Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Рудницкого Г.М.,
при участии от федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Северо-Западного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" Корепановой Т.В. (доверенность от 11.01.2011), Каменкова М.В. (доверенность от 31.08.2011) от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге Афиногеева Д.В. (доверенность от 23.05.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Северо-Западного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2011 (судья Раннева Ю.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Серикова И.А.) по делу N А56-52895/2010,
установил
Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление специального строительства по территории Северо-Западного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства", ОГРН 1027809233286, место нахождения: 197101, Санкт-Петербург, ул. Мира, д. 15, лит. Б (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге (далее - Управление Росимущества) заключить в предложенной истцом редакции следующие дополнительные соглашения об изменении размера арендной платы по договорам аренды земельных участков:
- дополнительное соглашение N 3 к договору от 12.05.2003 N 02/ЗД-04519,
- дополнительное соглашение N 1 к договору от 21.05.2008 N 02/ЗД-07001,
- дополнительное соглашение N 1 к договору от 01.12.2008 N 22/ЗК-02551,
- дополнительное соглашение N 2 к договору от 17.11.2006 N 08ЗД-01676,
- дополнительное соглашение N 1 к договору от 01.11.2006 N 21-ЗД02974,
- дополнительное соглашение N 3 к договору от 12.10.2006 N 18/ЗД-01930,
- дополнительное соглашение N 1 к договору от 27.02.2008 N 18/ЗД-02057,
- дополнительное соглашение N 1 к договору от 21.04.2008 N 22/ЗД-02440,
- дополнительное соглашение N 3 к договору от 30.11.2006 N 22/ЗД-02185,
- дополнительное соглашение N 3 к договору от 30.11.2006 N 22/ЗД-02184,
- дополнительное соглашение N 2 к договору от 31.08.2006 N 13/ЗК-04164,
- дополнительное соглашение N 2 к договору от 02.06.2006 N 07/ЗД-04096;
- дополнительное соглашение N 3 к договору от 20.09.2006 N 15/ЗД-001817.
Предприятие просило заключить названные дополнительные соглашения об изменении арендной платы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) и применить условия о величине арендной платы, установленные названными дополнительными соглашениями, к правоотношениям сторон, возникшим с 01.01.2010.
Решением суда от 14.02.2011, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.06.2011, в иске отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 14.02.2011 и постановление от 06.06.2011 и удовлетворить иск.
Податель жалобы указывает на следующее: суды обеих инстанций неправильно применили статьи 421, 424, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 65 Земельного кодекса Российской Федерации; суды не учли, что стоимость аренды государственной земли относится к категории регулируемых цен, поэтому ставка арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, должна соответствовать ставке, установленной нормативным актом уполномоченного органа; выводы судов противоречат правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 02.02.2010 N 12404/09.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители Предприятия поддержали доводы жалобы, а представитель Управления Росимущества просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие на основании указанных тринадцати договоров аренды, заключенных в период с 2003 по 2008 годы, является арендатором земельных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных в Санкт-Петербурге. Договоры заключены на 49 лет в связи с тем, что на земельных участках расположены объекты недвижимости, являющиеся федеральной собственностью и переданные Предприятию в хозяйственное ведение.
Разделами 3 данных договоров установлены размер и порядок внесения арендной платы.
Пунктами 3.6 договоров предусмотрено, что в случае изменения нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) Санкт-Петербурга, регулирующих исчисление размера арендной платы, а также вида и деятельности арендатора арендодатель вправе изменить размер арендной платы в бесспорном и одностороннем порядке.
Согласно пунктам 6.2 договоров дополнения и изменения, вносимые в договоры, оформляются дополнительными соглашениями сторон, кроме случая, предусмотренного пунктами 3.6 договоров.
В связи с тем, что Постановлением N 582 утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила определения арендной платы), Предприятие 30.04.2010 обратилось в Управление Росимущества с заявлением о внесении изменений в действующие договоры аренды земельных участков в части размера арендных платежей с учетом пункта 3 названных Правил. К заявлению Предприятие приложило дополнительные соглашения об изменении размера арендной платы.
Управление Росимущества не подписало данные соглашения, возвратило их Предприятию и в письме от 24.07.2010 сообщило, что в соответствии с информационным письмом заместителя руководителя Росимущества от 19.08.2009 N ПП-10/20843 пункт 3 Постановления N 582 распространяется на случаи предоставления земельных участков лицам, имевшим или имеющим право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Предприятие обратилось в суд с настоящим иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по установлению порядка определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
В пункте 1 Правил определения арендной платы указано, что данные Правила определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту а) пункта 3 названных Правил в отношении земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением случаев, когда право аренды приобретено на торгах), арендная плата рассчитывается в размере 0,01% от кадастровой стоимости участка.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, не признаются объектом налогообложения.
Предприятие входит в состав Федерального агентства специального строительства (далее - Спецстрой России), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области строительства и связи. Земельные участки, предоставленные предприятиям Спецстроя России признаются ограниченными в обороте по основанию, установленному подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку Предприятие имеет указанную налоговую льготу, то в связи с принятием Постановления N 582 расчет арендной платы следует производить в соответствии с подпунктом а) пункта 3 Правил определения арендной платы. Управление Росимущества в силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации обязано руководствоваться названными Правилами.
Возражая против удовлетворения иска, Управление Росимущества сослалось на то, что в Постановлении N 582 не предусмотрена обязанность арендодателя пересмотреть размер арендной платы по действующим договорам аренды.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Предприятию в иске, посчитав, что не имеется предусмотренных статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований для внесения в договор изменений; Постановлением N 582 на ответчика также не возложена обязанность по внесению изменений в действующие договоры аренды в части уменьшения арендной платы и не установлено право арендатора требовать внесения соответствующих изменений.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене как принятые с неправильным применением норм материального права и по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения спора, а также без учета следующего общеобязательного толкования правовых норм, приведенного в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование такими объектами должна определяться с учетом применимых в соответствии с действующим законодательством ставок арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены возможности требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный сторонами договор аренды.
При таком положении отсутствие в Постановлении N 582 и в договорах аренды, которые заключены с Предприятием, указания на возможность изменения условий этих договоров аренды в части, касающейся размера арендной платы, не свидетельствует о невозможности таких изменений в связи с принятием названного нормативного правового акта.
Поскольку суды обеих инстанций не дали оценку доводам Предприятия о том, что изменение арендной платы в связи с принятием Постановления N 582 является обязательным для Управления Росимущества с учетом приведенной правовой позиции ВАС РФ; не проверили, имеет ли Предприятие налоговую льготу, подлежит ли применению при исчислении платы за арендуемые им земельные участки порядок, предусмотренный подпунктом а) пункта 3 Правил определения арендной платы; не проверили расчет арендной платы, указанный в дополнительных соглашениях, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное; на основании полного и всестороннего исследования материалов дела и при правильном применении норм материального и процессуального права разрешить спор; распределить судебные расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 по делу N А56-52895/2010 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.