12 сентября 2014 г. |
Дело N А56-79435/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Асмыковича А.В., Любченко И.С.,
при участии индивидуального предпринимателя Овчаровой Елены Самуиловны (паспорт), от индивидуального предпринимателя Овчаровой Елены Самуиловны Ференс-Сороцкого В.В. (доверенность от 18.03.2014 N 0-3053), от Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга Бойко Е.В. (доверенность от 03.03.2014 N 02-515/14-0-0),
рассмотрев 09.09.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2014 (судья Соколова Н.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2014 (судья Есипова О.И., Протас Н.И., Семенова А.Б.) по делу N А56-79435/2013,
установил:
Индивидуальный предприниматель Овчарова Елена Самуиловна, ОГРНИП 305780214007970 (далее - ИП Овчарова Е.С., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 197046, Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, дом 5/3. ОГРН 1037828007030, ИНН 7815015523 (далее - Комитет, административный орган) от 12.12.2013 N 004-2013/П-326-1242 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2014, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2014, заявленные предпринимателем требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами статьи 2.9 КоАП РФ, просит отменить решение от 25.03.2014 и постановление от 30.05.2014 и принять по делу новый судебный акт.
Предприниматель отзыв на кассационную жалобу не представил.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, предприниматель и его представитель возражали против ее удовлетворения и просили оставить судебные акты по настоящему делу без изменений, а жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с 12.09.2013 по 23.10.2013 Прокуратурой Петроградского района г. Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения предпринимателем требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении деятельности по адресу: Санкт-Петербург, улица Мира, дом 10, литера А, помещение 13Н.
В ходе проведения проверки установлено, что ИП Овчарова Е.С. при осуществлении парикмахерских и косметических услуг населению нарушает требования законодательства в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления, а именно: отсутствуют лимиты на размещение отходов; отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2012 год до 15.01.2013 в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу не представлена, что является нарушением требований статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), и Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за исключением статистической отчетности, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 (далее - Порядок).
По данному факту 23.10.2013 в отношении ИП Овчарова Е.С. заместителем прокурора Петроградского района г. Санкт-Петербурга вынесено постановление N 26-2013/299 о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы проверки, Комитет вынес постановление от от 12.12.2013 N 004-2013/П-326-1242 о привлечении ИП Овчарова Е.С. к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, предприниматель обжаловал его, обратившись в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности административным органом наличия в действиях предпринимателя состава вменяемого правонарушения (в части непредставления в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов за 2012 год до 15.01.2013) и отсутствии нарушения процедуры привлечения его к административной ответственности. Вместе с тем, удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из наличия оснований для применения по данному делу положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы с учетом следующего.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Законом N 89-ФЗ.
Под отходами производства и потребления (далее - отходы) в силу статьи 1 Закона N 89-ФЗ понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (пункты 2, 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, а также предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно статье 18 Закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 1).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (пункт 3).
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (пункт 4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В силу пункта 3 Порядка субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.
Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом (пункт 5 Порядка).
В данном случае судами установлено и материалами дела подтверждается, что ИП Овчарова Е.С., являясь субъектом малого предпринимательства, не исполнила в установленный законом срок обязанности по представлению в уведомительном порядке отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в соответствующий орган (Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу).
Таким образом, судебные инстанции сделали правильный вывод о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Процедура привлечения ИП Овчарова Е.С. к административной ответственности проверена судами и нарушений процессуального законодательства не установлено.
При этом суды с учетом доводов лиц, участвующих в деле, и представленных ими доказательств, установили основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно абзацу 2 пункта 18.1 Постановления N 10 возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении в данном случае положений о малозначительности мотивированы и основаны на исследовании и оценке конкретных обстоятельств дела в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Доводы подателя жалобы о неправильном применении судами статьи 2.9 КоАП РФ не могут быть приняты во внимание, поскольку оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (пункт 18.1 Постановления N 10 в редакции Постановления Пленума ВАС РФ от 10.11.2011 N 71).
Неправильного применения судами норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, кассационным судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2014 по делу N А56-79435/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.