Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Матлиной Е.О., Михайловской Е.А.,
при участии от Региональной общественной организации - Тверское областное общество охотников и рыболовов Васильева В.Г. (доверенность от 10.10.2011) от общества с ограниченной ответственностью "Канадаспецтехнострой" Клемешиной Ю.О. (доверенность от 17.11.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Региональной общественной организации - Тверское областное общество охотников и рыболовов на решение Арбитражного суда Тверской области от 17.03.2011 (судья Пугачев А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2011 (судьи Тарасова О.А., Пестерева О.Ю., Ралько О.Б.) по делу N А66-11635/2010,
установил
Региональная общественная организация - Тверское областное общество охотников и рыболовов (г. Тверь, ул. Циммервальдская, дом 1/40, ОГРН -1026900000071) (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области (далее - Департамент) при рассмотрении заявки на предоставление территории площадью 42 тыс. га, необходимой для осуществления пользования животным миром в Зубцовском районе Тверской области, и обязании Департамента заключить охотхозяйственное соглашение на территорию площадью 42 000 га, необходимую для осуществления пользования животным миром в Зубцовском районе Тверской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Тверской области (далее - Администрация), Зубцовская районная общественная организация охотников и рыболовов "Охотник", общество с ограниченной ответственностью "Охотресурс" (далее - ООО "Охотресурс"), общество с ограниченной ответственностью "Верхнешошенское" (далее - ООО "Верхнешошенское"), Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям (далее - Управление), общество с ограниченной ответственностью "Канадаспецтехнострой" (далее - ООО "Канадаспецтехнострой").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 17.03.2011, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Организация, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель Организации поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ООО "Канадаспецтехнострой" просил оставить судебные акты без изменения.
Департамент, Администрация, Зубцовская районная общественная организация охотников и рыболовов "Охотник", ООО "Охотресурс", ООО "Верхнешошенское" и Управление о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Организация обратилась в Администрацию с заявкой от 25.03.2004 на получение объектов животного мира в пользование на срок 25 лет. Письмом от 03.11.2005 N 68/5802-06 Администрация сообщила, что заявка Тверского областного общества охотников и рыболовов от 25.03.2004 оставлена без рассмотрения в связи с тем, что требуемая территория распоряжением губернатора Тверской области от 09.08.2005 предоставлена иному пользователю - Зубцовской районной общественной организации охотников и рыболовов "Охотник" на срок 49 лет.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 06.06.2007 по делу N А66-2027/2006 отказ Администрации в выдаче Организации долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира в виде охоты признан незаконным.
Организация 15.10.2008 повторно направила в Администрацию заявку о предоставлении территории для пользования объектами животного мира в Зубцовском районе Тверской области с приложением пакета документов для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром.
Согласно полученному Обществом заключению Департамента от 18.11.2008 N 02-04-02/2097 рассмотрение вопроса по осуществлению Обществом указанного в заявке вида пользования животным миром возможно после признания обозначенной территории охотничьими угодьями общего пользования, испрашиваемая территория предоставлена ООО "Канадаспецтехнострой" в соответствии с распоряжением Администрации от 18.01.2006 N 28-ра.
В связи с введением в действие Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) с 01.04.2010 Организация, полагая, что имеет право долгосрочного пользования животным миром, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьей 35 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N 52-ФЗ) в редакции, действовавшей до 01.04.2010, предусматривалось, что пользование животным миром осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории. При этом порядок выдачи лицензий устанавливался статьей 37 Закона N 52-ФЗ, утратившей силу с 01.04.2010, и Положением о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.06.2000 N 569, утратившим силу с 04.10.2010.
Однако с 01.04.2010 вступил в силу Закон N 209-ФЗ, которым внесены изменения в Закон N 52-ФЗ, отменившие долгосрочное лицензирование пользования животным миром, в том числе в виде охоты. Частью 1 статьи 27 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.
Согласно части 2 статьи 25 Закона N 209-ФЗ расположенные в границах охотничьих угодий, не предоставленные физическим лицам, юридическим лицам и находящиеся в государственной собственности земельные участки и лесные участки (если предоставление таких земельных участков и лесных участков осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации) предоставляются в аренду для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Закона N 209-ФЗ право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу названного Закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей.
Частью 3 этой же статьи установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу названного Закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Согласно части 4 статьи 71 Закона N 209-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 названной статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу статьи 71 Закона N 209-ФЗ право на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона возникло у лиц, получивших долгосрочную лицензию на пользование животным миром до вступления в силу названного Закона.
Право лиц на получение такой лицензии, существующее и не реализованное ими до вступления в силу Закона N 209-ФЗ, не влечет возникновения у них права на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.
Кроме того, Закон N 209-ФЗ, подтверждая действие ранее выданных долгосрочных лицензий, в то же время предусматривает иной порядок регулирования правоотношений по предоставлению права на добычу охотничьих ресурсов, соблюдение которого является обязательным.
Из материалов дела не следует, что Организация обращалась в Департамент с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения либо заявкой на участие в аукционе.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что у Департамента отсутствует обязанность заключить с Организацией охотхозяйственное соглашение.
С 01.04.2010 у административных органов отсутствует обязанность рассмотрения заявлений о выдаче долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, поскольку с этой даты такие лицензии не выдаются.
Учитывая отсутствие у Департамента на момент вынесения решения суда обязанности заключить с Организацией охотхозяйственное соглашение и обязанности рассмотрения заявления о выдаче долгосрочной лицензии на пользование животным миром, не имеется оснований для вывода о бездействии Департамента при рассмотрении заявки на предоставление территории площадью 42 тыс. га, необходимой для осуществления пользования животным миром в Зубцовском районе Тверской области.
Неправомерным является довод кассационной жалобы о том, что решением суда от 06.06.2007 по делу N А66-2027/2006 установлено право Организации на получение долгосрочной лицензии, поскольку этим решением был признан незаконным отказ администрации в выдаче организации долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира в виде охоты. Обязанность по выдаче данной лицензии Организации указанным решением на Администрацию не возложена.
Также суд не принимает приведенный в кассационной жалобе довод о представлении спорного участка другим организациям, поскольку сам по себе этот факт не может являться основанием для заключения с Организацией охотхозяйственного соглашения.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права, и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 17.03.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2011 по делу N А66-11635/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Региональной общественной организации - Тверское областное общество охотников и рыболовов - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.