Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В.,
при участии от Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд Ратчиной М.И. (доверенность от 10.12.2010); от общества с ограниченной ответственностью "Северный Союз" Богданова С.В. (доверенность от 01.04.2011),
рассмотрев 18.10.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северный Союз" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.03.2011 (судья Одинцова М.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2011 (судьи Серикова И.А., Барканова Я.В., Масенкова И.В.) по делу N А26-9994/2010,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Северный Союз", место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Луначарского, д. 42, ОГРН 1021000529857 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов Республики Карелия (далее - Министерство природных ресурсов) в предоставлении заявителю преимущественного права на приобретение в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ), арендуемого недвижимого имущества - дачного домика, расположенного в дер. Шуйская Чупа, д. 17, оформленного письмом от 28.10.2010 N АК-18/10868.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено государственное учреждение Республики Карелия "Хозяйственное управление при администрации главы Республики Карелия" (далее - Учреждение).
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Министерство природных ресурсов заменено на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд, место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Герцена, д. 13, ОРГН 1031000016850 (далее - Комитет).
Решением от 18.03.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.06.2011, в удовлетворении заявления отказано.
Общество в кассационной жалобе просит отменить названные решение и постановление, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права и заявление удовлетворить.
Как указывает податель жалобы, поскольку в отношении арендуемого Обществом объекта недвижимости право оперативного управления Учреждения не зарегистрировано, наличие этого права у Учреждения не подтверждено.
Комитет в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что спорное имущество находится в оперативном управлении Учреждения, в связи с чем в отношении него исключается применение Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Комитета против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Учреждение о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направило, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Республиканский государственным центр "Недвижимость" как представитель собственника - Республики Карелия (арендодатель) и товарищество с ограниченной ответственностью "Северный Союз" (арендатор, правопредшественник Общества) 01.08.1996 заключили договор N 375 аренды дома N 17 общей площадью 52,6 кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, дер. Шуйская Чупа. Срок действия договора - по 01.08.2006.
В дальнейшем Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Карелия (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 23.10.2007 N 443 аренды государственного имущества - дачного дома площадью 51,4 кв.м с пристройками, расположенного по адресу: Республика Карелия, дер. Шуйская Чупа, д. 17. Срок действия договора - по 30.09.2012.
Договор аренды от 23.10.2007, согласованный с Учреждением как балансодержателем, зарегистрирован в установленном законом порядке 17.03.2008.
Общество 24.03.2009, 20.04.2009 и 29.09.2010 обращалось к Министерству природных ресурсов с заявлениями о намерении реализовать предоставленное Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ преимущественное право на приобретение арендуемого имущества.
В ответ Министерство природных ресурсов письмами от 24.04.2009, 01.04.2010 и от 28.10.2010 сообщило о невозможности приобретения арендуемого имущества, поскольку оно находится в оперативном управлении Учреждения и в силу статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ на такое имущество не распространяются положения указанного закона.
Общество, считая, что в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ имеет преимущественное право на приобретение в собственность арендуемого имущества, не находящегося в оперативном управлении Учреждения, поскольку данное право не зарегистрировано, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Согласно пункту 5 статьи 3 названного Федерального закона особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Такие особенности установлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, вступившим в силу 05.08.2008.
В силу статьи 3 названного Закона субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости. Данное право может быть реализовано при наличии в совокупности четырех условий, предусмотренных этой статьей, в том числе если арендуемое имущество находится во временном владении и (или) временном пользовании субъекта малого или среднего предпринимательства непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу данного Закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, а также если арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока аренды.
Между тем согласно пункту 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ действие названного Закона не распространяется на недвижимое имущество, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, арендуемый Обществом дачный домик находится в оперативном управлении Учреждения. Право оперативного управления Учреждения на пристройку возникло до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на основании постановления председателя Правительства Республики Карелия от 17.12.1996 N 1006 "О дачном поселке "Шуйская Чупа" и акта приема-передачи от 03.04.1997.
Государственная регистрация права собственности Республики Карелия на спорный объект в целях возможности осуществления в последующем государственной регистрации договора аренды этого помещения не свидетельствует о прекращении права оперативного управления Учреждения.
Доказательства прекращения права оперативного управления в порядке и по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правомерного изъятия имущества у Учреждения не представлены.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, вступившей в силу с 01.01.2009, субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 Закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 Закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с названным Законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.
При таких обстоятельствах суды правомерно сделали вывод о том, что обжалуемый отказ не противоречит положениям Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.03.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2011 по делу N А26-9994/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северный Союз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.