Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Захаровой М.В. и Константинова П.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.04.2011 (судья Левичева Е.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2011 (судьи Горбик В.М., Копылова Л.С., Полубехина Н.С.) по делу N А26-902/2011,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "МИФ", ОГРН 1051000006860, место нахождения: 185030, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Калинина, д. 8-51 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия, ОГРН 1031000050795, место нахождения: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Анохина, д. 29а (далее - Управление Росимущества), и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, ОГРН 1087746829994, место нахождения: 109012, г. Москва, Никольский пер., д. 9 (далее - Росимущество), выразившееся в непринятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 10:01:140165:113.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия.
Суд первой инстанции решением от 06.04.2011 признал незаконным, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, бездействие Управления Росимущества, выразившееся в непринятии решения о разделе указанного земельного участка; обязал Управление Росимущества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем рассмотрения его заявления от 27.01.2010 и принятия в установленный законом срок мотивированного решения с учетом требований Земельного кодекса Российской Федерации; в удовлетворении требований, заявленных к Управлению Росимущества, отказал.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 11.07.2011 оставил решение от 06.04.2011 без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление и отказать в удовлетворении требований, заявленных к Управлению Росимущества. По мнению подателя жалобы, суды неверно определили полномочия Управлении Росимущества; Положением об Управлении Росимущества, утвержденным приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63 (далее - Положение об Управлении Росимущества), данное управление не наделено полномочиями по принятию решений о разделе земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
От Управления Росимущества поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником здания мастерских и гаражей площадью 409,3 кв.м по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Балтийская, д. 14 (территория) Голиковка, 1 (свидетельство о государственной регистрации права серии 10 АБ N 051454 на л.д. 33 в т. 1). Данное здание расположено на земельном участке площадью 45 600 кв.м с кадастровым номером 10:01:140165:113, находящемся в федеральной собственности. На участке имеется множество объектов недвижимости, которые ранее принадлежали признанному банкротом открытому акционерному обществу "Карелхлебпродсервис" и были реализованы различным лицам в процедуре конкурсного производства.
Общество 27.01.2010 обратилось в Управление Росимущества с заявлением о разделе указанного земельного участка с целью формирования земельного участка, занятого принадлежащим ему зданием и необходимым для его использования, и оформления прав на этот участок в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. К заявлению Общество приложило кадастровые паспорта на образуемые в результате раздела земельные участки, межевое дело, свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество на принадлежащее ему здание.
Управление Росимущества в письме от 18.02.2010 сообщило Обществу о том, что решение вопроса о разделе земельных участков, находящихся в федеральной собственности, входит в полномочия Росимущества, которому передано заявление Общества.
Управление Росимущества несколько раз возвращало на доработку представленные Управлением Росимущества документы, касающиеся раздела названного участка.
Общество в письме от 24.11.2010 попросило Росимущество ускорить решение вопроса о разделе земельного участка.
Поскольку ни Управление Росимущества, ни Росимущество не приняли решения по заявлению Общества от 27.01.2010, последнее в феврале 2011 года обратилось с настоящим заявлением арбитражный суд.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле, суды первой и апелляционной инстанций пришли к следующим выводам: принятие решения о разделе спорного земельного участка, находящегося в федеральной собственности, относится к полномочиям Управления Росимущества, которое, не рассмотрев заявление Общества, представившего все необходимые документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, допустило незаконное бездействие и нарушило исключительное право заявителя, предусмотренное статьей 36 того же Кодекса.
Кассационная инстанция считает эти выводы правильными.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного Кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 того же Кодекса.
Пунктом 2 статьи 11.3 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 данной статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки; для принятия решения об образовании таких земельных участков необходимы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации и в соответствии с Положением о Росимуществе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе данный орган осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения об Управлении Росимущества, утвержденного приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63, Управление Росимущества наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
С учетом системного толкования приведенных норм суды пришли к правильному выводу о том, что именно Управление Росимущество наделено правом по принятию решения о разделе спорного земельного участка. Отсутствие поручения Росимущества на принятие такого решения не может служить препятствием для раздела этого участка в целях реализации Обществом, являющимся собственником объекта недвижимости, предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации права на выкуп данного участка.
При таком положении суды правомерно признали незаконным оспариваемое бездействие Управления Росимущества, обязали его рассмотреть заявление Общества о разделе названного участка и принять обоснованное решение с учетом требований Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.04.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2011 по делу N А26-902/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.