12 сентября 2014 г. |
Дело N А56-57004/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Константинова П.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ВЕСТ-СЕРВИС" Савина Р.В. (доверенность от 05.12.2012 N 38-12/12), от Комитета финансов Санкт-Петербурга Кузьменкова С.А. (доверенность от 19.12.2013 N 01-02/3775), от Комитета по транспорту Санкт-Петербурга Тихоновой И.Е. (доверенность от 27.12.2013 N 03-02-205),
рассмотрев 08.09.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВЕСТ-СЕРВИС" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу от 21.04.2014 по делу N А56-57004/2013 (судьи Жукова Т.В., Попова Н.М., Смирнова Я.Г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВЕСТ-СЕРВИС" (далее - истец, Общество, ООО "ВЕСТ-СЕРВИС") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по транспорту Санкт-Петербурга (далее - ответчик, Комитет по транспорту) о взыскании 1 881 705 руб. задолженности по субсидиям за февраль 2013 года на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок по договору от 30.08.2011 N 11-091/004. Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика 40 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
Определением суда от 23.10.2013 по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет финансов Санкт-Петербурга (далее - Комитет финансов).
В ходе рассмотрения дела ответчик частично произвел перечисление субсидий за февраль 2013 года в отношении транспортных средств с низким расположением пола, в связи с чем истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика 228 848 руб. задолженности по субсидиям за февраль 2013 по договору N 11-091/004 на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок по транспортным средствам с не низким расположением пола.
Уточнение исковых требований было принято судом.
Решением от 30.12.2013 в удовлетворении исковых требований отказано. С Комитета по транспорту в пользу ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" взыскано 40 000 руб. расходов на оплату услуг представителя. ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 31 817,05 руб., перечисленная по платежному поручению от 11.09.2013 N 1068.
Постановлением от 21.04.2014 апелляционная инстанция изменила решение суда от 30.12.2013, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
В удовлетворении исковых требований ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" отказать.
Возвратить ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 31 817 руб. 05 коп., перечисленные по платежному поручению N 1068 от 11.09.2013".
Апелляционная жалоба ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" оставлена без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме, а также судебные издержки в виде оплаты государственной пошлины в размере 7 576 руб. 96 коп., 40 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
По мнению подателя жалобы, федеральное законодательство не предусматривает установление каких-либо ограничений в оплате понесенных расходов по установленным льготам или преимуществам по провозной плате за перевезенных пассажиров, а Распоряжение Комитета по транспорту от 13.03.2013 N 13-р "О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 06.03.2013 N 149 в части предоставления в 2013 году субсидий на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, а также перевозок пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий граждан в автобусах" (далее - Распоряжение N 13-р) устанавливает вопреки требования статьям 790 и 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, требование о том, что в случае если договором на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок установлена обязанность перевозчика осуществлять перевозку пассажиров автобусами только с низким расположением уровня пола, а фактически на маршруте одновременно работают автобусы с низким расположением уровня пола и не низким расположением уровня пола, к расчетам и оплате принимается только работа, выполненная перевозчиком автобусами с низким расположением уровня пола.
Также Общество ссылается на неопределенность понятия "уровня низкого пола", указанного в приложении N 4 к договору.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет финансов просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора - Санкт- Петербургское государственное казенное учреждение "Организатор перевозок", не выразив своего отношения к обжалуемым судебным актам, просит рассмотреть кассационную жалобу Общества в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представители Комитета финансов и Комитета по транспорту возражали против ее удовлетворения.
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Организатор перевозок", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, в отзыве на кассационную жалобу просило рассмотреть ее в отсутствие своих представителей поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие на основании части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами, между ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" (перевозчик) и Комитетом по транспорту заключен договор от 30.08.2011 N 11-091/004 на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок (далее - Договор), в соответствии с пунктом 1.1. которого в целях удовлетворения потребностей населения города в пассажирских перевозках Комитет по транспорту поручает, а перевозчик принимает на себя обязательства по организации и выполнению перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, проходящим по территории Санкт-Петербурга, перечень которых содержится в приложении N 1 к настоящему договору (далее - маршруты).
Согласно пункту 1.2. названного договора обязательные требования к режиму работы и подвижному составу на маршруте, на котором перевозчик имеет право осуществлять перевозки пассажиров и багажа, указываются в приложении N 2 к настоящему договору.
В пункте 8.1. Договора определено, что настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами, а в силу пункта 8.2. Договор действует до 01.11.2016.
В пункте 10.1. Договора стороны согласовали условие о том, что взаимоотношения сторон, не урегулированные настоящим договором, регламентируются действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
Приложением N 4 к Договору установлены обязательные технические и конструкционные характеристики автобусов большой вместимости, приобретаемых с целью замены подвижного состава, выбывшего по допустимому сроку эксплуатации.
Сторонами 09.10.2012 было подписано дополнительное соглашение N 11 к Договору согласно пункту 1 которого приложение N 2 было изложено в новой редакции.
Сторонами 15.04.2013 было подписано дополнительное соглашение N 15 к Договору на предоставление в 2013 году субсидий на осуществление перевозок пассажиров и багажа на маршрутах регулярных перевозок по установленному Правительством Санкт-Петербурга тарифу, в соответствии с пунктом разделом 1 которого по настоящему дополнительному соглашению Комитет обеспечивает безвозмездное и безвозвратное перечисление субсидии из бюджета Санкт-Петербургу перевозчику в целях возмещения затрат или недополученных доходов перевозчика в связи с осуществлением перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, поименованных в приложении N 1 к договору, а также перевозок пассажиров по проездным документам многоразового использования и льготных категорий пассажиров в автобусах по установленным Правительством Санкт-Петербурга тарифам.
В разделе 2 указанного дополнительного соглашения определены условия предоставления субсидий.
Порядок, сроки предоставления, форма отчетности о выполнении условий предоставления субсидии, сроки и порядок предоставления субсидий установлены в разделе 3 названного дополнительного соглашения.
Согласно пункту 7.1. дополнительного соглашения N 15 настоящее дополнительное соглашение действует с 01.01.2013 по 31.12.2013.
Полагая, что у ответчика имеется задолженность по субсидиям за февраль 2013 по Договору в размере 1 881 705 руб., истец обратился в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истцу на основании представленных документов была выплачена субсидия за февраль 2013 по автобусам с низким расположением пола, в связи с чем истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика 228 848 руб. задолженности по выплате субсидий за февраль 2013 года по автобусам с не низким расположением пола
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований, посчитав их необоснованными.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 названной статьи юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, отношения, связанные с предоставлением субсидий из бюджета, относятся к публично-правовым правоотношениям и регулируются нормами бюджетного законодательства.
Поскольку истцом в рамках настоящего дела заявлены требования о взыскании задолженности по выплатам субсидии, то, вопреки доводам жалобы, в данном случае, статья 1105 ГК РФ спорные правоотношения не регулирует.
В силу статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 08.02.2000 N 19-4 "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" установлено, что перевозчики, осуществляющие на основании договоров перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок по установленному Правительством Санкт-Петербурга тарифу, а также перевозки пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий граждан, получают из бюджета Санкт-Петербурга в размере утвержденных бюджетных ассигнований возмещение затрат или недополученных доходов в связи с перевозкой пассажиров и багажа. Правительством Санкт-Петербурга устанавливается порядок возмещения затрат либо недополученных доходов, указанных в настоящей статье.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.03.2013 N 149 "О предоставлении в 2013 году субсидий, предусмотренных Комитету по транспорту Законом Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Постановление N 149) установлен Порядок предоставления в 2013 году субсидий на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, а также перевозок пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий граждан в автобусах (далее - Порядок предоставления субсидий).
Правительством Санкт-Петербурга было поручено Комитету по транспорту утвердить порядок определения размера предоставляемых субсидий с учетом размера затрат на оказание услуг по перевозке и размера доходов, полученных от оказания услуг по перевозке (пункт 4 Порядка предоставления субсидий).
Во исполнение Постановления N 149 распоряжением Комитета по транспорту от 13.03.2013 N 13-р "О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 06.03.2013 N 149 в части предоставления в 2013 году субсидий на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, а также перевозок пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий граждан в автобусах" утвержден порядок определения размера предоставляемых субсидий, порядок определения размера затрат на оказание услуг по перевозке и размера доходов, полученных от оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, а также перевозок пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий пассажиров в автобусах.
В соответствии с данным порядком, в случае, если договором установлена обязанность перевозчика осуществлять перевозку пассажиров автобусами только с низким расположением уровня пола, а фактически на маршруте работают одновременно автобусы с низким расположением уровня пола и не низким расположением уровня пола, то к расчетам и оплате принимается только работа, выполненная перевозчиком автобусами с низким расположением уровня пола.
Предоставление субсидий на осуществление перевозки граждан по регулируемому тарифу в автобусах на маршрутах регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах осуществлялось на основании дополнительных соглашений о предоставлении субсидий к договорам на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок в соответствии с указанными выше нормативными правовыми актами.
Разделом 3 дополнительного соглашение N 15 к Договору установлено, что выплата Обществу субсидий осуществляется после предоставления последним отчетности по установленным Комитетом по транспорту формам.
Судом первой инстанции установлено, что представленные ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" отчеты о выполнении объемов перевозок и расчеты субсидий за февраль месяц 2013 года не соответствовали форме отчетности, установленной договором, и были заполнены в нарушение порядка расчета суммы субсидий к оплате, установленного Распоряжением N 13-р.
В связи с устранением допущенных нарушений при составлении отчетности истцу в соответствии с представленными документами была выплачена субсидия за февраль 2013 года за оказание услуг по перевозке пассажиров автобусами с низким уровнем пола.
В соответствии с Распоряжением N 13-р в случае, если договором установлена обязанность перевозчика осуществлять перевозку пассажиров автобусами только с низким расположением уровня пола, а фактически на маршруте работают одновременно автобусы с низким расположением уровня пола и не низким расположением уровня пола, к расчетам и оплате принимается только работа, выполненная перевозчиком автобусами с низким расположением уровня пола.
Из приложения N 2 к Договору в редакции дополнительного соглашения N 11 от 09.10.2012 следует, что перевозки по маршруту 2А должны осуществляться автобусами с низким уровнем пола.
Следовательно, как обоснованно указал суд первой инстанции, обязательства ответчика исполнены в полном объеме в соответствии с действующим в Санкт-Петербурге нормативным порядком, а оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Довод жалобы о том, что приложение N 4 к договору имеет неопределенность в части требований к определению низкого уровня пола получил надлежащую правовую оценку при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для несогласия с данным выводом.
Выводы судов соответствуют материалам дела и установленным по делу обстоятельствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014 по делу N А56-57004/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВЕСТ-СЕРВИС" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.