Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Боглачевой Е.В., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от Калининградского тылового таможенного поста Панова В.П. (доверенность от 01.10.2008 N 04-14/727),
рассмотрев 12.09.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.02.2011 (судья Скорнякова Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Семиглазов В.А.) по делу N А21-8895/2010,
установил
Государственное учреждение - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 236000, Калининград, ул. Чайковского, д. 11 (далее - Учреждение, Фонд), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Калининградскому тыловому таможенному посту, место нахождения: 236008, Калининград, Верхнеозерная ул., д. 34, ОГРН 1023901010297 (далее - Пост), о взыскании ущерба в сумме 44 244 руб. 36 коп., выплаченного страхователям в виде пособий по временной нетрудоспособности на основании листков нетрудоспособности, неправомерно выданных и неправильно оформленных.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 10.02.2011, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011, в удовлетворении заявленных Учреждением требований отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы ссылается на неправильное применение судами положений Федеральных законов от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ). В кассационной жалобе Учреждение также сослалось на то обстоятельство, что при проверке Поста выявлены нарушения порядка выдачи медицинскими учреждениями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 (далее - Приказ N 514), которые носили существенный и неустранимый характер. Податель жалобы полагает, что в случае, когда необоснованно выданный листок нетрудоспособности оплачен работодателем, то такая оплата произведена за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ), за исключением первых двух дней, в связи с чем ФСС РФ причинен ущерб. Заявитель также указывает, что имеет право предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
В отзыве на кассационную жалобу Пост просит принятые судебные акты оставить без изменения, полагая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Поста поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Учреждение о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами предшествующих инстанций на основании материалов дела, Учреждением в отношении Поста проведена проверка состояния экспертизы временной нетрудоспособности в медицинском учреждении, о чем составлены справки от 06.07.2010 N 64 и от 13.07.2010 N 69.
По результатам проверки Учреждением было установлено нарушение требований, предусмотренных порядком выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденным Приказом N 514, допущенных медицинским учреждением при выдаче листков нетрудоспособности.
Полагая, что действиями Поста причинен ущерб в размере незаконно выплаченного пособия на сумму 44 244 руб. 36 коп. своим сотрудникам за счет средств Фонда социального страхования на основании листков нетрудоспособности, оформленных с нарушением установленного порядка, Учреждение обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Кассационная инстанция, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Учреждения.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности. В соответствии с пунктом 1 статьи 22 названного Закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В части 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик вправе обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ (введенным Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2010) страховщик вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Таким образом, с 01.01.2010 ФСС РФ вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Как правильно установлено судами и подтверждено материалами дела, требование Учреждения о взыскании ущерба в отношении Гостевой Н.А. не подлежит удовлетворению, поскольку страховой случай, по которому произведена выплата пособия по социальному обеспечению в отношении данной сотрудницы, имел место до вступления в силу изменений, внесенных Законом N 213-ФЗ.
Суды правомерно указали, что поскольку предметом иска является возмещение ущерба, причиненного неправомерными действиями Поста, то необходимыми условиями для удовлетворения заявленных исковых требований являются в силу содержания статей 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) наличие одновременно: противоправности поведения причинителя вреда; наступления вреда; причинно-следственной связи между противоправным поведением и наступившим вредом; вины причинителя вреда.
Статьей 1068 ГК РФ определено, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Учреждение в обоснование заявленного требования сослалось на пункт 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ (редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ), предусматривающий право страховщика предъявить иск к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Из положений статьи 13 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ усматривается, что единственным основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Аналогичное правило закреплено и в методических указаниях о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81.
Таким образом, вышеуказанными нормативно-правовыми актами предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ установлено, что финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств бюджета ФСС РФ, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных Законом.
Следовательно, отношения по расходованию средств на обязательное социальное страхование возникают между страховщиком и страхователем, а не между страховщиком и лечебным учреждением, выдавшим листки нетрудоспособности.
Материалами дела подтверждается, что предметом иска Учреждения к Посту является возмещение ущерба, причиненного необоснованными действиями ответчика.
Возмещение ущерба - это мера гражданско-правовой ответственности, и ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сослались на пункт 10 Положения N 101, согласно которому выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Следовательно, обязанность проверки листка нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации предприятия, которое производит его выплату.
Исследовав представленные в дело доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что действия Поста по выдаче больничных листов не состоят в причинно-следственной связи с заявленными Учреждением убытками в виде принятых к зачету сумм пособий.
При таких обстоятельствах отсутствует совокупность условий, при которых допускается возмещение вреда, в связи с чем требования Учреждения удовлетворению не подлежат.
При рассмотрении дела арбитражными судами двух инстанций установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, которым дана надлежащая правовая оценка. При этом выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Переоценка исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и сделанных на их основе выводов не входит в полномочия кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
С учетом изложенного основания для отмены принятых судебных актов и удовлетворения жалобы Фонда у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.02.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 по делу N А21-8895/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.