Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Клириковой Т.В., Самсоновой Л.А.,
при участии от Центра государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области Киркина А.В. (доверенность от 01.01.2011),
рассмотрев 30.08.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.03.2011 (судья Парфенюк А.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2011 (судьи Виноградова Т.В., Ралько О.Б., Тарасова О.А.) по делу N А13-9202/2010,
установил
Департамент городского хозяйства администрации города Вологды, место нахождения: г. Вологда, ул. М. Ульяновой, 6а, ОГРН - 1073525019886 (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными пунктов 4, 5, 6, 8, 9 и 10 предписания Центра государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области, место нахождения: г. Вологда, ул. Зосимовская, д. 65, 408, ОГРН - 1023500888069 (далее - Центр ГИМС МЧС) от 18.08.2010 по устранению нарушений требований безопасности на водных объектах.
К участию в деле привлечены: муниципальное учреждение "Центр гражданской защиты города Вологды", место нахождения: г. Вологда, ул. Каменный мост, д. 6, ОГРН - 1033500043818 (далее - Учреждение); администрация города Вологды, место нахождения: г. Вологда, ул. Каменный мост, д. 4, ОГРН - 1033500051683 (далее - Администрация); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра); федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Вологодской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата"); общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Северсвет", место нахождения: г. Вологда, ул. Новгородская, д. 39А, 57, ОГРН - 1053500033510 (далее - Общество).
Решением от 28.03.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.06.2011, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 28.03.2011 и постановление от 03.06.2011, принять новый судебный акт. Податель жалобы считает необоснованным вывод судов о том, что мероприятия, указанные в оспариваемых пунктах предписания Центра ГИМС МЧС, направлены на благоустройство и обустройство пляжа, и их проведение входит в компетенцию Департамента. По мнению Департамента, оспариваемые мероприятия связаны с обеспечением безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья и их осуществление относится к основным направлениям деятельности Учреждения.
В судебном заседании представитель Центра ГИМС МЧС просил отказать в ее удовлетворении.
Учреждение, Администрация, Управление Росреестра, ФГУ "Земельная кадастровая палата" и Общество, уведомленные о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в северо-западной части города Вологды, входящей в состав муниципального образования "Город Вологда", находится особо охраняемая природная территория "Парк Мира". К реке Вологде "Парк Мира" примыкает на протяжении двух километров на правом берегу и 1200 метров на левом берегу, и включает городской пляж - пригодный для купаний участок побережья реки Вологды с прибрежными водами.
Положением о городском парке "Парк Мира", особо охраняемой природной территории города Вологды, утвержденным решением Совета самоуправления города Вологды от 18.06.1998 N 138, предусмотрено использование территории названного городского парка как место массового отдыха и экологического образования.
Должностными лицами Центра 18.08.2010 на основании обращения Учреждения от 16.08.2010 N 1073/2 о проведении технического освидетельствования пляжа проведено мероприятие по надзору за вышеуказанным городским пляжем.
В ходе проведения мероприятий по контролю на территории вышеуказанного пляжа установлены нарушения Правил охраны жизни людей на водных объектах в Вологодской области, утвержденных постановлением Правительства Вологодской области от 20.12.2007 N 1782, что зафиксировано в акте от 18.08.2010.
По результатам контрольных мероприятий Департаменту выдано предписание от 18.08.2010 по устранению нарушений требований безопасности на водных объектах (далее - Предписание).
Согласно указанному Предписанию Департаменту необходимо выполнить следующие мероприятия:
- в срок до 25.08.2010 обозначить границы участка водного объекта, отведенного для купания, буйками оранжевого цвета на расстоянии 25 метров один от другого. Границы участка не должны входить в зоны судового хода (пункт 4);
- немедленно, начиная с 20.08.2010 в период купального сезона организовать дежурство сотрудников милиции для наблюдения за порядком (пункт 5);
- немедленно в срок до 21.08.2010 на берегу не далее 5 м от воды выставить стойки с вывешенными на них спасательными средствами (пункт 6);
- в срок до 25.08.2010 на стенды добавить информацию о температуре воды и воздуха, а также извлечениями из Правил охраны жизни людей на водных объектах Вологодской области и по профилактике несчастных случаев на водных объектах (пункт 8);
- в срок до 05.06.2011 обеспечить дежурство медицинского персонала (пункт 9);
- в срок до 05.06.2011 установить мачту голубого цвета для подъема сигналов разрешения или запрещения купания (пункт 10).
Считая, что предписание в части пунктов 4, 5, 6, 8, 9 и 10 адресовано ненадлежащему лицу, Департамент частично оспорил Предписание в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, сделав вывод о том, что Предписание в оспариваемой части соответствует действующему законодательству.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.
Решением Вологодской городской Думы от 29.09.2007 N 512 утверждено Положение о Департаменте городского хозяйства администрации города Вологды (далее - Положение N 512), в соответствии с пунктом 1.1 которого Департамент является органом администрации города Вологды, уполномоченным на решение вопросов в сфере городского хозяйства, в том числе благоустройства территорий, обустройства мест массового отдыха населения.
В силу пункта 2.5 Положения N 512 к функциям Департамента отнесена организация благоустройства и обустройства мест массового отдыха населения.
На основании Правил благоустройства города Вологды, утвержденных решением Вологодской городской Думы от 02.04.2007 N 392, благоустройство территории - комплекс мероприятий по содержанию городских территорий, сооружений для создания безопасной и удобной среды обитания человека.
В целях реализации этих функций Департамент наделен следующими полномочиями: разрабатывать муниципальные программы в сфере благоустройства, обустройства мест массового отдыха населения (пункт 3.5.1 Положения N 512); осуществлять контроль в плановом и оперативном режимах за состоянием объектов благоустройства, за обустройством мест массового отдыха населения (пункт 3.5.3 Положения N 512); прогнозировать, определять объем, участвовать в формировании и размещении муниципального заказа в части компетенции Департамента (пункт 3.34.6 Положения N 512).
Пунктом 2.19 Положения N 512 в редакции, действовавшей в спорный период, на Департамент также возложено выполнение функций, предусмотренных Законом Вологодской области от 02.10.2008 N 1848-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области", по реализации отдельных государственных полномочий в указанной сфере, не переданных в установленном порядке, в части компетенции Департамента. Названным законом к полномочиям органов местного самоуправления отнесены, в частности, управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения, охрана особо охраняемых природных территорий местного значения.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что в данном случае к компетенции Департамента относится благоустройство и обустройство пляжа особо охраняемой природной территории "Парк Мира" и создание условий для безопасного массового отдыха населения на нем.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
Постановлением Правительства Вологодской области от 20.12.2007 N 1782 утверждены Правила охраны жизни людей на водных объектах в Вологодской области (далее - Правила N 1782).
В соответствии с Правилами N 1782:
- границы участка акватории водного объекта, отведенного для купания, обозначаются буйками оранжевого цвета, расположенными на расстоянии 25 - 30 м один от другого и 25 м от мест с глубиной 1.3 м. Границы участка акватории водного объекта, отведенного для купания, не должны выходить в зоны судового хода (пункт 2.16);
- в период купального сезона на пляжах организуется дежурство сотрудников милиции для наблюдения за порядком (пункт 2.23);
- на берегу не далее 5 м от воды через каждые 50 м выставляются стойки с вывешенными на них спасательными средствами (пункт 2.19);
- пляжи оборудуются стендами с извлечениями из названных Правил, материалами по профилактике несчастных случаев на водных объектах, данными о температуре воды и воздуха (пункт 2.21);
- на пляже обеспечивается дежурство медицинского персонала для предупреждения несчастных случаев с людьми и оказания помощи терпящим бедствие на водных объектах. (пункт 2.22);
- на пляжах устанавливаются мачты голубого цвета высотой 8 - 10 м для подъема сигналов: желтый флаг 70 x 100 см или 50 x 70 см (купание разрешено), черный шар диаметром 1 м (купание запрещено) (пункт 2.20).
Судами установлено и заявителем не оспаривается наличие нарушений требований, предусмотренных пунктами 2.16, 2.19 - 2.23 Правил N 1782 на территории пляжа городского парка "Парк Мира".
При рассмотрении дела суды обоснованно исходили из того, что с учетом возложенных на Департамент функций по благоустройству и обустройству мест массового отдыха населения, а также функций по управлению и контролю в области организации и функционирования особо охраняемой природной территории местного значения - "Парк Мира", обеспечения ее охраны, заявитель несет ответственность за создание условий для безопасного отдыха жителей на пляже особо охраняемой природной территории.
В свою очередь Учреждение, создано Администрацией для решения задач и осуществления деятельности в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в границах муниципального образования "город Вологда", в связи чем мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, указанных в пункте 2.2 устава Учреждения, осуществляются им с целью создания единой и эффективно действующей системы в указанной области.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что уполномоченный орган правомерно предписал Департаменту устранить нарушения требований безопасности на водных объектах в части пунктов 4, 5, 6, 8, 9, 10 спорного Предписания.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций сделали обоснованный вывод об отсутствии оснований для признания Предписания в оспариваемой части недействительным.
Довод подателя жалобы о том, что выполнение мероприятий, предусмотренных данными пунктами оспариваемого Предписания, входит в функции Учреждения, всесторонне и полно исследован судами первой и апелляционной инстанций и получил надлежащую правовую оценку.
Кассационная инстанция отклоняет довод жалобы о нарушении административным органом при проведении контрольных мероприятий по освидетельствованию пляжа Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), поскольку указанное обстоятельство с учетом смысла Закона N 294-ФЗ из материалов дела не следует.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает вывод судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении заявления правильным и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.03.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2011 по делу N А13-9202/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Вологды - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.