Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Боглачевой Е.В., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от открытого акционерного общества "СеверСталь" Трифановой А.А. (доверенность от 29.03.2011 б/н), от государственного учреждения - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Сурогиной А.А. (доверенность от 05.07.2011 N 304),
рассмотрев 19.09.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "СеверСталь" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.03.2011 (судья Смирнов В.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2011 (судьи Виноградова Т.В., Ралько О.Б., Тарасова О.А.) по делу N А13-12289/2010,
установил
Открытое акционерное общество "СеверСталь", место нахождения: 162608, г. Череповец, ул. Мира, д. 30, ОГРН 1023501236901 (далее - Общество, ОАО "СеверСталь"), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением с учетом уточнений, принятых судом, к Государственному учреждению - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 160001, г. Вологда, пр. Победы, д. 33 (далее - Учреждение, Фонд), о признании недействительным решения от 12.08.2010 N 240 о непринятии к зачету расходов в сумме 117 490 руб. 26 коп., произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога (далее - ЕСН) - на цели обязательного социального страхования.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 21.03.2011 требования Общества удовлетворены частично: оспариваемое решение Фонда признано недействительным в части отказа заявителю в принятии расходов в сумме 1435 руб. 92 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы указывает, что суды неправомерно признали обоснованным отказ Учреждения в части непринятия к зачету расходов страхователя на оплату 11-ти больничных листов в сумме 62 507 руб. 79 коп., так как у Общества не было оснований сомневаться в достоверности представленных больничных листов. Также податель жалобы со ссылкой на пункт 5 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255 "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) считает, что правомерно произвел оплату первого дня больничных листов нетрудоспособности, выданных по уходу за больными членами семьи, в случаях, когда день выдачи больничного листа являлся выходным днем по табелю учета рабочего времени на сумму 53 546 руб. 55 коп.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить обжалуемые судебные акты без изменений, полагая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представить Учреждения - доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух предшествующих инстанций на основании материалов дела, Учреждением в отношении Общества проведена документальная выездная проверка по вопросам правомерности несения ОАО "СеверСталь" расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем (плательщиком ЕСН) в счет начисления данного налога, подлежащего зачислению за период с 01.01.2008 по 31.12.2009.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 09.07.2010 и с учетом возражений Общества принято решение от 12.08.2010 N 240 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком ЕСН на цели обязательного социального страхования, которым отказано в возмещении расходов в сумме 472 684 руб. 46 коп.
Не согласившись с решением Учреждения от 12.08.2010 N 240 в части отказа в принятии к зачету расходов в сумме 117 490 руб. 26 коп., Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Кассационная инстанция считает, что отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований в указанной части, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
На основании пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие, в частности, заболевания и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является, в том числе, пособие по временной нетрудоспособности. В соответствии с пунктом 1 статьи 22 данного Закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Как указано в статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации, при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом. Размеры пособий и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.
В силу статьи 6 Закона N 165-ФЗ организации любой организационно- правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию.
Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 12 названного Закона страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В соответствии со статьей 10 названного Закона обязанность своевременно представлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице.
Согласно пункту 1 порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 (далее - Порядок N 514), основанием для начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 10 положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение N 101), установлено в том числе, что выплата пособий по социальному страхованию в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Следовательно, обязанность проверять правильность оформления листка нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации организации, которая выплачивает пособие.
Право возмещения средств за счет учреждения возникает у организации только при исполнении данной обязанности, а также при полном соответствии выдачи больничного листка установленному порядку.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики (ФСС) имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 18 Положения N 101 закреплено, что расходы по государственному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются.
Судами первой и апелляционной инстанций правомерно установлено на основании материалов дела, что выплаты по больничным листам серии ВН N 8491102 (Щипанову С.В.), серии ВН N 8491168 (Цветкову В.В.) и серии ВН N 8491214 (Щербакову А.Н.) в общей сумме 12 312 руб. 35 коп. неправомерно предъявлены Обществу к зачету, поскольку указанные листы нетрудоспособности в ходе проверки не представлялись.
Согласно предъявленному в материалы дела постановлению следователя УВД от 22.04.2009 о производстве выемки, в том числе листов нетрудоспособности серии ВН N 8491102, серии ВН N 8491168, серии ВН N 8491214 и копиям указанных больничных листов, указанные документы выданы лечебными учреждениями Вологодской области.
Вместе с тем судами установлено и подтверждается материалами дела, что бланки листов нетрудоспособности серии ВН N 8491102, серии ВН N 8491168 и серии ВН N 8491214 в региональное отделение для выдачи медицинским учреждениям в период с 20.04.2004 по 15.04.2009 не поступали. Согласно сведениям медицинского учреждения здравоохранения "Городская больница N 1" Щербаков А.А. на стационарное лечение с 17.06.2008 по 27.06.2008 не поступал, а больничный лист серии ВН 8491214 не выдавался.
В отношении больничных листов, связанных с выплатой пособия на сумму 50 195 руб. 44 коп. ( серии ВН N 8491126 на имя Никифорова А.В., серии ВК N 2039188 на имя Купецкого А.Ф., серии ВН N 8491106, 8491355 и 8491354 на имя Цветкова В.В., серии ВМ N 0221588 на имя Курочкина Е.В., серии ВМ N 9019369 на имя Косач Л.В., серии ВМ N 0221306 на имя Заярного А.А.), в ходе проведения проверки Учреждением было установлено, что указанные больничные листы не выдавались тем лечебным учреждением, печать которого на них присутствует. Указанные больничные листы не числятся за этими лечебными учреждениями, что подтверждается справкой медицинского учреждения здравоохранения "Городская больница N 2" от 12.05.2010 N 33, справкой медицинского учреждения здравоохранения "Городская больница N 1" от 24.05.2010 N 39, справкой медицинского учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 7" от 24.05.2010 N 40, справкой медицинского учреждения здравоохранения "Городская больница N 2" от 24.05.2010 N 42, письмом государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 02.07.2010 N 01-28/06-5585.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о том, что вышеуказанные больничные листы не являются документами, подтверждающими наступление страховых случаев, в связи с чем расходы, произведенные Обществом, не подтверждены документами и не могут быть приняты к зачету в счет начисленного ЕСН.
Суды обоснованно указали, что заявитель для проверки выданного больничного листа имел возможность направить письменный запрос в поликлинику, его выдавшую, направить письмо в Фонд социального страхования о проведении проверки по данному листу нетрудоспособности. Какие-либо меры по проверке подлинности выдачи спорных документов заявителем не предпринимались.
Кассационная инстанция поддерживает вывод судов о правомерности непринятия Учреждением к зачету расходов Общества по листам нетрудоспособности, которыми не подтверждены факты наступления страховых случаев.
Оспариваемым решением Фонда также не приняты к зачету и расходы по обязательному социальному страхованию в размере 53 546 руб. 55 коп, поскольку в ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 42 Порядка N 514, листки нетрудоспособности выданы работникам цехов 1-КХП, 5-АГП, 6-ДЦ, 10- Копровый, 13-КП, 15-ЦГП, 1-КПХ, 5-ЦБиО, 27-ЦЭС, 37-ЦВС, 40-ЛЦ-2, 47 - УО и К, 52-УПР.КОМ, 60-СБ-2, 62-ПРОМПОРТ, 83-ОРС, 103-ЦТРК, 105-СИТ, 107-СП, 116-ПХП, 140-ПГП, 141-УПР.ТРАНСП, 170-УГЭ, а также работнице цеха 41-УЖДТ Аганиной Н.Ю. по уходу за ребенком в период, когда мать не нуждалась в освобождении от работы, то есть дата открытия больничного листа приходилась на выходной день.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 (в редакции, действовавшей в период выплаты пособия) Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случае необходимости осуществления ухода за больным членом семьи.
В части 2 названной статьи Закона N 255-ФЗ определено, что пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30-ти календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
В силу части 3 статьи 3 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 5 части 1 статьи 5 настоящего Закона, выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, указанных в части 4 настоящей статьи) за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации с 1-го дня временной нетрудоспособности.
На основании пункта 1 части 5 статьи 6 указанного Закона пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахованному лицу в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет - за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно- профилактическом учреждении, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком.
Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности установлен статьей 13 Закона N 255-ФЗ.
В частях 1 и 4 названной статьи Закона предусмотрено, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет работодателю по месту работы листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Согласно пункту 35 Порядка N 514, действовавшего в проверяемый период, листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи выдается медицинским работником одному из членов семьи (опекуну), фактически осуществляющему уход.
В соответствии с пунктом 36 Порядка N 514 листам нетрудоспособности выдается по уходу за больным членом семьи - ребенком в возрасте до 7 лет - при амбулаторном лечении или совместном пребывании одного из членов семьи (опекуна) с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении на весь период острого заболевания или обострения хронического заболевания.
В силу пункта 42 Порядка N 514 при заболевании ребенка в период, когда мать (иной член семьи, фактически осуществляющий уход за ребенком) не нуждается в освобождении от работы (ежегодные оплачиваемые отпуска, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, отпуск без сохранения заработной платы, выходные или нерабочие праздничные дни и другое), листок нетрудоспособности по уходу за ребенком (в случае, когда он продолжает нуждаться в уходе) выдается со дня, когда мать (иной член семьи, фактически осуществляющий уход за ребенком) должна приступить к работе.
Учитывая положения названных нормативных актов, судами сделан правильный вывод о том, что пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком в возрасте до 7 лет выдается со дня, когда мать (иной член семьи) должна приступить к работе, а не с начала заболевания ребенка.
Из материалов дела следует, что согласно листам нетрудоспособности работникам Общества предоставлено освобождение от работы начиная со дня, который является выходным днем по табелю учета рабочего времени.
Общество произвело выплату пособий за все дни временной нетрудоспособности, включая выходные дни, в общей сумме 53 546 руб. 55 коп. Вместе с тем заявителем не отрицается тот факт, что на момент наступления страхового случая работники не осуществляли трудовую деятельность и не нуждались в освобождении от работы.
При таких обстоятельствах суды правомерно указали, что основания для выплаты пособий за указанные выходные дни отсутствовали, в связи с чем оспариваемое решение Учреждения в части отказа в принятии к зачету расходов Общества на сумму 53 546 руб. 55 коп. обоснованно признано правомерным.
Ссылка подателя жалобы на положения пункта 5 статьи 6 Закона N 255-ФЗ как на основание для выплаты пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком в возрасте до 7 лет с начала заболевания ребенка (с учетом выходных дней) отклоняется судом кассационной инстанции как несостоятельная.
При рассмотрении дела арбитражными судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, которым дана надлежащая правовая оценка. При этом выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Доводы подателя кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы ОАО "Северсталь" у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.03.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2011 по делу N А13-12289/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Северсталь" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.