Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2011 г. N 13АП-21218/2010
г. Санкт-Петербург |
|
11 марта 2011 г. |
Дело N А26-883/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Криволаповым А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 13АП-21218/2010)
Администрации Лахденпохского муниципального района
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.10.2010
по делу N А26-883/2010 (судья Алексадрович Е.О.), принятое
по заявлению ЗАО "Дорстройматериалы"
к Администрации Лахденпохского муниципального района
о признании недействительным постановления
при участии:
от заявителя: Мессерле В.С., доверенность от 16.02.2011.
от ответчика: Медведева О.В., доверенность от 10.11.2009 N 5090.
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Дорстройматериалы" (далее -заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, в котором просило признать недействительным постановление Администрации Лахденпохского муниципального района (далее - ответчик, Администрация) N 1366 от 27.10.2009 "Об отмене постановления Главы Лахденпохского муниципального района от 23.11.2007 N 763".
Решением от 14.10.2010 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Администрация Лахденпохского муниципального района направила и поддержала в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой просила решение от 14.10.2010 отменить. Податель жалобы, ссылаясь на Законы Республики Карелия N 813-ЗКР от 01.11.2004 и N 1278-ЗРК от 25.03.2009, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждает, что карьер на месторождении "Яккима-1" частично расположен на территории Лахденпохского городского поселения, в связи с чем предварительное согласование земельного участка должно быть произведено только с учетом мнения жителей данного поселения.
В судебном заседании ЗАО "Дорстройматериалы" возражало против удовлетворения жалобы, просило решение суда от 14.10.2010 оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства государственной собственности и природных ресурсов Республики Карелия от 30.05.2006 N 224 ЗАО "Дорстройматериалы" предоставлено право пользования участком недр на месторождении "Яккима" для добычи гнейсо-диоритов с целью производства щебня и выдана лицензия на право пользования недрами серии ПТЗ N 01356ТЭ.
23.11.2007 Главой Лахденпохского муниципального района принято постановление N 763 "Об утверждении акта выбора земельного участка ЗАО "Дорстройматериалы" для проведения проектно-изыскательских работ и размещения карьера по добыче строительного камня на месторождении "Яккимма" в Лахденпохском районе, на территории Лахденпохского лесхоза Яккимского лесничества".
Во исполнение протеста прокурора Лахденпохского района постановлением Администрации от 27.10.2009 N 1366 постановление N 763 отменено, как принятое в нарушение Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Считая, что данное постановление нарушает его права и законные интересы, ЗАО "Дорстройматериалы" оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Администрации предусмотренных статьей 48 Закона N 131-ФЗ оснований для отмены постановления от 23.11.2007 N 763, удовлетворил заявленное требование, признав оспариваемое постановление недействительным.
При этом суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый не нормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным ненормативного правового акта требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого акта закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которое принял акт.
Суд первой инстанции, изучив материалы дела и дав им оценку в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу, что Администрацией в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлены доказательства несоответствия постановления от 23.11.2007 N 763 главы Лахденпохского муниципального района Конституции Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда правильным в силу следующего.
Согласно пункту 6 статьи 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах" (далее - Закон о недрах) основанием возникновения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр (в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 30.12.2008 N 309 -ФЗ).
В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Дорстройматериалы" имеет лицензию серии ПТЗ N 01356 ТЭ на право пользования недрами для добычи гнейсо-диоритов с целью производства щебня на месторождении "Яккима" площадью 29,91 га на территории Лахденпохского района Республики Карелия, в 3 км на север от железнодорожной станции Яккима сроком до 30.05.2026. Указанный в лицензии участок недр имеет статус горного отвода.
В соответствии с пунктом 4.4 условий пользования недрами для использования недр в заявленных целях в установленном законом порядке должен быть произведен отвод земельного участка.
На основании заявки Общества комиссией Администрации произведен выбор и обследование земельного участка для размещения железнодорожного тупика, подъездной дороги к вахтовому поселку, а также части карьера на месторождении "Яккима". Результаты выбора оформлены актом от 20.09.2007 о выборе земельного участка для единого горнодобывающего предприятия по добыче строительного камня с целью производства щебня ориентировочной площадью 15 га, включающего в себя месторождение "Яккима", промышленную площадку, железнодорожную ветку, вахтовый поселок, дороги к промышленной площадке, вахтовому поселку и месторождению. К акту выбора приложен план (чертеж) земельного участка с указанием категории земель, содержащий схемы расположения всех объектов строительства.
Данный акт выбора и обследования земельного участка утвержден постановлением главы Лахденпохского муниципального района от 23.11.2007 N 763.
Согласно пункту 4 Постановления N 3314-1 (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 26.06.2007 N 118-ФЗ) предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется одновременно с предоставлением права на пользование соответствующим земельным участком. Получение земельных участков во временное пользование осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статьей 11 Закона о недрах установлено, что предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
Находящиеся в государственной собственности лесные участки для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых предоставляются в аренду 0статья 43 Лесного кодекса РФ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Обществу для разработки месторождения "Яккима" в Лахденпохском районе Республики Карелия передан в аренду лесной участок общей площадью 32,1 га, находящийся в государственной собственности, расположенный в кварталах 82, 83 Яккимского участкового лесничества ГУ РК "Сортавальское центральное лесничество". Данный лесной участок поставлен на кадастровый учет и имеет кадастровые номера 10:12:02 22 03:233 площадью 31127 кв.м., 10:12:02 22 03:234 площадью 1081 кв.м., 10:12:02 22 03:235 площадью 12527 кв.м., 10:12:02 22 03:236 площадью 3647 кв.м., 10:12:02 22 03:237 площадью 272723 кв.м.
По договору N 81 от 14.11.2008 Обществу в целях строительства железнодорожной ветки и промплощадки к месторождению "Яккима" в Лахденпохском районе Респуб лики Карелия передан в аренду лесной участок общей площадью 23,6 га, находящийся в государственной собственности, расположенный в кварталах 88, 89 Яккимского участкового лесничества ГУ РК "Сортавальское центральное лесничество". Лесной участок, переданный в аренду, поставлен на кадастровый учет и имеет кадастровые номера 10:12:01 22 02:018 площадью 22575 кв.м., 10:12:02 22 03:238 площадью 213332 кв.м.
Согласно кадастровому плану территории (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 21.07.2010 переданные Обществу в аренду для разработки месторождения и в целях строительства железнодорожной ветки и промплощадки земельные участки кадастрового квартала 10:12:02 22 03 относятся к категории земель "земли лесного фонда". В кадастровом плане земельных участков, расположенных в кадастровом квартале, указано местоположение каждого из земельных участков, переданных в аренду.
Суд первой инстанции правомерно указал на непредставление Администрацией доказательства того, что акт выбора оформлен в отношении каких-либо иных земельных участков, не входящих в площадь указанных лесных участков.
Из письма федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Республике Карелия от 05.08.2010 следует, что территория кадастровых участков кадастрового квартала 10:12:02 22 03, предоставленных в аренду Обществу, не входит в черту населенного пункта г. Лахденпохья.
В соответствии со статьей 7 Закона о недрах объектом права пользования признается участок недр для разработки полезных ископаемых, индивидуализация которого производится в виде горного отвода. Пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314 -1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" определено, что при выдаче лицензий на право добычи полезных ископаемых предоставляется участок недр в виде горного отвода. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Согласно статье 19 Закона о недрах пользователи недр, осуществляющие добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных нужд осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, суд пришел к правомерному выводу, что границы карьера всегда находятся в пределах границ горного отвода, определяющегося как непосредственное место добычи полезных ископаемых.
Статьей 4 Закона Республики Карелия от 01.11.2004 N 813-ЗРК "О городских, сельских поселениях в Республике Карелия", в соответствии с которым на территории Республики Карелия образованы городские и сельские поселения, определено, что границы городских поселений установлены согласно приложению N1, границы сельских поселений - согласно приложению N2 к данному Закону.
В соответствии с пунктом 5 приложения N 1 и пунктом 22 приложения N 2 граница между Лахденпохским городским поселением и Мийнальским сельским поселением от т. 45 до т. 46 проходит между кв. 88, 89 и кв. 82, 83 Яккимского лесничества Лахденпохского лесхоза до северного угла кв. 89.
Из утвержденной данным законом картографической схемы видно, что кварталы 82, 83 входят в границы Мийнальского сельского поселения, а кварталы 88, 89 - в границы Лахденпохского сельского поселения.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что участок недр (горный отвод), а, следовательно, и карьер на месторождении "Яккима", право пользования которым предоставлено ЗАО "Дорстройматериалы", полностью находится на территории Мийнальского сельского поселения.
Довод подателя жалобы о том, что предварительное согласование земельного участка должно быть произведено только с учетом мнения жителей данного поселения, был предметом оценки суда первой инстанции и правомерно отклонен.
25.12.2007 года в п. Ихала проведены публичные слушания по проекту строительства карьера на месторождении "Яккима" на территории Мийнальского сельского поселения Лахденпохского муниципального района, в которых приняли участие 145 жителей, зарегистрированных и постоянно проживающих на территории поселения. Участники публичных слушаний приняли решение рекомендовать главе Мийнальского сельского поселения поддержать проект строительства и разработки карьера на месторождении "Яккима" на территории Мийнальского сельского поселения ЗАО "Дорстройматериалы".
Таким образом, вывод суда о том, что население муниципального образования, на территории которого непосредственно расположена предоставленная заявителю часть месторождения, выразили свое согласие на строительство карьера на месторождении "Яккима", основан на материалах дела.
Суд также правомерно указал, что на территории Лахденпохского городского поселения горный отвод ЗАО "Дорстройматериалы" не предоставлялся, земельный участок для разработки карьера не испрашивался, следовательно, разработка карьера на данной территории заявителем не предполагалась. В кварталах 88, 89, входящих в границы Лахденпохского городского поселения, предполагалось размещение железнодорожной ветки и промплощадки к месторождению "Яккима". Вопрос о возможности размещения на территории Лахденпохского городского поселения указанных объектов перед населением поселения ни на местном референдуме, ни на публичных слушаниях не ставился, мнение жителей по данному во просу не выяснялось.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у Администрации не было предусмотренных статьей 48 Закона N 131-ФЗ оснований для отмены постановления от 23.11.2007 N 763, в связи с чем признал оспариваемое постановление от 27.10.2009 N 1366 не соответствующим закону.
Апелляционная инстанция отмечает, что все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом всесторонней и полной оценки суда первой инстанции.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права с учетом фактических обстоятельств дела, не допущено нарушений норм процессуального права, поэтому апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14 октября 2010 года по делу N А26-883/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Лахденпохского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-883/2010
Истец: ЗАО "Дорстройматериалы"
Ответчик: Администрация Лахденпохского муниципального района
Третье лицо: Лахденпохский районный суд, Отдел судебных приставов по Лахденпохскому району, Прокуратура Лахденпохского района