Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Матлиной Е.О., Михайловской Е.А.,
при участии от администрации муниципального образования "Городской округ "Город Калининград" Смирнова С.В. по доверенности от 04.07.2011 N 123/дв, от товарищества индивидуальных застройщиков "Перспектива-Вест" потребительского кооператива председателя правления кооператива Гоминюка А.С. (протокол от 27.06.2008), Каракулова И.А. (доверенность от 30.08.2010),
рассмотрев 19.09.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Городской округ "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.12.2010 (судья Залужная Ю.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011 (судьи Савицкая И.Г., Есипова О.И., Шульга Л.А.) по делу N А21-7022/2010,
установил
Товарищество индивидуальных застройщиков "Перспектива-Вест" потребительский кооператив (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Комиссии по учету и вырубке (сносу) зеленых насаждений и компенсационному озеленению на территории городского округа "Город Калининград" администрации городского округа "Город Калининград" (далее - Администрация) об отмене порубочного билета от 28.12.2007 N 666, оформленного протоколом от 17.12.2009 N 02/2009.
В обоснование заявления Товарищество ссылается на то обстоятельство, что указанное решение является незаконным и необоснованным и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
Решением от 02.12.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.05.2011, заявленные требования удовлетворены.
Оценив представленные в материалы дела документы, суды пришли к выводу о том, что у Администрации не имелось правовых оснований для принятия решения об отмене выданного порубочного билета.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении его требований. Податель жалобы ссылается на то, что порубочный билет выдан Товариществу неуполномоченным органом при том, что должен был выдаваться компетентным государственным органом Росприроднадзора, а не органами местного самоуправления, поскольку по Генеральному плану городского округа "Город Калининград" территория застройки отнесена к зоне городских лесов, следовательно, выдача порубочного билета на рубку ухода зеленых насаждений, расположенных на указанной территории должна была производиться с соблюдением правового режима территории.
Кроме того, Администрация указывает, что суды не дали оценку представленным в материалы дела документам (лесоустроительной документации, сведениям из Генерального плана, письму за подписью директора Агентства по охране, воспроизводству и использованию животного мира и лесов при Правительстве Калининградской области от 14.10.2009 N 2070).
В судебном заседании представитель Администрации доводы жалобы поддержал, а представители Товарищества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых решения и постановления проверены в кассационном порядке.
Как установлено судом, согласно свидетельству о государственной регистрации прав от 02.07.2007 серии 39-АА N 504020а в постоянном (бессрочном) пользовании Товарищества находится земельный участок, расположенный по адресу: г. Калининград, Мамоновское шоссе, кадастровый номер 39:15:15 13 16:0002 под строительство кварталов индивидуальных жилых домов общей площадью 330 000 кв.м.
Отделом охраны окружающей среды Администрации заявителю 28.12.2007 выдан порубочный билет N 666, разрешающий на названном участке рубку самосева ивы, березы, осины, ольхи.
Решением Комиссии по учету и вырубке (сносу) зеленых насаждений и компенсационному озеленению на территории городского округа "Город Калининград" (протокол заседания Комиссии от 17.02.2009 N 02/2009) названный порубочный билет отменен.
Основанием для отмены порубочного билета послужило то обстоятельство, что спорный земельный участок расположен в проектируемой зоне городских лесов, лесопарков (зона 5420) и выдача порубочных билетов в отношении такого участка находится в компетенции государственного органа, уполномоченного в сфере охраны окружающей природной среды, следовательно, имеющийся у Товарищества порубочный билет N 666 выдан отделом охраны окружающей среды Администрации незаконно, с превышением имеющихся полномочий.
Полагая, что решение комиссии является незаконным и нарушает его права, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, кассационная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по следующим основаниям.
В силу статьи 1 Закона Калининградской области от 21.12.2006 N 100 "Об охране зеленых насаждений" (в редакции, действовавшей на момент выдачи порубочного билета), порубочный билет - это специальное разрешение, выдаваемое органами местного самоуправления на вырубку (снос) зеленых насаждений.
При этом под зелеными насаждениями в указанном Законе понимается древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая растительность в парках, скверах, садах, иных рукотворных зеленых зонах, а также отдельно стоящие деревья и кустарники и иную растительность).
Статья 4 данного Закона устанавливает, что вырубка (снос) зеленых насаждений в населенных пунктах и в полосе отвода автомобильных дорог Калининградской области может проводиться в том числе, в случае реализации проектов строительства, реконструкции зданий, сооружений, благоустройства территории, утвержденных в установленном порядке и имеющих положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Во всех случаях вырубка зеленых насаждений, расположенных на территории населенных пунктов Калининградской области и в полосе отвода автомобильных дорог, производится на основании порубочного билета.
Вырубка зеленых насаждений, в том числе расположенных в зеленых зонах регионального значения, осуществляется на основании порубочного билета, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Калининградской области.
Разрешение на вырубку зеленых насаждений (порубочные билеты) получают в том числе застройщики - на земельных участках, отведенных под строительство.
В соответствии с пунктами 15 и 16 Положения "О сносе и восстановлении зеленых насаждений на территории Калининграда", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 28.05.2003 N 216 (действовавшего в оспариваемый период), во всех случаях вырубка зеленых насаждений на территории города Калининграда производится по порубочным билетам, выданным отделом охраны окружающей среды мэрии Калининграда.
Порубочный билет выдается на основании актов обследования зеленых насаждений, актов оценки зеленых насаждений, платежных документов об оплате восстановительной стоимости за снос зеленых насаждений. В случае сноса зеленых насаждений в связи со строительством порубочный билет выдается после получения разрешения на производство строительно-монтажных работ.
Как установлено судами, основанием для выдачи Товариществу порубочного билета от 28.12.2007 N 666 явилось письменное обращение председателя Товарищества, свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок от 02.07.2007 серии 39-АА N 504020, акт обследования зеленых насаждений от 28.12.2007 N 465.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается при наличии указанных в названной статье документов, в том числе градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент).
Как указывает Администрация, в градостроительном плане земельного участка N RU39301000-1675, утвержденном главным архитектором города 14.12.2009, земельный участок заявителя расположен в зоне Р-2 лесопарков, городских лесов и отдыха. Предусмотренные для данной зоны основные, вспомогательные и условно разрешенные виды использования не предусматривают осуществление какого-либо строительства.
Вместе с тем, как обоснованно отметили суды, градостроительный план данного земельного участка был утвержден Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением окружного совета депутатов города Калининграда N 146 (далее - Правила) только 29.06.2009, в то время как государственный акт отвода земель, выданный правопредшественнику Товарищества в 1993 году, явившийся основанием для постановки его на кадастровый учет, не предусматривал каких-либо ограничений в использовании земельного участка под застройку.
Указанное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-1663/2010.
Следует отметить, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащих доказательств, свидетельствующих о нахождении переданного заявителю земельного участка в составе городских лесов, Администрация не представила.
При таких обстоятельствах ссылка Администрации в оспариваемом решении от 17.12.2009 на пункт 23 Положения "О сносе и восстановлении зеленых насаждений на территории Калининграда", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 28.05.2003 N 216 (действовавшего в оспариваемый период), является неправомерной.
Суды обоснованно признали несостоятельными доводы, изложенные в протоколе Комиссии от 17.12.2009 N 02/2009, послужившие основанием для отмены выданного Товариществу порубочного билета от 28.12.2007 N 666.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.12.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011 по делу N А21-7022/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Городской округ "Город Калининград" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.