г. Вологда
03 июня 2011 г. |
Дело N А13-9202/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от Департамента городского хозяйства администрации города Вологды Красильниковой Е.В. по доверенности от 26.01.2010 N 13-0-1/50-501, от Центра государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области Киркина А.В. по доверенности 01.01.2011, Калина А.Б. по доверенности от 01.01.2011, от муниципального учреждения "Центр гражданской защиты города Вологды" Майковой О.А. по доверенности от 30.09.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 марта 2011 года по делу N А13-9202/2010 (судья Парфенюк А.В.),
установил
Департамент городского хозяйства администрации города Вологды (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Центру государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (далее - Центр) о признании недействительными пунктов 4, 5, 6, 8, 9, 10 предписания от 18.08.2010 по устранению нарушений требований безопасности на водных объектах.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение "Центр гражданской защиты города Вологды" (далее - Учреждение), администрация города Вологды (далее - Администрация), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра), федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Вологодской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата"), общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Северсвет" (далее - Общество).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 28 марта 2011 года в удовлетворении требований отказано.
Департамент в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование своей позиции ссылаются на то, что выполнение мероприятий, предусмотренных пунктами 4, 5, 6, 8, 9, 10 оспариваемого предписания, входит в функции Учреждения.
Центр, Учреждение в отзывах на апелляционную жалобу и их представители в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Росреестра, ФГУ "Земельная кадастровая палата", Общество, Администрация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в северо-западной части города Вологды, входящей в состав муниципального образования "Город Вологда" находится особо охраняемая природная территория "Парк Мира".
В границы данной территории включены три земельных массива общей площадью 1 826 454 кв. м. К реке Вологде "Парк Мира" примыкает на протяжении двух километров на правом берегу и 1200 метров на левом берегу, и включает городской пляж - пригодный для купаний участок побережья реки Вологды с прибрежными водами (далее - пляж).
Положением о городском парке "Парк Мира", особо охраняемой природной территории города Вологды, утвержденным решением Совета самоуправления города Вологды от 18.06.1998 N 138, предусмотрено использование территории названного городского парка как место массового отдыха и экологического образования (пункт 7).
Должностными лицами Центра 18.08.2010 на основании поступившего обращения муниципального учреждения "Центр гражданской защиты города Вологды" от 16.08.2010 N 1073/2 о проведении технического освидетельствования пляжа проведено мероприятие по надзору за вышеуказанным городским пляжем.
По результатам мероприятия составлен акт технического освидетельствования пляжа от 18.08.2010 и Департаменту выдано предписание от 18.08.2010 по устранению нарушений требований безопасности на водных объектах.
В соответствии с названным предписанием заявителю предложено в срок до 25.08.2010 обозначить границы участка водного объекта, отведенного для купания, буйками оранжевого цвета на расстоянии 25 метров один от другого. Границы участка не должны входить в зоны судового хода (пункт 4); немедленно, начиная с 20.08.2010 в период купального сезона организовать дежурство сотрудников милиции для наблюдения за порядком (пункт 5); немедленно в срок до 21.08.2010 на берегу не далее 5 м от воды выставить стойки с вывешенными на них спасательными средствами (пункт 6); в срок до 25.08.2010 на стенды добавить информацию о температуре воды и воздуха, а также извлечениями из Правил охраны жизни людей на водных объектах Вологодской области и по профилактике несчастных случаев на водных объектах (пункт 8); в срок до 05.06.2011 обеспечить дежурство медицинского персонала (пункт 9); в срок до 05.06.2011 установить мачту голубого цвета для подъема сигналов разрешения или запрещения купания (пункт 10).
Не согласившись с предписанием в части пунктов 5, 6, 8, 9, 10 Департамент обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.
Решением Вологодской городской Думы от 29.09.2007 N 512 утверждено Положение о Департаменте городского хозяйства администрации города Вологды (далее - Положение N 512), в соответствии с пунктом 1.1 которого Департамент является органом администрации города Вологды, уполномоченным на решение вопросов в сфере городского хозяйства, в том числе благоустройства территорий, обустройства мест массового отдыха населения. Основной задачей Департамента, в том числе, является осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов (пункт 2.11 Положение N 512).
К функциям Департамента отнесена организация благоустройства и обустройства мест массового отдыха населения (пункт 2.5 Положения N 512).
На основании Правил благоустройства города Вологды, утвержденных решением Вологодской городской Думы от 02.04.2007 N 392, благоустройство территории - комплекс мероприятий по содержанию городских территорий, сооружений для создания безопасной и удобной среды обитания человека.
В целях реализации этих функций Департамент наделен следующими полномочиями: разрабатывать муниципальные программы в сфере благоустройства, обустройства мест массового отдыха населения (пункт 3.5.1 Положения N 512); осуществлять контроль в плановом и оперативном режимах за состоянием объектов благоустройства, за обустройством мест массового отдыха населения (пункт 3.5.3 Положения N 512); прогнозировать, определять объем, участвовать в формировании и размещении муниципального заказа в части компетенции Департамента (пункт 3.34.6 Положения N 512).
Пунктом 2.19 Положения N 512 на Департамент также возложено выполнение функций, предусмотренных законом Вологодской области от 2 октября 2008 года N 1848-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области" по реализации отдельных государственных полномочий в указанной сфере, не переданных в установленном порядке, в части компетенции Департамента.
Названным законом (в редакции без учета изменений от 28.09.2009) к полномочиям органов местного самоуправления отнесены, в частности, управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения, охрана особо охраняемых природных территорий местного значения.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Департамент отвечает за благоустройство и обустройство пляжа - места массового отдыха населения, относящегося к городской территории, за создание условий для массового отдыха на пляже.
На основании части 3 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
Постановлением Правительства Вологодской области от 20.12.2007 N 1782 утверждены Правила охраны жизни людей на водных объектах в Вологодской области (далее - Правила N 1782).
Пунктом 2.16 названных Правил установлено, что границы участка акватории водного объекта, отведенного для купания, обозначаются буйками оранжевого цвета, расположенными на расстоянии 25 - 30 м один от другого и 25 м от мест с глубиной 1.3 м. Границы участка акватории водного объекта, отведенного для купания, не должны выходить в зоны судового хода.
На берегу не далее 5 м от воды через каждые 50 м выставляются стойки с вывешенными на них спасательными средствами. На кругах наносятся название водного объекта и надпись "Бросай утопающему" (пункт 2.19 Правил N 1782).
В силу Пункта 2.20 этих же Правил на пляжах устанавливаются мачты голубого цвета высотой 8 - 10 м для подъема сигналов: желтый флаг 70 x 100 см или 50 x 70 см (купание разрешено), черный шар диаметром 1 м (купание запрещено).
Пляжи оборудуются стендами с извлечениями из настоящих Правил, материалами по профилактике несчастных случаев на водных объектах, данными о температуре воды и воздуха. Обеспечиваются в достаточном количестве лежаками, тентами, зонтами для защиты от солнца, при наличии водопровода - душами (пункт 2.21 Правил N 1782).
Пунктами 2.22, 2.23 названных Правил установлено, что владелец пляжа в обязательном порядке обеспечивает дежурство спасателей и медицинского персонала для предупреждения несчастных случаев с людьми и оказания помощи терпящим бедствие на водных объектах В период купального сезона на пляжах организуется дежурство сотрудников милиции для наблюдения за порядком.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается факт нарушения требований, предусмотренных пунктами 2.16, 2.19 - 2.23 Правил N 1782 на территории пляжа, расположенного на особо охраняемой природной территории "Парк Мира". С учетом возложенных на Департамент функций по благоустройству и обустройству мест массового отдыха населения, а также функций по управлению и контролю в области организации и функционирования особо охраняемой природной территории местного значения - "Парк Мира", обеспечения ее охраны, участия в формировании и размещении муниципального заказа, ответчик несет ответственность за условия для массового отдыха жителей на территории пляжа "Парка Мира".
При таких обстоятельствах, уполномоченный орган правомерно предписал Департаменту устранить нарушения требований безопасности на водных объектах в части пунктов 4, 5, 6, 8, 9, 10 предписания от 18.08.2010.
Довод подателя жалобы о том, что выполнение мероприятий, предусмотренных данными пунктами оспариваемого предписания, входит в функции Учреждения, поскольку в соответствии с пунктами 2.3.12, 2.3.13, 2.3.15 устава Учреждения, утвержденного постановлением Главы города Вологды от 12.09.2005 N 2739, учреждение организует и проводит мероприятия по обучению населения способам защиты от чрезвычайных ситуаций, разъяснительную работу среди населения, отдыхающих на водных объектах в летних и зимних условиях по соблюдению ими действующих нормативных актов и правил, регламентирующих поведение на природе и водных объектах города; разрабатывает предложения по совершенствованию деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечению первичных мер безопасности людей на водных объектах и вносит их в установленном порядке на рассмотрение органам местного самоуправления; проводит мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Обязанности Департамента по выполнению требований по благоустройству и обустройству пляжа, обеспечению безопасных условий для массового отдыха жителей на территории пляжа является составной частью мер, предусмотренных законодательством для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Заявитель необоснованно исходит из расширительного толкования норм устава Учреждения и смешивает такой вид деятельности как содержание и обустройство объекта благоустройства - городской пляж, которая должна осуществляться Департаментом, с деятельностью Центра по функционированию служб наблюдения на пляжах, проведению спасательных операций на воде, то есть с услугами последнего по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья в чрезвычайных ситуациях.
В рассматриваемом случае, само по себе наличие в уставе Учреждения функций по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, не свидетельствуют о том, что предписание в оспариваемой части выдано ненадлежащему лицу. При выполнении своих функций в отношении пляжа Департамент обязан не допускать нарушения требований Правил N 1782, установленных в целях обеспечения безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 марта 2011 года по делу N А13-9202/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Вологды - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-9202/2010
Истец: Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды
Ответчик: Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Вологодской области
Третье лицо: "Центр гражданской защиты города Вологды", Администрация г. Вологды, ООО "Научно-производственная фирма "Северсвет", Управление росреестра по Вологодской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Вологодской области