Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Колесниковой С.Г., судей Кирилловой И.И., Старченковой В.В.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Кривобокова А.В. (доверенность от 27.12.2010), Белова А.А. (доверенность от 24.06.2011), от Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Завод по механизированной переработке бытовых отходов" Бурковского Г.С. (доверенность от 22.06.2011), Талимончик В.П. (доверенность от 20.07.2011),
рассмотрев 21.09.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Завод по механизированной переработке бытовых отходов" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2011 (судья Раздобреева Н.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2011 (судьи Дмитриева И.А., Згурская М.Л., Несмиян С.И.) по делу N А56-63108/2010,
установил
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", место нахождения: Санкт-Петербург, Кавалергардская улица, дом 42, ОГРН 1027809256254 (далее - Предприятие, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию "Завод по механизированной переработке бытовых отходов", место нахождения: Ленинградская область, Всеволожский район, Янино 1-е д, ОГРН 1037816014015 (далее - Завод, СПб ГУП "МПБО-II"), о взыскании 52 018 руб. 56 коп. задолженности по договору на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 25.10.2006 N 16-21499/10-ОВ за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и 561 руб. 62 коп. пеней за период с 20.08.2010 по 18.10.2010.
В кассационной жалобе Завод, ссылаясь на нарушение судами норм права, просит отменить принятые по делу судебные акты и прекратить производство по делу. По мнению подателя жалобы, он освобожден от взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить решение от 22.02.2011 и постановление от 17.05.2011 без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Завода поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Предприятия возражали против ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 19.09.2011 до 21.09.2011.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, сторонами 25.10.2006 заключен договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ N 16-21499/10-ОВ (далее - договор), по которому истец обязался осуществлять отпуск питьевой воды и прием (сброс) сточных вод ответчика (абонента), а ответчик - оплачивать оказанные услуги в соответствии с разделом 5 договора.
Пунктом 3.2.1 договора установлено, что обязанностью абонента являлось соблюдать условия и режимы водопотребления, приема (сброса) сточных вод, заявленные объемы, лимиты водопотребления и водоотведения, нормативы водоотведения по качеству сточных вод, установленные правилами, регулирующими отношения в сфере оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, иными нормативными правовыми актами и разрешительной документацией истца; не допускать сброса веществ, запрещенных (не разрешенных) к сбросу.
Предприятием совместно с представителем Завода 24.05.2010 были проведены отборы проб вод, отводимых абонентом в системы коммунальной канализации, по адресу: Санкт-Петербург, Волхонское шоссе КНС, выпуск 1, о чем составлен акт отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга, от 24.05.2010 N 183486-200510-ПУЮЗЩС.
В результате данного отбора проб зафиксировано превышение установленных нормативов водоотведения по качеству и объему, что послужило основанием для начисления ответчику повышенной платы за сброс сточных вод с нарушением нормативов водоотведения по объему и качеству, а также штрафных санкций.
Поскольку Завод в нарушение условий договора не оплатил сброс сточных вод с превышением нормативов водоотведения по объему и качеству сточных вод в соответствии с платежными документами, выставленными за период с 31.07.2010 по 31.07.2010, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования истца законными и обоснованными и удовлетворили иск в полном объеме.
Проверив законность обжалуемых решения и постановления и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), регулируются отношения между абонентами (юридическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического лица) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организация ВКХ) в сфере пользования центральными системами водоснабжения и (или) канализацией населенных пунктов.
Согласно пункту 11 Правил N 167 прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 ГК РФ).
Нормативы водоотведения или нормативы сброса - это установленные органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование (пункт 1 Правил N 167).
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций ВКХ природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Пунктом 65 Правил N 167 предусмотрено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение Постановления N 1310 постановлением правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1677 (далее - Постановление N 1677) утвержден Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка с абонентов взимается плата за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов водоотведения и по временным условиям приема загрязняющих веществ за: превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения); превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных в составе допустимых сбросов загрязняющих веществ; несогласованный сброс загрязняющих веществ при превышении нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга; залповый сброс любого загрязняющего вещества; сброс загрязняющих веществ, запрещенных (неразрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации (запрещенный сброс); превышение установленных временными условиями приема загрязняющих веществ.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суды пришли к правильному выводу о том, что заявленные истцом требования в части уплаты задолженности и пеней являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом суды правомерно исходили из того, что факт сброса ответчиком сточных вод с превышением нормативов водоотведения за спорный период подтвержден материалами дела, причем ответчик данное обстоятельство не оспорил и доказательств погашения задолженности в полном объеме судам не представил.
Кассационная инстанция отклоняет довод жалобы о том, что Завод в данном случае должен быть освобожден от платежей за сброс сточных вод и загрязняющих веществ с превышением нормативов водоотведения.
Согласно пункту 2 Постановления N 1677 от взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов водоотведения освобождены в том числе государственные унитарные предприятия Санкт-Петербурга, осуществляющие регулируемые виды деятельности по оказанию услуг населению.
Распоряжением Комитета по тарифам правительства Санкт-Петербурга от 27.11.2009 N 186-р для Завода установлены тарифы на утилизацию и захоронение твердых бытовых отходов на 2010 год. Таким образом, утверждение ответчика об осуществлении им в 2010 году регулируемой деятельности по утилизации и захоронению твердых бытовых отходов является правомерным.
Однако по смыслу пункта 2 Постановления N 1677 освобождение государственного унитарного предприятия Санкт-Петербурга от взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов водоотведения обусловлено осуществлением регулируемого вида деятельности именно по оказанию услуг населению.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, между Заводом и Жилищным комитетом правительства Санкт-Петербурга 24.02.2008 заключен государственный контракт N 2, в соответствии с условиями которого ответчик принимает на себя обязательства по приемке и осуществлению работ по механизированной переработке и обезвреживанию твердых и жидких коммунальных отходов. При этом получателями указанных услуг являлись ОАО "Жилкомсервис" соответствующего района (пункты 1.1, 1.3).
Исходя из того, что Завод не доказал факт оказания им в спорный период при осуществлении регулируемого вида деятельности услуг населению, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае на него не распространяются правила, установленные в пункте 2 Постановления N 1677.
Выводы судов не противоречат представленным в дело материалам.
Оснований для иной оценки имеющихся в деле доказательств у кассационной инстанции не имеется.
Нарушений или неправильного применения судами норм материального либо процессуального права, на которые ссылается податель жалобы и которые могли бы привести к принятию неправильных судебных актов, кассационная инстанция не усматривает.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2011 по делу N А56-63108/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Завод по механизированной переработке бытовых отходов" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Г. Колесникова |
Судьи |
И.И. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.