Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г.,
рассмотрев 19.10.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Тверьритуалсервис" на решение Арбитражного суда города Тверской области от 11.04.2011 (судья Рожина Е.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011 (судьи Зайцева А.Я., Носач Е.В., Романова А.В.) по делу А66-10932/2010
установил
Муниципальное унитарное предприятие "Тверьритуалсервис" местонахождение: 170023, город Тверь, улица Маршала Захарова, дом 18/18 (далее - Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Департаменту промышленного производства, торговли и услуг Тверской области местонахождение: 170037, город Тверь, проспект Победы, дом 53 (далее - Департамент промышленного производства, ответчик) о взыскании 51 000 руб. 00 коп. задолженности за услуги, оказанные по погребению невостребованных умерших граждан в 2008 и 2009 годах по договору от 22.04.2003.
Определением арбитражного суда Тверской области от 03.11.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Тверская область в лице Департамента финансов Тверской области (далее - Департамент финансов).
Решением суда первой инстанции от 11.04.2011, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и, в частности, статьи 9 Федерального Закона Российской Федерации от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон "О погребении и похоронном деле"), а также на неполное исследование судами обстоятельств дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент промышленного производства просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, считая приведенные в ней доводы несостоятельными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с условиями договора от 22.04.2003 (далее - договор), заключенного между Предприятием и Департаментом промышленного производства, последний обязался возмещать затраты Предприятия по погребению умерших не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, согласно гарантированному перечню услуг.
Предметом указанного договора явилась реализация постановления Администрации Тверской области от 28.12.2001 года N 25-па "О финансировании расходов областного бюджета, связанных с погребением умерших".
Согласно пункту 2.2.1 договора при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, Предприятие осуществляет на основании заявки медицинских учреждений либо органа местного самоуправления по месту жительства умершего в течение трех суток с момента установления причины смерти. К заявке прилагается врачебное или гербовое свидетельство о смерти.
В пункте 2.2.2 договора предусмотрено, что погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, осуществляется Предприятием на основании заявки судебно-медицинских учреждений. К заявке прилагается врачебное или гербовое свидетельство о смерти, а также согласие органов внутренних дел на погребение.
Пунктом 3.1 договора установлено, что возмещение затрат Предприятия по погребению умерших в рамках договора осуществляется Департаментом промышленного производства в десятидневный срок с момента предоставления подтверждающих документов.
Основанием для возмещения затрат являются: платежные документы, подтверждающие факт оказания услуг по погребению; справка о смерти (подлинник); согласие органов внутренних дел на погребение лиц, указанных в пункте 2.2.2 договора.
Пунктом 3.2 договора обусловлено, что в случае, если фактические расходы Предприятия ниже утвержденной стоимости гарантированного перечня, то возмещению подлежат фактически понесенные расходы. В случае, если фактические расходы превышают утвержденную стоимость гарантированного перечня услуг по погребению, то возмещению подлежит стоимость, установленная Администрацией Тверской области (пункт 3.3).
В пункте 3.4 стороны договора предусмотрели, что оплата затрат по погребению производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет Предприятия.
Пунктом 5.4 установлена возможность ежегодного продления срока действия договора, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не обратиться с инициативой о его расторжении.
Из материалов дела видно, что указанный договор сторонами не расторгался и действовал в 2008 и 2009 годах.
Согласно постановлению Главы администрации города Твери от 03.11.2005 N 4210 "О специализированной службе по вопросам похоронного дела в городском округе Тверь" Предприятие выполняет функции специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском округе Тверь.
Постановлением Главы администрации города Твери от 14.08.2007 N 2375 утвержден план финансово-хозяйственной деятельности Предприятия на 2008 год, согласно которому гарантированная стоимость услуг по погребению одного умершего составила 1 000 руб.
Постановлением Главы администрации города Твери от 15.07.2008 N 1767 расходы Предприятия на 2009 год на погребение одного умершего утверждены в размере 4 000 руб.
В связи с несением затрат по погребению 18 невостребованных умерших граждан во втором полугодии 2008 года и первом полугодии 2009 года Предприятие обратилось в Департамент промышленного производства за возмещением 51 000 руб.
В подтверждение расходов на заявленную сумму истцом представлены: акты медицинских учреждений о том, что по их заявкам были произведены захоронения умерших не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя, заявки медицинских учреждений об осуществлении захоронений умерших не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя, справки о смерти.
Поскольку ответчик отказал истцу в возмещении затрат, Предприятие обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании 51 000 руб.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Предприятию в удовлетворении заявленных требований, указав на то, что истец представил ответчику полный пакет документов на возмещение затрат по погребению только в июле 2010 года, то есть с пропуском срока исковой давности, установленного статьей 9 Закона "О погребении и похоронном деле" (в редакции, вступившей в силу с 01.01.2010).
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, считает выводы судебных инстанций недостаточно обоснованными по следующим основаниям.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исковой давностью признается срок для принудительной защиты нарушенного права путем предъявления иска в суд.
Статьей 196 ГК РФ предусмотрено, что общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. При этом на специальные сроки давности также распространяются правила статей 195, 198 - 207 Кодекса, если законом не установлено иное (статья 197 ГК РФ).
В рассматриваемом случае суды по заявлению ответчика определили в качестве специального срока исковой давности, пропущенного истцом, срок, установленный абзацем 8 пункта 3 статьи 9 Закона "О погребении и похоронном деле", в редакции этой статьи, введенной в действие с 01.01.2010 Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
Однако этот вывод судов не может быть признан состоятельным.
Согласно абзацу 8 пункта 3 статьи 9 Закона "О погребении и похоронном деле" в редакции, действующей с 01.01.2010, стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.
Вместе с тем названная норма Закона не определяет срок обращения специализированной службы по вопросам похоронного дела за возмещением затрат по погребению в качестве срока исковой давности, то есть срока, в пределах которого эта служба может обратиться в суд за защитой нарушенного права.
По своей правовой природе этот срок является процедурным в рамках правоотношений уполномоченных органов и специализированной службы по вопросам похоронного дела по возмещению стоимости услуг по погребению определенных категорий граждан за счет средств бюджета либо внебюджетных фондов.
Как установлено пунктом 1 статьи 200 ГК РФ момент начала течения срока исковой давности определяется днем, когда потерпевшее лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Именно с этого момента у потерпевшего появляется материальное и процессуальное право на иск.
Применительно к рассматриваемой ситуации, до того момента, пока специализированная служба по вопросам похоронного дела не получит отказ в возмещении стоимости услуг по погребению либо пока уполномоченный орган не пропустит установленный абзацем 1 пункта 3 статьи 9 Закона "О погребении и похоронном деле" десятидневный срок для такого возмещения, право указанной службы не может считаться нарушенным.
Из материалов дела видно, что Департамент промышленного производства отказал истцу в возмещении стоимости услуг в сумме 51 000 руб. письмом от 07.07.2010 N 1531 (том 1 лист дела 71).
Следовательно, момент получения Предприятием этого письма и определяет момент начала течения срока исковой давности для судебной защиты его нарушенного права в получении такого возмещения.
Поскольку Законом "О погребении и похоронном деле" не установлено иное, Предприятие было вправе обратиться в суд с соответствующим иском в пределах общего трехгодичного срока исковой давности.
Таким образом, у судов первой и апелляционной инстанций не имелось законных оснований отказывать истцу в удовлетворении иска по мотиву пропуска специального срока исковой давности.
Также судами первой и апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что истец до введения в действие абзаца 8 пункта 3 статьи 9 Закона "О погребении и похоронном деле", установившего предельный срок для обращения специализированной службы по вопросам похоронного дела за возмещением стоимости услуг по погребению, обращался к ответчику с заявлениями от 02.02.2009 N 20 и от 13.07.2009 N 129 (том 1 листы дела 104, 105) об оплате соответствующих расходов, понесенных в декабре 2008 года и в июне - июле 2009 года.
Как указал суд первой инстанции, данные заявления были возвращены Предприятию, поскольку в них не был указан размер затрат и заявителем не были представлены платежные документы, направление которых является обязательным в силу пункта 3.1 договора.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства возвращения ответчиком указанных заявлений со ссылкой на такие обстоятельства.
Департамент промышленного производства, не отрицая факта получения от истца спорных заявлений ссылалось в отзыве на исковое заявление лишь на то, что при их рассмотрении выявлено отсутствие необходимых документов для возмещения стоимости услуг по погребению в отношении одного из восьми захоронений по заявлению от 02.02.2009 N 20 (входящий N 256) и одного из двенадцати захоронений по заявлению от 13.07.2009 N 129 (входящий N1583). Как указывает ответчик, он уведомил об этом Предприятие в десятидневный срок и предложил доработать эти документы.
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона "О погребении и похоронном деле" (в редакции, действующей до 01.01.2010) стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, в том числе за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации в случае, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
В рассматриваемом случае суды первой и апелляционной инстанции не установили, что послужило причиной для уклонения Департамента промышленного производства в 2009 году от возмещения Предприятию на основании его заявлений стоимости услуг по погребению восемнадцати из двадцати человек, умерших в 2008 - 2009 годах, и насколько такое уклонение соответствует условиям заключенного между сторонами договора и положениям статьи 9 Закона "О погребении и похоронном деле".
Пунктом 3 статьи 12 Закона "О погребении и похоронном деле" установлено, что услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона "О погребении и похоронном деле" на территории города Твери установлена стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на 2008 год в сумме 1 000 руб. (Постановление Главы администрации города Твери от 14.08.2007 N 2375) и на 2009 год - в сумме 4 000 руб. (Постановлением Главы администрации города Твери от 15.07.2008 N 1767).
Из материалов дела следует, что Предприятие заявило к возмещению стоимость услуг, не превышающую эти пределы.
Ссылаясь в обжалуемых судебных актах на то, что Предприятие в 2009 году не представило ответчику платежные документы, подтверждающие факт оказания услуг по погребению, суды не учли, что в заключенном сторонами договоре не определен конкретный перечень таких документов. Судебные инстанции не установили, какие платежные документы должен был представить истец для возмещения затрат, если, как следует из материалов дела, в 2008 - 2009 годах гарантированные услуги по погребению оказывались силами и средствами самого Предприятия (том 1 листы дела 107 - 149).
Также необходимо учитывать, что в соответствии с абзацем 8 пункта 3 статьи 9 Закона "О погребении и похоронном деле" с 01.01.2010 стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.
Следовательно, возложение с 01.01.2010 на специализированную службу, оказавшую услуги по погребению, обязанности представлять иные документы, кроме справки о смерти, противоречит приведенной норме Закона "О погребении и похоронном деле".
В связи с этим необходимо отметить, что суды первой и апелляционной инстанций в ходе рассмотрения дела не установили, какой "полный пакет документов" в отношении погребенных в 2008 - 2009 годах граждан ожидал до июля 2010 года Департамент промышленного производства от Предприятия для решения вопроса о возмещении стоимости гарантированных услуг по погребению восемнадцати умерших.
Ссылка суда апелляционной инстанции на то, что только в июле 2010 года истец представил ответчику счета и счета-фактуры для оплаты указанных затрат не может быть признана обоснованной, поскольку ни в силу договора, ни в силу Закона "О погребении и похоронном деле" выставление счетов специализированной службой по вопросам похоронного дела не является обязательным и непременным условием для возмещения стоимости оказанных услуг по погребению.
Исходя из изложенного, следует признать, что вывод судебных инстанций о несоблюдении истцом положений договора и требований закона при предъявлении к возмещению понесенных в 2008 - 2009 годах затрат по погребению 18 граждан не основан на нормах материального права и противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам.
Поскольку в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по установлению фактических обстоятельств дела, исследованию и правовой оценке имеющихся в материалах дела доказательств, принятые по настоящему делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду, с учетом правовой позиции суда кассационной инстанции, необходимо исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать им правовую оценку и на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в материалах дела доказательств в их совокупности и взаимной связи - принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 11.04.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011 по делу N А66-10932/2010 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.