Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Казанцевой Р.В., судей Коробова К.Ю. и Шпачевой Т.В.,
рассмотрев 11.10.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.04.2011 (судья Никитин С.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2011 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Носач Е.В.) по делу N А05-266/2011,
установил
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области, место нахождения: 163061, Архангельская область, город Архангельск, Троицкий проспект, д. 14, ОГРН 1042900024562 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Водоканал", место нахождения: 165150, Архангельская область, Вельский район, город Вельск, ул. Гагарина, д. 44, ОГРН 1032901592349 (далее - МУП "Водоканал"), о возмещении 897 579 114 руб. вреда, причиненного реке Вага.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ТЭЧ-Сервис", место нахождения: 164900, Архангельская область, город Новодвинск, ул. 50-лет Октября, д. 41, литера А, ОГРН 1022901003883 (далее - ООО "ТЭЧ-Сервис").
Решением суда первой инстанции от 14.04.2011, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2011, исковые требования удовлетворены частично.
С МУП "Водоканал" взыскано 179 515 822 руб. 80 коп. в возмещение вреда, причиненного водному объекту, с распределением взысканной суммы по бюджетам в установленном порядке, а также в доход федерального бюджета 40 000 руб. государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты в части отказа в иске и удовлетворить исковые требования полном объеме.
Доводы жалобы сводятся к необходимости при исчислении размера вреда применять значение коэффициента длительности негативного воздействия вредных веществ в размере 5, руководствуясь Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30.03.2007 N 71.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Участвующие в деле лица надлежаще уведомлены о месте и времени судебного разбирательства, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов, принятых по настоящему делу, проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, МУП "Водоканал" в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование от 22.02.2008 N 23 Департамента природных ресурсов Архангельской области (далее - Решение) осуществляет сброс сточных вод в реку Вага.
Управление в ходе проведенной плановой проверки МУП "Водоканал" и осуществления мероприятий государственного контроля и надзора за соблюдением требований водного законодательства выявило, что ответчик в 2008 и 2009 годах осуществлял сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод канализационных очистных сооружений (КОС) биологической очистки в реку Вага с превышением нормативов предельно допустимых сбросов вредных (загрязняющих) веществ, то есть с нарушением условий, установленных в Решении.
В подтверждение указанных обстоятельств в материалы дела представлены протоколы результатов анализа отобранных проб воды, проведенных ООО "ТЭЧ-Сервис", прошедшим аккредитацию, имеющим соответствующий аттестат, в которых зафиксирован факт превышения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ.
Управлением составлен акт проверки от 30.10.2009 N 150-165/1-2009, протокол об административном правонарушении от 09.11.2009 N 08/140-2009.
На основании постановления о назначении административного наказания от 23.11.2009 N 08-120/140-2009 МУП "Водоканал" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа.
Ссылаясь на то, что ответчик нарушил водное законодательство и причинил вред реке Вага, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о возмещении 897 579 114 руб. вреда, причиненного водному объекту.
Суд первой инстанции удовлетворил иск частично, поскольку истец доказал факт причинения ответчиком вреда водному объекту. Однако суд пришел к выводу о том, что Управление неправомерно применило коэффициент, учитывающий длительность негативного воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект, в размере 5, в связи с чем иск удовлетворен только в сумме 179 515 822 руб. 80 коп.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Предъявление требования о взыскании суммы вреда является правомерным, поскольку доказан факт причинения ответчиком вреда водному объекту.
Размер вреда, причиненного водному объекту, рассчитан Управлением на основании действовавшей в 2008-2009 годах Методике исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 30.03.2007 N 71 (далее - Методика).
Согласно пункту 11 Методики исчисление размера вреда, причиненного водному объекту сбросом вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод, производится по формуле N 1 с учетом коэффициента, учитывающего длительность негативного воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект при непринятии мер по его ликвидации, который определяется в соответствии с таблицей 2 приложения 1 к Методике.
Согласно указанному приложению время непринятия мер по ликвидации загрязнения водного объекта рассчитывается как разница между временем начала ликвидации загрязнения и временем окончания сброса вредных (загрязняющих) веществ.
Таким образом, коэффициент, учитывающий длительность негативного воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект, определяется с учетом разницы между временем начала ликвидации загрязнения и временем окончания сброса вредных (загрязняющих) веществ, а не исходя из периода времени, прошедшего с момента обнаружения сброса вредных (загрязняющих) веществ и до момента окончания сброса (этот период - показатель "Т" пунктов 22 и 22.2 Методики - учитывается при расчете массы вредных веществ, сброшенных в составе сточных вод).
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что при расчете размера вреда Управление необоснованно применило коэффициент, учитывающий длительность негативного воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект, исходя из периода с момента обнаружения сброса вредных (загрязняющих) веществ.
Поскольку нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального законодательства, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.04.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2011 по делу N А05-266/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.В. Казанцева |
Судьи |
К.Ю. Коробов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.