Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Михайловской Е.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "КОМИЛЬФО" Аленушкиной Н.Ф. (генеральный директор, решение от 15.05.2007 N 1) и Гордеевой Н.Ф. (доверенность от 14.10.2011), от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе Лесяк О.П. (доверенность от 19.09.2011 N 72-11-ПИ-06/15938),
рассмотрев 27.10.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "КОМИЛЬФО" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2011 по делу N А56-1939/2011 (судьи Фокина Е.А., Борисова Г.В., Есипова О.И.),
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "КОМИЛЬФО", место нахождения: 194044, Санкт-Петербург, ул. Смолячкова, д. 19, ОГРН 1077847405130 (далее - ООО "УК "КОМИЛЬФО", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе, место нахождения: 191011, Санкт-Петербург, наб. Реки Фонтанки, д. 15, ОГРН 1037843053214 (далее - Региональное отделение), от 16.09.2010 N 72-10-932/пн о назначении заявителю административного наказания по делу об административном правонарушении N 874-2010-Ю-002-002 по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания 500 000 руб. штрафа.
Решением от 15.04.2011 суд удовлетворил заявление Общества.
Постановлением от 07.07.2011 апелляционная инстанция отменила решение суда первой инстанции и отказала в удовлетворении заявления Общества.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции.
Податель жалобы считает, что поскольку согласно пункту 5.3.7 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, финансовая служба по финансовым рынкам в числе прочих выдает предписания жилищным накопительным кооперативам, то субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, является лицо, которому выдано предписание (Кооператив).
ООО "УК "КОМИЛЬФО" отмечает, что апелляционный суд не установил законность предписания, не исследовал возможность его выполнения, не определил виновность Общества.
По мнению Общества, оно исполнило предписание в полном объеме.
Податель жалобы указывает на то, что протокол об административном правонарушении от 06.09.2010 составлен с нарушением срока, предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ.
ООО "УК "КОМИЛЬФО" отмечает, что в нарушение пункта 5 части 1 статьи 29.7 лицам, участвующим в деле, не разъяснялись их права и обязанности.
В отзыве на кассационную жалобу Региональное отделение просит оставить постановление апелляционного суда без изменения.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Регионального отделения возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в соответствии с протоколом собрания правления жилищного накопительного кооператива "ВАШ ВЫБОР" (далее - Кооператив) от 31.03.2008 N 07/08 Общество утверждено единоличным исполнительным органом Кооператива. Между Кооперативом и Обществом 31.03.2008 был заключен договор на передачу функций единоличного исполнительного органа Кооператива.
Региональное отделение направило в адрес Кооператива предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 29.06.2010 N 72-10-ИЛ-07/1494пд, в котором Кооперативу было предписано в тридцатидневный срок с даты получения названного предписания совершить следующее.
1. Обеспечить выполнение требований, установленных пунктом 5 статьи 5, пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 30.12.20004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" (далее - Закон N 215-ФЗ), пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в части подачи в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц, соответствующих сведений о гражданах, подавших заявления о приеме в члены Кооператива, заявления о добровольном выходе из Кооператива для внесения изменений в сведения о Кооперативе, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
2. Обеспечить выполнение требований, установленных пунктом 10 статьи 5 Закона N 215-ФЗ, а именно: направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц, заявление об аннулировании сведений о гражданине Аленушкине Владимире Анатольевиче в связи с неуплатой указанным гражданином вступительного членского взноса или первого платежа в счет паевого взноса в течение трех месяцев со дня внесения соответствующих сведений о нем в ЕГРЮЛ.
3. Обеспечить выполнение требований, установленных статьей 26 Закона N 215-ФЗ. Произвести возврат денежных средств, списанных с банковского счета N 40703810811000000196 (открытого в ОАО "Банк "Петровский" для расчетов по операциям, связанным с деятельностью Кооператива по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений) на основании платежных поручений от 30.05.2008 N 259 - на сумму 675 000 руб., от 25.07.2008 N 371 - 130 000 руб., в которых в графе "Назначение платежа" указано "Оплата по предварительному договору купли-продажи от 28.05.2008 N 28/05-13", который по письменному объяснению единоличного исполнительного органа Кооператива от 25.03.2010 не существует (не заключен).
4. Обеспечить выполнение требований, установленных пунктом 2 статьи 28 Закона N 215-ФЗ, а именно: заключить между Кооперативом и ООО "УК "КОМИЛЬФО" основные договоры купли-продажи квартир, принадлежащих на праве частной собственности ООО "УК "КОМИЛЬФО", с целью дальнейшей передачи жилых помещений в пользование членам Кооператива: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО "Виллозское сельское поселение", д. Малое Карлино, д. 18, корп. 1, кв. 16 (кадастровый номер: 47-78-21/023/2009-449); Ленинградская область, Ломоносовский район, МО "Виллозское сельское поселение", д. Малое Карлино, д. 18, корп. 1, кв. 37 (кадастровый номер: 47-78-21/023/2009-450).
5. Обеспечить выполнение требований, установленных пунктом 1 статьи 54 Закона N 215-ФЗ, а именно осуществить организацию проведения проверки аудиторской организацией (аудитором) ведения Кооперативом бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности Кооператива за 2008 год.
6. Обеспечить выполнение требований, установленных пунктом 2 статьи 21 Закона N 215-ФЗ, в части раскрытия информации в составе и порядке, предусмотренных требованиями указанной статьи.
7. Обеспечить выполнение требований, установленных пунктом 2 статьи 5, пунктом 6 статьи 42 Закона N 215-ФЗ, пунктами 5.8, 5.9 Устава Кооператива, утвержденного Решением общего собрания членов Кооператива от 04.03.2008 N 1, пунктом 3.9 Положения о членстве в Кооперативе, утвержденном Решением общего собрания членов Кооператива от 04.03.2008 N 1, в части порядка утверждения и ведения Реестра членов Кооператива и состава сведений, содержащихся в нем.
8. Обеспечить выполнение требований, установленных пунктом 1 статьи 11, подпунктом 1 пункта 6 статьи 34 Закона N 215-ФЗ, а именно осуществить регистрацию в Федеральной налоговой службе изменений и дополнений в Устав Кооператива в соответствии с решениями, принятыми Общим собранием членов Кооператива.
9. Обеспечить выполнение требований, установленных пунктом 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 N 40, а именно: устранить нарушения, зафиксированные в пункте 27 установочной части названного предписания.
10. Принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности Кооператива нарушений, указанных в установочной части предписания.
11. Представить отчет об исполнении требований пунктов 1-10 предписывающей части названого предписания. К отчету должны быть приложены надлежащим образом оформленные копии документов, подтверждающих исполнение требований пунктов 1-10 предписывающей части настоящего предписания (предоставляемые копии документов должны содержать отметку "копия верна", должны быть подписаны уполномоченным лицом и скреплены печатью кооператива; многостраничные документы должны быть пришиты, страницы пронумерованы, письменные объяснения, справки должны быть подписаны уполномоченным лицом и заверены печатью кооператива. Отчет о мерах, принятых Кооперативом с целью недопущения в дальнейшей деятельности Кооператива нарушений, указанных в установочной части, должен подробным образом описывать меры, принятые Кооперативом по каждому пункту установочной части предписания (со ссылкой на номер пункта).
Кооператив получил названное предписание 07.07.2010.
ООО "УК "КОМИЛЬФО" 05.08.2010 представило Региональному отделению отчет N 06-08/10 об исполнении указанного предписания с приложением документов.
По результатам проверки РО ФСФР России в СЗФО, установив, что предписание от 29.06.2010 N 72-10-ИЛ-07/1494пд исполнено не в полном объеме (не исполнены пункты 7, 9, 11 предписания), составило протокол об административном правонарушении от 06.09.2010, согласно которому действия Общества квалифицированы административным органом по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением Регионального отделения от 16.09.2010 N 72-10-932/пн ООО "УК "Комильфо" привлечено к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ в виде взыскания 500 000 руб. штрафа.
ООО "УК "КОМИЛЬФО" оспорило указанное постановление Регионального отделения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, указав, что Общество не является субъектом вмененного ему административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, установив в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ. Суд не установил нарушения РО ФСФР России в СЗФО порядка привлечения Общества к административной ответственности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Пунктом 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Частью 3 статьи 44 Закона N 215-ФЗ предусмотрено, что единоличный исполнительный орган кооператива без доверенности действует от имени кооператива, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени кооператива, утверждает штатное расписание, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками кооператива, осуществляет прием на работу с учетом сметы расходов на содержание кооператива, утвержденной общим собранием членов кооператива.
В силу части 5 статьи 44 Закона N 215-ФЗ по решению общего собрания членов кооператива полномочия единоличного исполнительного органа кооператива могут быть переданы коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона N 215-ФЗ органы кооператива либо осуществляющие функции единоличного исполнительного органа кооператива управляющая организация или управляющий обязаны предоставлять документы или иную информацию и давать в письменной и (или) устной форме объяснения, необходимые для осуществления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, контроля за деятельностью кооператива.
Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (пункт 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, именуемого далее Положение N 317).
В соответствии с пунктом 5.3.7 Положения N 317 (действовавшего в проверяемый период) Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
В силу части 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что субъектами правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, являются юридические лица, не исполнившие в установленный срок выданного им предписания, а также должностные лица этих юридических лиц, в том числе и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов юридических лиц, которым были выданы предписания.
В данном случае, как обоснованно указал суд первой инстанции, предписание от 29.06.2010 N 72-10-ИЛ-07/1494пд выдано Региональным отделением в адрес Кооператива, а не ООО "УК "КОМИЛЬФО" (т. 2, л. 119). Кроме того, как следует из протокола об административном правонарушении от 06.09.2010 и постановлении о привлечении к административной ответственности от 16.09.2010 административным органом проводилась проверка деятельности именно Кооператива.
Таким образом, лицом, на которое возложена публичная обязанность по исполнению предписания РО ФСФР России в СЗФО, является Кооператив, а не ООО "УК "КОМИЛЬФО".
В связи с указанными обстоятельствами в рассматриваемом случае субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, является Кооператив, а не ООО "УК "КОМИЛЬФО".
Учитывая изложенное вывод апелляционного суда о том, что ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания Регионального отделения несет ООО "УК "КОМИЛЬФО" как единоличный исполнительный орган Кооператива, нельзя признать правомерным.
Ссылка суда апелляционной инстанции на часть 9 статьи 2.10 КоАП РФ является необоснованной, поскольку указанная правовая норма устанавливает ответственность единоличного исполнительного органа в случае совершения им административного правонарушения.
С учетом изложенного административный орган неправомерно возбудил дело об административном правонарушении и привлек ООО "УК "КОМИЛЬФО" к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса.
Таким образом, постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2011 по делу N А56-1939/2011 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2011 по делу N А56-1939/2011.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.