Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Казанцевой Р.В. и Малышевой Н.Н.,
при участии от открытого акционерного общества "Плесецкое дорожное управление" Заборской Ю.Е. (доверенность от 23.05.2011),
рассмотрев 28.09.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Плесецкое дорожное управление" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.02.2011 (судья Куницына Л.Л.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я. и Романова А.В.) по делу N А05-11576/2010,
установил
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Архангельского отделения Северной железной дороги, место нахождения: 153003, Ярославль, Волжская набережная, дом 59 (далее - Дорога), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к открытому акционерному обществу "Плесецкое дорожное управление", место нахождения: 164260, Архангельская область, город Плесецк, Юбилейная улица, 2-я линия, дом 19 (далее - Управление), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 01.06.2010 N 5/21 (далее - договор N 5/21).
Решением суда первой инстанции от 07.02.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.06.2011, урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора N 5/21, спорные пункты договора изложены в следующей редакции:
"Название договора: Договор N 5/21 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Плесецкое дорожное управление", являющегося контрагентом Плесецкой дистанции пути, по станции Плесецкая Северной железной дороги.
В преамбуле договора именовать ОАО "Плесецкое дорожное управление" - "контрагентом".
Параграф 1: В соответствии с Федеральными законами "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях настоящего договора производится эксплуатация принадлежащего "контрагенту" пути необщего пользования, примыкающего стрелкой N 33 к пути необщего пользования N 11а Плесецкой дистанции пути, обслуживаемого локомотивом перевозчика.
Границей железнодорожного пути необщего пользования является знак "граница подъездного пути", установленный на обочине пути у переднего стыка рамного рельса стрелки N 33.
Параграф 4 абзац 2: Расстояние подачи и уборки вагонов локомотивом "перевозчика" принимается равным 4,2 км, считая в оба конца, в том числе 2,7 км в оба конца по путям, принадлежащим "перевозчику" и 1,5 км по путям, не принадлежащим "перевозчику".
В параграфе 5 именовать ОАО "Плесецкое дорожное управление" "контрагентом".
Абзац 4 параграфа 5: Об окончании выгрузки и готовности к уборке всех одновременно поданных к месту выгрузки вагонов "контрагент" уведомляет станцию по телефону 7-14-27 с указанием номеров вагонов, груженых или порожних.
Параграф 8: Время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту выгрузки грузов до момента получения станцией от "контрагента" уведомления о готовности всей одновременно поданной партии вагонов к уборке.
В случае прибытия вагонов в количестве, превышающем размер одновременно к подаче к месту выгрузки следующая группа вагонов зачисляется на платное пользование через установленное технологическое время.
На железнодорожном пути необщего пользования устанавливается согласно Методике по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утвержденной приказом МПС России N 70 от 10.11.03 (далее - Методика), следующее технологическое время на выполнение погрузочно-разгрузочных операций с грузовыми вагонами:
по выгрузке угля на месте выгрузки N 1 - 2 часа 6 минут на 3 вагона (42 минуты на 1 вагон);
по выгрузке сыпучих грузов на месте выгрузки N 2 - 2 часа 08 минут на 4 вагона (32 минуты на вагон);
по выгрузке нефтепродуктов на месте выгрузки N 3 - 2 часа на всю одновременно поданную группу вагонов.
Параграф 9: "Контрагент" уплачивает перевозчику:
2 абзац пункт "А": За время ожидания подачи и приема вагонов, не принадлежащих "перевозчику", на железнодорожных путях общего пользования "контрагент" уплачивает "перевозчику" плату за пользование этими вагонами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблице 9 Тарифного руководства N 2.
Пункт "Б": Предусмотренные статьями 62 и 99 Устава штрафы за задержку вагонов, принадлежащих "перевозчику", на железнодорожном пути необщего пользования свыше 36 часов с момента подачи вагонов под выгрузку.
Пункт "В": Сбор за подачу и уборку вагонов за расстояние 4,2 км, считая в оба конца, на основании среднесуточного количества поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы 10 с учетом коэффициента доплат согласно таблице 13 Тарифного руководства N 3 за каждый выход локомотива.
В случае изменения среднесуточного количества поданных и убранных вагонов по итогам работы за год "перевозчик" по согласованию с "контрагентом" может установить на новый календарный год другой вариант оплаты в соответствии с пунктом 2.7.1 Тарифного руководства N 3.
Пункт "Г": Ежесуточную плату за развернутую длину участка пути, принадлежащего железной дороге, используемого при подаче и уборке вагонов для "контрагента", протяженностью 1 334 м по ставкам части 2 таблицы 11 Тарифного руководства N 3 с учетом коэффициента доплат согласно таблице 13 Тарифного руководства N 3.
Параграф 10: Платежи по настоящему договору вносятся "перевозчику" "контрагентом" на расчетный счет ОАО "РЖД" в ТехПД-1 Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" до момента оказания услуг.
Абзацы 2 и 3 параграфа 10 исключить.
Параграф 11 исключить.
Параграф 12: По всем вопросам, не предусмотренным настоящим договором, стороны руководствуются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта РФ" и соответствующими Правилами и Положениями.
В случае издания правомочными органами нормативных актов, изменяющих условия эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, размеры плат и сборов, порядок их оплаты и т. п. стороны руководствуются названными нормативными актами с момента ввода их в действие.
При изменении технического оснащения либо технологии работы железнодорожной станции или железнодорожных путей необщего пользования сторонами заключается дополнительное соглашение о внесении соответствующих изменений или дополнений в настоящий договор.
Все споры по настоящему договору рассматриваются Арбитражным судом Архангельской области.
Параграф 13:
Пункт 13.1: Выгрузка груза из вагонов "контрагентом" производится с соблюдением требований ГОСТ 22235-76. При повреждении предоставленных "перевозчиком" "контрагенту" вагонов, ремонт поврежденных вагонов, возвращаемых из-под выгрузки с железнодорожных путей необщего пользования, осуществляется "перевозчиком".
"Контрагент" несет ответственность за сохранность вагонов, направляемых на выгрузку на путь необщего пользования, а также возмещает "перевозчику" расходы на ремонт вагонов, их узлов и деталей, поврежденных при нахождении на железнодорожных путях необщего пользования.
Пункт 13.2 исключить.
Пункт 13.3: Представители "перевозчика" совместно с "контрагентом" проводят обследование железнодорожного пути необщего пользования для заключения, перезаключения договора на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования.
В абзаце 1 пункта 13.4 именовать ОАО "Плесецкое дорожное управление" "контрагентом".
Абзац 2 пункта 13.4 исключить.
Абзац 1 параграфа 14: Настоящий договор вступает в силу с момента подписания сторонами и действует по 30 июня 2015 года включительно.
В параграфе 15 именовать ОАО "Плесецкое дорожное управление" "контрагентом".
В кассационной жалобе Управление просит отменить принятые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином судебном составе.
Податель жалобы считает, что путь 11 а станции Плесецкая является путем общего пользования и предназначен для выполнения маневровых работ; Управление следует именовать "ветвевладелец"; расстояние подачи и уборки вагонов должно приниматься от стрелки N 33 примыкания железнодорожного подъездного пути непосредственно к путям железнодорожной станции, что составляет 1,5 км в оба конца; пункт "Г" параграфа 9 договора подлежит исключению как противоречащий абзацу 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Дорога считается надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управление является владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелкой N 33 к пути необщего пользования 11а Плесецкой дистанции пути Архангельского отделения Северной железной дороги.
Дорога (перевозчик) направила в адрес Управления для подписания договор N 5/21 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Плесецкое дорожное управление", являющегося контрагентом Плесецкой дистанции пути по станции Плесецкая Северной железной дороги.
Управление подписало договор с протоколом разногласий.
Поскольку разногласия по договору сторонами не урегулированы, Дорога обратилась в арбитражный суд с настоящим иском, в котором просит урегулировать разногласия в части названия и преамбулы, а также параграфов 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 и 15 договора.
Суды первой и апелляционной инстанций приняли спорные пункты договора в редакции Дороги со ссылкой на статью 64 УЖТ РФ.
Как пояснил в судебном заседании представитель Управления и следует из кассационной жалобы, он не согласен с судебными актами в части принятия в редакции Дороги преамбулы договора (указание Управления как контрагента, а не ветвевладельца), а также абзаца 2 параграфа 4 и пункта "Г" параграфа 9.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части включения в спорный договор пункта "Г" параграфа 9.
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.08.2011 по делу N ВАС-5095/11 пункты 2.7.1, 2.7.6.1, 2.7.6.2 и 2.7.13 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15, в части, устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования, признаны недействующими как не соответствующие абзацу 3 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Положению о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и Перечню работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643; подпунктам "б", "в" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".
В соответствии с частью 2 статьи 180 АПК РФ решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и решения по делам об оспаривании нормативных актов вступают в законную силу немедленно после их принятия.
Частью 5 статьи 195 АПК РФ предусмотрено, что нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в силу решения суда.
Поскольку при принятии пункта "Г" параграфа 9 договора в редакции Дороги суды руководствовались положениями пунктов 2.7.6 и 2.7.2 Тарифного руководства N 3, которые признаны недействующими, названный пункт подлежит исключению из договора.
В остальной обжалуемой части судебные акты обоснованны и законны.
Оценив представленные в дело доказательства, суды со ссылкой на статью 2 УЖТ РФ пришли к выводу, что станционные железнодорожные пути заканчиваются входящей стрелкой 19; железнодорожный путь 11а Плесецкой дистанции пути не является станционным путем и не предназначен для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ. На указанном пути отсутствуют фронты погрузки, он предназначен для собственных нужд дистанции пути и для обслуживания контрагентов, чьи пути примыкают к железнодорожным путям станции через путь 11а.
Поскольку железнодорожный подъездной путь 11а является путем необщего пользования, Управление является контрагентом Плесецкой дистанции пути.
Кроме того, Дорога представила свидетельство от 20.02.2004 N 190403 о регистрации на праве собственности пути 11а станции Плесецкая.
При таких обстоятельствах следует признать, что суды правомерно приняли в редакции Дороги название, преамбулу договора и параграф 1 и далее по тексту договора, в которых Управление именуется контрагентом.
В абзаце 2 параграфа 4 договора сторонами устанавливается расстояние подачи и уборки вагонов локомотивом перевозчика.
Согласно расчету Дороги расстояние подачи и уборки вагонов составляет 4,2 км в оба конца, из них 2,7 км в оба конца по путям, принадлежащим перевозчику, и 1,5 км по путям, не принадлежащим перевозчику.
Управление считает, что расстояние подачи и уборки вагонов локомотивом перевозчика составляет 1350 м в оба конца по путям, не принадлежащим перевозчику.
Абзац 2 параграфа 4 договора принят судами в редакции истца в связи со следующим.
Суды установили, что путь необщего пользования Управления непосредственно к путям станции не примыкает, а примыкает через путь необщего пользования 11а Плесецкой дистанции пути. Расстояние подачи и уборки вагонов определено от стрелки N 19 и принято равным 4,2 км в оба конца. В соответствии с пунктом 2.7.4 Тарифного руководства N 3 Дорога представила суду первой инстанции расчет расстояния подачи и уборки вагонов, который не опровергнут Управлением.
С учетом изложенного отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы в части принятия абзаца 2 параграфа 4 договора в редакции Управления.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.02.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 по делу N А05-11576/2010 отменить в части включения в договор от 01.06.2010 N 5/21 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования открытого акционерного общества "Плесецкое дорожное управление", являющегося контрагентом Плесецкой дистанции пути со станции Плесецкая Северной железной дороги, пункта "Г" параграфа 9. Данный пункт из договора исключить.
В остальной части решение от 07.02.2011 и постановление от 06.06.2011 по настоящему делу оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Плесецкое дорожное управление" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
Р.В. Казанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.