Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Афанасьева С.В. и Казанцевой Р.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Коротышева Е.Н. (доверенность от 29.03.2011), от открытого акционерного общества "Аммофос" Руссовой Т.В. (доверенность от 18.11.2009),
рассмотрев 09.11.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.05.2011 (судья Кургин А.Ф.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2011 (судьи Романова А.В., Носач Е.В. и Шадрина А.Н.) по делу N А13-13772/2010,
установил
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Вологодского отделения Северной железной дороги, место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ОГРН 1037739877295 (далее - Дорога), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к открытому акционерному обществу "Аммофос", место нахождения: 162600, Вологодская область, Череповец, Северное шоссе, дом 75, ОГРН 1023501240421 (далее - Общество), о взыскании 636 424 руб. 38 коп. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
До принятия судом решения истец изменил предмет иска и просил взыскать 636 424 руб. 38 коп. неосновательного обогащения, полагая, что Общество обогатилось за счет Дороги, поскольку пользовалось объектами инфраструктуры без соответствующей оплаты.
Решением от 18.05.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.08.2011, в иске отказано.
В кассационной жалобе Дорога просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить иск.
Податель жалобы считает, что плата за пользование начислена в том числе в отношении вагонов, которые входят в парк распоряжения Дороги; акты общей формы были представлены на подпись Обществу.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель Дороги поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, и уточнил, что предметом иска является неосновательное обогащение, которое рассчитано по правилам статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ). Представитель Общества обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Дорога (перевозчик) и Общество (владелец) 26.12.2009 заключили договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Общества по станции Кошта Северной железной дороги N 4-109, действующий в редакции протокола согласования разногласий.
Согласно параграфу 9 договора владелец перечисляет перевозчику плату за пользование вагонами за время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования либо за время ожидания подачи или приема по причинам, зависящим от владельца, по ставкам, установленным Тарифным руководством N 2.
Как следует из искового заявления, в период с 30.12.2009 по 30.01.2010 в адрес Общества прибыли вагоны, которые в связи с неприемом владельцем простаивали на путях общего пользования станции Кошта Северной железной дороги в ожидании уборки грузополучателем, о чем составлены акты общей формы ГУ-23.
На основании актов общей формы истцом начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 636 424 руб. 38 коп.
Поскольку Общество отказалось внести начисленную плату, Дорога обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске со ссылкой на статьи 39 и 62 УЖТ РФ.
Кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Статьей 39 УЖТ РФ определено, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузоотправителей, грузополучателей, обслуживающих своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах общего пользования.
Порядок оформления задержки вагонов, в том числе в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения, устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Размер платы за пользование вагонами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" Дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ей как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размер платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 УЖТ РФ.
Из буквального толкования статьи 39 УЖТ РФ не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими Дороге, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Договором не предусмотрена обязанность владельца вносить плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, а также за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Между сторонами заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Взимание платежей за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта законодательством и договором не предусмотрено.
Согласно статье 62 УЖТ РФ вносимая в соответствии со статьей 39 Устава грузоотправителями, грузополучателями перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами в случае подачи их на железнодорожные пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки, выгрузки грузов до момента получения перевозчиком от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов, контейнеров к уборке.
Время простоя вагонов на станции Кошта установлено в актах общей формы, которые ответчику не направлены и им не подписаны, следовательно, составлены в одностороннем порядке и в данном случае обоснованно не приняты судами первой и апелляционной инстанций во внимание.
Фактически доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, которые получили надлежащую оценку арбитражных судов при разрешении настоящего спора. В силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подобная переоценка находится за пределами полномочий кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены принятых по делу судебных актов, а также несоблюдения норм материального права кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.05.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2011 по делу N А13-13772/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
С.В. Афанасьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.