Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Кирилловой И.И. и Колесниковой С.Г.,
при участии от Федерального государственного унитарного предприятия "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт вакцин и сывороток и предприятие по производству бактерийных препаратов" Попова Н.С. (доверенность от 14.03.2011), Ермиловой О.А. (доверенность от 18.10.2011),
рассмотрев 19.10.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт вакцин и сывороток и предприятие по производству бактерийных препаратов" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2011 (судья Раздобреева Н.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 (судьи Несмиян С.И., Дмитриева И.А., Третьякова Н.О.) по делу N А56-60636/2010,
установил
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д. 42, ОГРН 1027809256254 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт вакцин и сывороток и предприятие по производству бактерийных препаратов", место нахождения: 198320, Санкт-Петербург, Красное Село, Свободы ул., д. 52, ОГРН 1027804601945 (далее - Институт), и с учетом уточнения размера исковых требований просило взыскать с ответчика 318 011 руб. 40 коп. задолженности по договору от 15.07.2002 N 60089 (далее - Договор) за период с 01.04.2010 по 31.08.2010 и 3722 руб. 84 коп. пеней за период с 21.05.2010 по 24.09.2010.
В кассационной жалобе Институт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты.
По мнению Института, при рассмотрении спора судам следовало применить положения статьей 432 и 541 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункт 13 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167 (далее - Правила N 167) и учесть, что ответчик не принимал на себя обязательств, являющихся предметом настоящего спора.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители Института поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представитель Предприятия, уведомленного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Предприятием (ресурсоснабжающая организация) и Институтом (абонент) заключен Договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ.
Согласно пункту 1 Договора стороны при его исполнении обязались руководствоваться действующим законодательством, обязательными для сторон действующими правилами, регулирующими отношения в сфере оказания услуг по водоснабжению и канализации, установленными законом или иными нормативными правовыми актами, а также разрешительной документацией на водоснабжение и канализацию, выданной Предприятием.
В соответствии с пунктом 2.4 Договора лимиты на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод устанавливаются органом исполнительной власти Санкт-Петербурга или уполномоченной им организацией.
В пункте 3.1.2 Договора стороны согласовали ориентировочный объем сточных вод, принимаемый Предприятием в системы канализации, в соответствии с действующими нормативными требованиями, утвержденными в установленном порядке, в количестве 260 412 куб.м в год и 21 701 куб.м в месяц.
В силу пункта 5.1 Договора за превышение нормативов водоотведения (лимитов и допустимых сбросов загрязняющих веществ) в соответствии с действующим законодательством с абонента взимается плата в порядке, установленном органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.
В пункте 5.2 Договора стороны предусмотрели, что в случае неоплаты абонентом платежного документа по истечении десяти дней с момента его выставления в банк-эмитент Предприятие в момент подтверждения оплаты начисляет пени за каждый день просрочки платежа исходя из процентной ставки рефинансирования, устанавливаемой Центральным банком Российской Федерации и действующей на день фактической оплаты абонентом платежного документа или его соответствующей части.
Пунктом 5.4 Договора установлена ориентировочная сумма по договору с учетом тарифа (цены), действующего на момент его заключения. Указанным пунктом предусмотрена корректировка суммы платы по Договору в зависимости от фактического водопотребления и водоотведения, превышения абонентом нормативов водоотведения и изменения тарифов (цен) без дополнительного оформления и согласования сторон.
Комитет по энергетике и инженерному обеспечению правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет) 25.12.2009 установил лимит водоотведения на 2010 год для Института в размере 150 куб.м в сутки, а 09.06.2010 установил лимит для Института на период с июля по декабрь 2010 года в размере 177 куб.м в сутки.
В спорный период Институт превысил установленный Комитетом лимит водоотведения, в связи с чем Предприятие выставило абоненту счета-фактуры и платежные требования на оплату превышения нормативов водоотведения по объему сточных вод. Поскольку Институт не исполнил платежные документы, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды удовлетворили требования Предприятия, посчитав их обоснованными по праву и по размеру.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 11 Правил N 167 прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 ГК РФ).
Нормативы водоотведения или нормативы сброса - это установленные органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование (пункт 1 Правил N 167).
В соответствии с пунктом 58 Правил N 167 лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом:
фактических мощностей систем водоснабжения и канализации;
необходимости первоочередного удовлетворения нужд населения в питьевой воде и отведении бытовых сточных вод;
соблюдения лимитов забора питьевой воды и сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, установленных организации водопроводно-канализационного хозяйства водохозяйственными и природоохранными органами;
проведения абонентом мероприятий по рациональному использованию питьевой воды, сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ;
баланса водопотребления и водоотведения абонента.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с Постановлением N 1310 губернатором Санкт-Петербурга утверждено распоряжение от 21.10.1996 N 316-р.
Во исполнение пункта 3, подпункта 2 распоряжения от 21.10.1996 N 316-р Комитетом утвержден приказ от 10.02.1997 N 1 "О порядке установления лимитов водоотведения объектами, отводящими сточные воды в системы канализации Санкт-Петербурга" (далее - Порядок).
Руководствуясь положениями названного Порядка, Комитет установил лимиты абонентам Предприятия, в том числе Институту, на 2010 год.
Кроме того, во исполнение Постановления N 1310 правительством Санкт-Петербурга также утвержден Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга (постановление от 19.10.2004 N 1677; далее - Постановление N 1677).
Согласно пункту 3 Постановления N 1677 нормативом водоотведения по объему сточных вод является лимит водоотведения, установленный абоненту Комитетом. Это предельный объем принимаемых (сбрасываемых) сточных вод на определенный период времени. Лимиты водоотведения устанавливаются исходя из условий рационального использования абонентами воды из всех источников, планов мероприятий абонентов по сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ, а также технических возможностей приема сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга.
В силу абзаца второго пункта 4 Постановления N 1677 взимание организацией ВКХ платы с абонентов за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ, в том числе за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, превышающий установленные нормативы водоотведения по объему, производится на основании заключенных договоров на прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в соответствии с Постановлением.
Институт указывает, что в соответствии со статьями 432 и 541 ГК РФ, а также пунктом 13 Правил N 167, при заключении Договора, в пункте 3.1.2 стороны согласовали ориентировочный объем принимаемых Предприятием сточных вод. Коль скоро иной лимит водоотведения в Договоре не согласован, и за превышение лимита не установлены санкции, Институт полагает, что применение Предприятием лимитов водоотведения, установленных Комитетом и санкций в связи с их превышением, является незаконным, нарушает равенство участников гражданских правоотношений.
Доводы Института противоречат как положениям пунктов 1, 2.4, и 5.1 Договора, так и пунктам 58, 70 Правил N 167, которые действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Коль скоро положения Правил N 167 обязательны для сторон публичного договора, Институт не может не руководствоваться лимитами водоотведения, установленными для него Комитетом в порядке, предусмотренном этими Правилами, Правительством Российской Федерации и нормативными актами Санкт-Петербурга, независимо от содержания Договора.
Таким образом, установив факт превышения Институтом в спорный период установленных Комитетом нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения), суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали обоснованными требования Предприятия о взыскании с ответчика задолженности.
Расчет задолженности и пеней проверен судами и признан обоснованным.
При таких обстоятельствах у судов первой и апелляционной инстанций не имелось оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 по делу N А56-60636/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт вакцин и сывороток и предприятие по производству бактерийных препаратов" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
И.И. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.