений Градостроительного кодекса Российской Федерации о проведении публичных слушаний.
Кроме того, суды первой и второй инстанций правильно установили, что вопрос о размещении на территории Лахденпохского городского поселения железнодорожной ветки и промышленной площадки к месторождению "Яккима" на референдуме либо на публичных слушаниях не ставился.
Администрация не представила доказательств того, что в непосредственной близости от карьера в пределах его санитарно-защитной зоны проживает семья Гришина С.В. и что в результате размещения карьера будут нарушены какие-либо права этого гражданина. На запросы суда первой инстанции уполномоченные органы Республики Карелия сообщили о том, что у них отсутствует информация о зарегистрированных правах указанного гражданина на объекты недвижимости на территории Лахденпохского района.
Учитывая изложенное, суды обеих инстанций пришли к верному выводу об отсутствии у Администрации оснований для отмены постановления от 23.11.2007 N 763.
Остальные доводы жалобы направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, что в силу статей 286 и 287 АПК РФ в полномочия кассационной инстанции не входит.
Таким образом, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.10.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2011 по делу N А26-883/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Лахденпохского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.