г. Вологда
25 мая 2011 г. |
Дело N А13-12289/2010 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,
при участии от открытого акционерного общества "Северсталь" Трифановой А.А. по доверенности от 29.03.2011, от государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Сурогиной А.А. по доверенности от 10.02.2011 N 115,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Северсталь" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 марта 2011 года по делу N А13-12289/2010 (судья Смирнов В.И.),
установил
открытое акционерное общество "Северсталь" (далее - Общество, ОАО "Северсталь") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному учреждению - Вологодскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, Фонд, ФСС) о признании недействительным решения от 12.08.2010 N 240 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, в части отказа в принятии к зачету расходов в сумме 117 490 руб. 26 коп.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 21 марта 2011 года требования удовлетворены частично. Оспариваемое решение признано недействительным в части отказа в принятии расходов в размере 1435 руб. 92 коп., в том числе за март 2008 года в размере 567 руб. 31 коп., за март 2009 года в размере 868 руб. 61 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании, ссылаясь на нарушение норм материального права, просят решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения в обжалуемой части в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, отделением ФСС на основании решения от 27.04.2010 N 284 проведена документальная выездная проверка страхователя - ОАО "Северсталь" - за период с 01.01.2008 по 31.12.2009 по вопросу правильности осуществления расходов на цели обязательного социального страхования страхователем-плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в отделение ФСС.
В ходе проверки Фондом выявлены нарушения, которые нашли отражение в акте документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от 09.07.2010.
С учетом возражений Общества 12.08.2010 Учреждением принято решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога (далее - ЕСН) на цели обязательного социального страхования N 240, которым, в связи с нарушением требований законодательства и иных нормативно-правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке, отказано в возмещении расходов в сумме 472 684 руб. 46 коп.
Не согласившись с решением Фонда от 12.08.2010 N 240 в части отказа в принятии к зачету расходов в сумме 117 490 руб. 26 коп., Общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
На основании пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие, в частности, заболевания и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является, в том числе пособие по временной нетрудоспособности. В соответствии с пунктом 1 статьи 22 данного Закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В силу статьи 6 Закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию.
Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 12 названного Закона страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В соответствии со статьей 10 названного Закона обязанность своевременно представлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице.
Согласно пункту 1 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации N 514 от 01.08.2007 (далее - Порядок), основанием для начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение), установлено в том числе, что выплата пособий по социальному страхованию в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Следовательно, обязанность проверять правильность оформления листка нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации организации, которая выплачивает это пособие.
Право возмещения средств за счет учреждения возникает у организации только при исполнении данной обязанности, а также при полном соответствии выдачи больничного листка установленному порядку.
В свою очередь в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики (ФСС) имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Пунктом 18 Положения также закреплено, что расходы по государственному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются.
В решении от 12.08.2010 N 240 отражено, что Обществом неправомерно предъявлены к зачету расходы, произведенные страхователем - плательщиком ЕСН в сумме 12 312 руб. 35 коп., в том числе выплаченные по больничным листкам серии ВН N 8491102 Щипанову С.В., серии ВН N 8491168 Цветкову В.В., серии ВН N 8491214 Щербакову А.Н..
Согласно оспариваемому решению названные листки нетрудоспособности в ходе проверки не представлялись.
Обществом предъявлены в материалы дела постановление следователя УВД от 22.04.2009 о производстве выемки, в том числе листков нетрудоспособности серии ВН N 8491102, серии ВН N 8491168, серии ВН N 8491214 и копии указанных больничных листков. Больничные листки выданы лечебными учреждениями Вологодской области.
Однако, по данным Фонда, на что указано в письме от 17.04.2009 и письме от 28.01.2011 бланки листков нетрудоспособности серии ВН N 8491102, серии ВН N 8491168, серии ВН N 8491214 в региональное отделение для выдачи медицинским учреждениям в период с 20.04.2004 по 15.04.2009 не поступали.
По сообщению Медицинского учреждения здравоохранения "Городская больница N 1" Щербаков А.А. на стационарное лечение с 17.06.2008 по 27.06.2008 не поступал, больничный лист серии ВН 8491214 не выдавался.
В отношении восьми больничных листков серии ВН N 8491126 на имя Никифорова А.В., серии ВК N 2039188 на имя Купецкого А.Ф., серии ВН N 8491106, 8491355, 8491354 на имя Цветкова В.В., серии ВМ N 0221588 на имя Курочкина Е.В., серии ВМ N 9019369 на имя Косач Л.В., серии ВМ N 0221306 на имя Заярного А.А., связанных с выплатой пособий в размере 50 195 руб. 44 коп. Фондом проведены проверки учреждений здравоохранения, чьи печати проставлены на перечисленных листках.
В ходе проверки установлено, что указанные больничные листки не выдавались тем лечебным учреждением, печать которого присутствует на них, и даже не числятся за этим лечебным учреждением, что документально подтверждается справкой Медицинского учреждения здравоохранения "Городская больница N 2" от 12.05.2010 N 33, справкой Медицинского учреждения здравоохранения "Городская больница N 1" от 24.05.2010 N 39 справкой Медицинского учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 7" от 24.05.2010 N 40, справкой Медицинского учреждения здравоохранения "Городская больница N 2" от 24.05.2010 N 42, письмом государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 02.07.2010 N 01-28/06-5585.
Все вышеуказанное свидетельствует о том, что рассматриваемые листки не являются документами, подтверждающими наступление страховых случаев.
С учетом изложенного Учреждение правомерно указало по итогам камеральной проверки заявителю, что больничные листки серии ВН N 8491102, 8491168, 8491214, 8491126, 8491106, 8491355, 8491354, серии ВК N 2039188, серии ВМ N 0221588, 9019369, 0221306 не являются документами, подтверждающими наступление страховых случаев, и расходы, произведенные страхователем - плательщиком единого социального налога (заявителем), не подтверждены документами, не принимаются к зачету в счет начисленного единого социального налога.
Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что в случае возникновения у Общества сомнений в подлинности больничного листа, представленного сотрудником, заявитель имел возможность предпринять следующие меры: направить письменный запрос в поликлинику, его выдавшую; направить письмо в Фонд социального страхования о проведении проверки по данному листу нетрудоспособности. Какие-либо меры по проверке подлинности выдачи листков нетрудоспособности заявителем не предпринимались.
Доводы подателя жалобы о том, что им представлены Фонду все необходимые документы, подтверждающие расходы заявителя, больничные листы составлены по форме бланка листка нетрудоспособности, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16.03.2007 N 172, в них содержатся все необходимые сведения и подписи, предусмотренные указанной формой, указанные сведения не являются противоречивыми, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку данные обстоятельства не опровергают фактов отсутствия страховых случаев.
Оспариваемым решением также не приняты к зачету расходы по обязательному социальному страхованию в размере 53 546 руб. 55 коп. В решении и акте отражено, что в нарушение пункта 42 Порядка, листки нетрудоспособности выданы работникам цеха 1-КХП, 5-АГП, 6-ДЦ, 10-Копровый, 13-КП, 15-ЦГП, 1-КПХ, 25-ЦБиО, 27-ЦЭС, 37-ЦВС, 40-ЛЦ-2, 47 - УО и К, 52-УПР.КОМ, 60-СБ-2, 62-ПРОМПОРТ, 83-ОРС, 103-ЦТРК, 105-СИТ, 107-СП, 116-ПХП, 140-ПГП, 141-УПР.ТРАНСП, 170-УГЭ, работнице цеха 41-УЖДТ Аганиной Н.Ю. по уходу за ребенком за период, когда мать не нуждалась в освобождении от работы, то есть начало больничного приходилось на выходной день.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 (в редакции, действовавшей в период выплаты пособия) Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случае необходимости осуществления ухода за больным членом семьи.
В части 2 названной статьи Закона определено, что пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
В силу части 3 статьи 3 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 5 части 1 статьи 5 настоящего Закона, выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, указанных в части 4 настоящей статьи) за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации с 1-го дня временной нетрудоспособности.
На основании пункта 1 части 5 статьи 6 указанного Закона пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахованному лицу в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет - за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком.
Из части 3 статьи 7 Закона N 255-ФЗ следует, что пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком выплачивается: 1) при амбулаторном лечении ребенка - за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с частью 1 настоящей статьи, за последующие дни в размере 50 процентов среднего заработка; 2) при стационарном лечении ребенка - в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности установлен статьей 13 Закона N 255-ФЗ.
В частях 1 и 4 названной статьи Закона предусмотрено, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет работодателю по месту работы листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Согласно пункту 35 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514, листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи выдается медицинским работником одному из членов семьи (опекуну), фактически осуществляющему уход.
В соответствии с пунктом 36 данного Порядка листок нетрудоспособности выдается по уходу за больным членом семьи - ребенком в возрасте до 7 лет - при амбулаторном лечении или совместном пребывании одного из членов семьи (опекуна) с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении на весь период острого заболевания или обострения хронического заболевания.
В силу пункта 42 Порядка при заболевании ребенка в период, когда мать (иной член семьи, фактически осуществляющий уход за ребенком) не нуждается в освобождении от работы (ежегодные оплачиваемые отпуска, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, отпуск без сохранения заработной платы, выходные или нерабочие праздничные дни и другое), листок нетрудоспособности по уходу за ребенком (в случае, когда он продолжает нуждаться в уходе) выдается со дня, когда мать (иной член семьи, фактически осуществляющий уход за ребенком) должна приступить к работе.
Из анализа данных правовых норм судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком в возрасте до 7 лет выдается со дня, когда мать (иной член семьи) должна приступить к работе, а не с начала заболевания ребенка.
В рассматриваемой ситуации согласно листкам нетрудоспособности работникам Общества предоставлено освобождение от работы начиная со дня, который является выходным днем по табелю учета рабочего времени. ОАО "Северсталь" произвело выплату пособий за все дни временной нетрудоспособности, включая выходные дни в сумме 53 546 руб. 55 коп.
Заявителем не отрицается тот факт, что на момент наступления страхового случая работник не осуществлял трудовую деятельность и не нуждался в освобождении от работы.
С учетом таких обстоятельств судом сделан правильный вывод о том, что оснований для выплаты пособия за указанные выходные дни не имелось, в связи с чем оспариваемое решение Учреждения в названной части обоснованно признано правомерным.
Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 марта 2011 года по делу N А13-12289/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Северсталь" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-12289/2010
Истец: ОАО "Северсталь"
Ответчик: Госучреждение - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования РФ