Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Бурматовой Г.Е., Подвального И.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Стора Энсо Форест Бордер" Барановой О.В. (доверенность от 11.01.2011),
рассмотрев 26.07.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Новгородской таможни на решение Арбитражного суда Новгородской области от 02.02.2011 (судья Ларина Н.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 (судьи Осокина Н.Н., Кудин А.Г., Мурахина Н.В.) по делу N А44-4928/2010,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стора Энсо Форест Бордер" (Россия, 186810, Карелия Респ., г. Питкяранта, ул. Горького, 15, ОГРН 1031001750548, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании незаконным решения Новгородской таможни (Россия, Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Рогатица, 19/40, ОГРН 1025300802053, далее - Таможня), оформленного письмом от 22.07.2010 N 10-13/05730, об отказе в возврате излишне уплаченных 3 041 957 руб.27 коп. таможенных платежей, а также о возложении на таможенный орган в целях устранения допущенного нарушения прав заявителя обязанности возвратить последнему указанную сумму излишне уплаченных денежных средств.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение и постановление первой и апелляционной инстанций и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, оспариваемое решение таможенного органа является правомерным, поскольку примененная Обществом методика измерений не позволяет определить истинный объем вывезенной древесины. Таможня считает, что представленные Обществом расчеты не могут быть применимы в подтверждение факта излишней уплаты, поскольку в этих расчетах из объема экспортированных лесоматериалов исключен объем коры. Со ссылкой на положения статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного союза податель жалобы указывает на невозможность определения размера таможенных пошлин, причитающихся к уплате, за вывезенные в 2007 году лесоматериалы.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал свою правовую позицию, приведенную в отзыве.
Представители Таможни, надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке кассационного производства, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, в 2007 году общество с ограниченной ответственностью "Стора Энсо Форест Централ" (правопредшественник Общества) во исполнение внешнеэкономического контракта от 20.06.2007 N 12281, заключенного с компанией "Puumatra Oy" (Финляндия) вывезло с таможенной территории Российской Федерации товар - неокоренные лесоматериалы различных пород по 83 грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД).
Цена за товар условиями названного контракта предусмотрена без учета коры.
С учетом рекомендаций таможенных органов (письмо Северо-Западного таможенного управления от 01.11.2005 N 06-04-21/20953ф) при определении объема вывозимых лесоматериалов декларант применил отраслевой стандарт ОСТ 13-43-79 Е, увеличив переводные коэффициенты таблицы 1 ОСТа 13-43-79 Е на установленный пунктом 1.4. данного ОСТа коэффициент "0,06", и уплатил таможенные пошлины исходя из объемов лесоматериалов с корой.
Впоследствии общество с ограниченной ответственностью "Стора Энсо Форест Централ" прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к обществу с ограниченной ответственностью "Стора Энсо Форест Бордер", о чем 18.03.2010 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.
Общество, полагая неправомерным применение коэффициента "0,06", повлекшим в свою очередь указание в спорных ГТД завышенного, объема лесоматериалов и излишнюю уплату таможенных платежей, обратилось в Таможню с заявлением от 09.07.2010 о возврате 3 235 657 руб. 66 коп., излишне уплаченных таможенных платежей, приложив подтверждающие документы (в том числе: реестр деклараций с расчетами и номерами платежных поручений, документы, касающиеся реорганизации общества с ограниченной ответственностью "Стора Энсо Форест Централ", а также копии ГТД и платежных поручений).
Письмом от 20.07.2010 N 10-13/05730 таможенный орган вернул Обществу указанное заявление без рассмотрения, сославшись на непредставление заявителем документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей, а также на отсутствие оригиналов платежных поручений и ГТД.
Общество, посчитав нарушенными свои права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходили из отсутствия правовых оснований для использования коэффициента "0.06" при определении объема экспортируемых лесоматериалов.
В силу статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на период спорных правоотношений, далее - ТК РФ) декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество (статья 322 ТК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (с изменениями и дополнениями) ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Следуя постановлению Правительства Российской Федерации от 23.12.2006 N 795 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", окоренные и неокоренные лесоматериалы классифицируются в одной и той же товарной субпозиции, а расчет вывозной таможенной пошлины зависит от объема (куб.м) экспортируемых лесоматериалов.
Установление излишней уплаты таможенных пошлин связано с методикой определения объема вывезенных лесоматериалов с корой и обоснованностью применения поправочного коэффициента "0,06" для правильного определения этого объема.
В соответствии с пунктом 1.4 ОСТ 13-43-79Е, для перевода геометрического объема штабелей лесоматериалов в коре в плотный объем применяют переводные коэффициенты, приведенные в таблице 1. Для бревен грубой окорки коэффициенты, указанные в таблице 1, увеличивают на 0,04, а для бревен чистой окорки - на 0,06.
В данном случае судами установлено и сторонами не оспаривается, что фактически по спорным ГТД экспортировалась неокоренная древесина. Поскольку размер таможенных пошлин и налогов зависит от плотного объема именно неокоренных лесоматериалов, а поправочный коэффициент "0,06" не предназначен для перевода плотного объема лесоматериалов в объем древесины в коре, суды обоснованно посчитали увеличение декларантом переводного коэффициента таблицы 1 ОСТ 13-43-79 Е на поправочный коэффициент "0,06" не соответствующим функциональному назначению этого коэффициента.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что в результате ошибочного применения поправочного коэффициента "0,06" объемы вывезенных неокоренных лесоматериалов указаны с превышением, что и привело к излишней уплате сумм таможенных пошлин при экспорте лесопродукции.
В силу пункта 1 статьи 355 ТК РФ, излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. К указанному заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов (пункт 2 статьи 355 ТК РФ).
Непредставление в таможенный орган тех или иных документов не относится к обстоятельствам, при которых возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин не производится. Исчерпывающий перечень таких обстоятельств содержится в пункте 9 статьи 355 ТК РФ. В данном случае, как установлено судом первой инстанции, оспариваемое решение Таможни не содержит ссылок на предусмотренные названной нормой основания для отказа в возврате излишне уплаченных платежей. Отсутствие каких-либо документов позволяет таможенному органу истребовать их в установленном порядке, но не является основанием для оставления заявления без рассмотрения или отказа в возврате.
В силу статей 65 и 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
По настоящему делу суды посчитали, что таможенный орган не представил достаточных доказательств в обоснование отказа Обществу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Таким образом, установив факт излишней уплаты таможенных платежей на момент обращения Общества к Таможне с заявлением об их возврате, судебные инстанции обоснованно признали незаконным оспариваемое решение Таможни, обязав ее устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата на его счет излишне уплаченных денежных средств.
Размер излишне уплаченных таможенный пошлин сверен сторонами в судебном заседании на основании расчета, представленного Таможней (том 3, листы 71-72).
С учетом изложенного возложение судами предыдущих инстанций на таможенный орган обязанности вернуть заявителю 3 041 957 руб. 27 коп. излишне уплаченных таможенных платежей является правомерным и обоснованным.
Ссылки подателя жалобы на положения Таможенного кодекса Таможенного союза кассационная коллегия находит несостоятельными, поскольку на момент обращения Общества к Таможне с заявлением от 09.07.2010 порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин и налогов регламентировался статьей 355 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Новгородской области от 02.02.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 по делу N А44-4928/2010 оставить без изменений, а кассационную жалобу Новгородской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.