Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Михайловской Е.А., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.03.2011 (судья Кришталь Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 (судьи Старовойтова О.Р., Горбик В.М., Мельникова Н.А.) по делу N А26-10873/2010,
установил
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к закрытому акционерному обществу "Запкареллес" (далее - Общество) о взыскании 1 161 974 руб. ущерба, причиненного лесам.
Решением суда от 23.03.2011, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Министерство, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт.
Общество и Министерство о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды участка лесного фонда от 23.12.2003 Обществу был выдан лесорубочный билет от 30.01.2008 N 65 на заготовку древесины в квартале 97 делянка 3 Вегарусского участкового лесничества. Срок окончания заготовки и вывозки указан 30.01.2009.
В порядке приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, введенным в действие Федеральным законом от 04.12.2006 N 200-ФЗ, между Министерством лесного комплекса Республики Карелия и Обществом был заключен договор N 52-з от 17.12.2008 аренды лесного участка площадью 600331 га, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 10:16:00 00 00:0010, расположенного в южной части Суоярвского кадастрового района на территории ГУ РК "Суоярвское центральное лесничество". Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия 16.01.2009. Срок действия договора установлен с момента его государственной регистрации до 31.12.2052.
Общество на основании лесорубочного билета от 30.01.2008 N 65 и отвода (таксации) лесосеки, проведенного в 2007 году, осуществляло заготовку древесины в квартале 97 выдел 49 делянка 3 Вегарусского участкового лесничества.
Согласно акту приемки лесосек от 25.05.2010, составленного должностными лицами Вегарусского участкового лесничества, границы лесосеки при проведении работ по заготовке древесины в квартале 97 выдел 49 делянка 3 Вегарусского участкового лесничества не нарушены, отмечены только такие нарушения как оставление не вывезенной в установленный срок древесины и оставление в лесу на летний период неокоренной древесины.
В связи с поступлением информации дистанционного мониторинга должностным лицом ГУ РК "Суоярвское центральное лесничество" была проведена проверка, по результатам которой составлен протокол от 30.07.2010 N 28, в котором указано на незаконную рубку деревьев в объеме 473 куб.м в квартале 97 делянка 3 выдел 49 Вегарусского участкового лесничества.
Из поданного в суд заявления видно, что незаконность рубки деревьев заключается в рубке деревьев на особо защитном участке леса (берегозащитная полоса вдоль ручья).
Исчислив сумму ущерба в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и применяемым в 2010 году коэффициентом 1.3, Министерство обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Общества ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций указали, что материалами дела не подтверждены ни вина Общества в причиненном ущербе, ни противоправность его действий.
Пунктом 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды первой и апелляционной инстанций в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали все представленные сторонами доказательства и пришли к обоснованному выводу о том, что Министерством не представлено достаточных доказательств противоправности действий Общества и его вины в ущербе, причиненном лесам.
Данный вывод подтверждается имеющимися в материалах дела лесорубочным билетом N 65 от 30.01.2008, материалами отвода лесосеки, чертежом участка, технологической картой разработки лесосеки, актом приемки лесосек (освидетельствования мест рубок) от 25.05.2010, ведомостью материально-денежной оценки выдела, из которых следует, что лесосека вырублена в пределах отведенных границ, площадь вырубленной лесосеки не превысила заявленную в лесорубочном билете, незаконная рубка деревьев при приеме лесосеки не выявлена.
Судом не принимается приведенный в кассационной жалобе довод о том, что Обществом не был осуществлен новый отвод и таксация лесосеки в соответствии с вновь принятыми нормативно-правовыми актами, поскольку, как указано выше, судами установлено, что заготовка древесины в квартале 97 делянка 3 выдел 49 Вегарусского участкового лесничества производилась Обществом на основании лесорубочного билета и в указанный в нем срок; в связи с тем, что заготовка древесины к моменту подачи лесной декларации на 2009 год не была закончена, спорная делянка была включена в Лесную декларацию от 26.12.2008.
Также суды правомерно указали на то, что на момент отвода лесосеки Суоярвским лесхозом и выдачи Министерством лесного комплекса Республики Карелия лесорубочного билета N 65 от 30.01.2008 уже действовали нормы Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006, устанавливающие ширину водоохранной зоны водных объектов. При этом при отводе лесосеки, выдаче лесорубочного билета не учитывалась ширина водоохранной зоны водных объектов в соответствии с действовавшими нормами Водного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, правильным является вывод судов о недоказанности противоправности действий Общества и его вины. Решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права, и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.03.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 по делу N А26-10873/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.