Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Коробова К.Ю., Серовой В.К.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "МиК" Казакова Р.Б. (доверенность от 23.06.2011), от местной администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Тимофеева Ю.А. (доверенность от 10.12.2010),
рассмотрев 14.07.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу местной администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2010 (судья Иванилова О.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Жиляева Е.В.) по делу N А56-44431/2010,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "МиК", место нахождения: 187032, Ленинградская область, Тосненский район, поселок Тельмана, дом 27, ОГРН 1044701895534 (далее - ООО "МиК"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий администрации Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области, выразившихся в отказе в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого заявителем имущества, находящегося по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, поселок Тельмана, дом 27, кадастровый (условный) номер 47-29-1/2000-273, а также об обязании устранить допущенные незаконные действия, а именно обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого ООО "МиК" недвижимого имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", принять решение об условиях приватизации заявителем недвижимого имущества, направить в адрес ООО "МиК" проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации с обязательным включением условий о цене и рассрочке оплаты приобретаемого имущества на пять лет.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.11.2010 администрация Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области заменена на местную администрацию муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области (далее - Администрация).
Решением от 10.12.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.04.2011, отказ Администрации от 21.06.2010 N 01-17-701 в реализации ООО "МиК" преимущественного права на приобретение арендуемого имущества признан незаконным. Суд обязал Администрацию принять решение об условиях приватизации арендуемого ООО "МиК" недвижимого имущества и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи помещения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 10.12.2010 и постановление от 05.04.2011 и направить дело на новое рассмотрение.
ООО "МиК" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ООО "МиК" возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 12.01.2005 N 18/1 ордена "Знак Почета" закрытое акционерное общество "Племенное хозяйство имени Тельмана" передало ООО "МиК" права и обязанности арендатора по договору от 01.11.2001 N 30 и дополнительным соглашениям к нему от 30.12.2001 N 1 и от 01.12.2002 N 2.
Администрация (арендодатель) и ООО "МиК" (арендатор) заключили договор от 01.01.2007 N 05-03-07/И аренды нежилого встроенного помещения общей площадью 359 кв.м по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, поселок Тельмана, дом 27, кадастровый (условный) номер 47-29-1/2000-273.
ООО "МиК" 18.06.2010 обратилось в Администрацию с заявлением о намерении реализовать преимущественное право на приобретение вышеуказанного нежилого помещения.
В письме от 21.06.2010 N 01-17-701 Администрация сообщила ООО "МиК" о невозможности заключения договора купли-продажи арендуемого помещения, поскольку постановлением Администрации от 17.02.2010 N 11 данное помещение включено в перечень имущества муниципального образование Тельмановское сельское поселение, свободного от прав третьих лиц и не подлежащего отчуждению в частную собственность (далее - Перечень имущества от 17.02.2010).
Считая отказ Администрации незаконным, ООО "МиК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, арендатору предоставляется преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, при одновременном выполнении перечисленных условий.
Отказывая ООО "МиК" в предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого помещения, Администрация сослалась на то, что арендуемое заявителем помещение включено в Перечень от 17.02.2010.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.
В силу пункта 4.1 названной статьи порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 2.8 Положения о порядке формирования, ведения и обязательного опубликования перечня имущества муниципального образования Тельмановское сельское поселение, свободного от прав третьих лиц и не подлежащего отчуждению в частную собственность, а также порядок и условия предоставления в аренду включенного в них муниципального имущества, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области первого созыва от 24.12.2008 N 145, сформированные и утвержденные перечни имущества подлежат опубликованию в официальном издании - газете "Тосненский вестник", а также размещению на сайте субъекта Российской Федерации - Ленинградской области (до создания официального веб-сайта Тельмановского сельского поселения, а с момента создания такого веб-сайта - на официальном веб-сайте Тельмановского сельского поселения) в течение 10 дней с момента их формирования и утверждения.
Между тем судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Перечень от 17.02.2010 был опубликован в газете "Тосненский вестник" лишь 31.07.2010, то есть после обращения ООО "МиК" с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о несоответствии действий Администрации закону и нормативным правовым актам муниципального образования Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области, выразившемся в нарушении порядка опубликования Перечня от 17.02.2010.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования, суды со ссылкой на пункт 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 указали, что опубликование Перечня от 17.02.2010 после обращения ООО "МиК" с заявлением о реализации преимущественного права выкупа арендуемого имущества свидетельствует о цели Администрации воспрепятствовать заявителю в реализации права на приобретение арендуемого имущества.
Кассационная инстанция полагает, что судами правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций дана оценка всем доводам Администрации по рассматриваемым вопросам, в том числе по изложенным в кассационной жалобе, поскольку в ней, по существу, податель жалобы повторяет все то, на что ссылался ранее, и это отражено в принятых судебных актах.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011 по делу N А56-44431/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу местной администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
К.Ю. Коробов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.