Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Блиновой Л.В., Корабухиной Л.И.,
рассмотрев 31.10.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.04.2011 (судья Чурова А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 (судьи Ралько О.Б., Пестерева О.Ю., Тарасова О.А.) по делу N А05-13455/2010,
установил
Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", место нахождения: Архангельская область, г. Котлас, ул. Черняховского, д. 2, ОГРН 1022901024266 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, место нахождения: Архангельская область, г. Котлас, ул. Карла Маркса, д. 14, ОГРН 1042901307602 (далее - Инспекция), выразившихся в отражении в акте совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 19.10.2010 N 2327 документально не подтвержденной задолженности. Кроме того, заявитель просил возложить на налоговый орган обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения путем исключения из его лицевого счета следующей задолженности: 2560 руб. 89 коп. пеней и 100 руб. штрафа по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за исключением доходов, полученных в виде дивидендов, выигрышей и призов в целях (Н/А); 81 539 руб. 24 коп. пеней и 2367 руб. штрафа по налогу на добавленную стоимость (далее - Н ДС) на товары, производимые на территории Российской Федерации; 6849 руб. 89 коп. пеней и 867 руб. 20 коп. штрафа по налогу на владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств; 22 802 руб. 81 коп. пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог; 74 руб. 81 коп. пеней по прочим местным налогам и сборам, мобилизуемых на территории городских округов; 296 439 руб. 44 коп. пеней по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации (Н/А); 6312 руб. 05 коп. пеней по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (Н/А); 121 975 руб. 65 коп. пеней по взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (Н/А); 2936 руб. 71 коп. пеней по взносам в Фонд занятости населения (Н/А).
Решением суда первой инстанции от 28.04.2011 признаны незаконными действия Инспекции, выразившиеся в отражении в акте совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 19.10.2010 N 2327 документально не подтвержденной недоимки, а именно: 100 руб. штрафа по НДФЛ, 65 643 руб. 22 коп. пеней и 2367 руб. штрафа по НДС, 6849 руб. 89 коп. пеней и 867 руб. 20 коп. штрафа по налогу на владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств, 21 142 руб. 45 коп. пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог, 5 руб. 14 коп. пеней по прочим местным налогам и сборам, мобилизуемых на территории городских округов, 6056 руб. 57 коп. пеней по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 117 988 руб. 32 коп. пеней по взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, 490 руб. 25 коп. пеней по взносам в Фонд занятости населения. На налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем исключения из карточки лицевого счета Учреждения указанных сумм недоимки. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 14.07.2011 решение суда от 28.04.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и принять новое решение. По мнению подателя жалобы, судами необоснованно не приняты доводы Инспекции о невозможности представления документов в подтверждение правомерности отражения в акте сверки спорных сумм недоимки по пеням и штрафам по независящим от налогового органа причинам (в связи с истечением срока хранения документов). Кроме того, суд первой инстанции произвольно восстановил налогоплательщику срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что является нарушением норм процессуального права.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части третьей статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Учреждение обратилось в Инспекцию с запросом о проведении совместной сверки расчетов по налогам, сборам, штрафам и пеням.
Инспекция выдала Обществу акт совместной сверки расчетов N 2327 за период с 01.01.2010 по 18.10.2010 по состоянию на 19.10.2010, согласно которому Учреждение имеет неисполненную обязанность по уплате пеней в сумме 2560 руб. 89 коп. и штрафа в размере 100 руб. по НДФЛ, пеней в сумме 81 539 руб. 24 коп. и штрафа в размере 2367 руб. по НДС на товары, производимые на территории Российской Федерации, пеней в сумме 6849 руб. 89 коп. и штрафа в размере 867 руб. 20 коп. по налогу на владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств, пеней в сумме 22 802 руб. 81 коп. по налогу на пользователей автомобильных дорог, пеней в сумме 74 руб. 81 коп. по прочим местным налогам и сборам, мобилизуемых на территории городских округов, пеней в сумме 296 439 руб. 44 коп. по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, пеней в сумме 6312 руб. 05 коп. по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, пеней в сумме 121 975 руб. 65 коп. по взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, пеней в сумме 2936 руб. 71 коп. по взносам в Фонд занятости населения.
Учреждение не согласилось с действиями налогового органа по указанию в акте названной задолженности и обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций частично удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы обязаны осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом.
Порядок проведения сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование определен Регламентом организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденным Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@.
В соответствии с пунктом 3.1.4 указанного Регламента при выявлении расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками осуществляет сверку расчетов налогоплательщика по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения причины возникновения разногласий.
Содержание акта о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика.
Судами двух инстанций установлено, что Учреждение и Инспекция произвели совместную сверку расчетов налогоплательщика по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 19.10.2010, о чем был составлен акт совместной сверки расчетов N 2327, подписанный налогоплательщиком с разногласиями 22.11.2010.
В акте сверки Инспекция отразила задолженность Учреждения по пеням и штрафам. Однако в нарушение статьи 65 АПК РФ Инспекцией не представлены соответствующие документы в обоснование наличия указанной задолженности.
Это же обстоятельство подтверждено Инспекцией в кассационной жалобе, где отмечено, что документы в обоснование задолженности не могут быть представлены в связи с истечением срока их хранения.
На этот факт Инспекция также ссылается в качестве основания для отмены судебных актов. По мнению налогового органа, суды не оценили довод Инспекции о невозможности представления документов в подтверждение правомерности отражения в акте сверки спорных сумм недоимки по пеням и штрафам по независящим от налогового органа причинам.
Из обжалуемых судебных актов видно, что данному доводу налогового органа дана правильная правовая оценка судами первой и апелляционной инстанций. Так, суды вполне обоснованно отметили, что истечение срока хранения документов, подтверждающих наличие у налогоплательщика задолженности, не подтверждает само наличие задолженности и не является основанием для включения спорных сумм в акт сверки.
Судами установлено, что документы, подтверждающие основания и период возникновения у Учреждения задолженности по налогам, на которую начислены соответствующие суммы пеней и штрафов, в материалах дела отсутствуют.
Поскольку указанные в акте сверки суммы задолженности должны соответствовать фактической обязанности Учреждения по уплате налоговых платежей, а также быть документально подтвержденными суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали незаконными обжалуемые действия Инспекции.
Кассационная инстанция отклоняет довод Инспекции о пропуске Учреждением срока для обращения в суд с заявленным требованием.
Из материалов дела видно, что Учреждение обратилось с заявлением об оспаривании действий Инспекции, выразившихся в отражении в акте совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 19.10.2010 N 2327 документально не подтвержденной задолженности 29.11.2010, то есть с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
В кассационной жалобе Инспекция также указывает, что поскольку спорные суммы задолженности ранее включались в акты сверок, о чем Учреждение знало, суд первой инстанции произвольно восстановил пропущенный Учреждением срок на подачу настоящего заявления.
Однако то обстоятельство, что спорные суммы задолженности ранее включались в акты сверок, не является основанием для вывода о пропуске заявителем срока для обращения в суд с соответствующим заявлением, поскольку предметом настоящего спора являются действия Инспекции, выразившиеся в отражении документально не подтвержденной задолженности в акте совместной сверки расчетов N 2327, составленном по состоянию на 19.10.2010.
При таких условиях суды обоснованно удовлетворили заявленные Учреждением требования в части неправомерного включения Инспекцией в акт сверки документально не подтвержденной задолженности, а также в соответствии с частью 5 статьи 201 АПК РФ возложили на налоговый орган обязанность по исключению из карточки лицевого счета налогоплательщика указанной задолженности.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, были исследованы судами двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки сделанных судами выводов у кассационной инстанции в силу статей 286 и 287 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.04.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 по делу N А05-13455/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.