Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Журавлевой О.Р., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 14.11.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.04.2011 (судья Широченко Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 (судьи Несмиян С.И., Загараева Л.П., Семиглазов В.А.) по делу N А21-190/2011,
установил
Муниципальное учреждение здравоохранения "Багратионовская центральная районная больница", место нахождения: 238420, Калининградская обл., г. Багратионовск, ул. Иркутско-Пинской Дивизии, д. 24, ОГРН 10239022142280 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с Военного комиссариата Калининградской области, место нахождения: 236029, Калининград, Озерная ул., д. 29, ОГРН 1023901012189 (далее - Комиссариат), 285 612 руб. 41 коп. денежных средств, в том числе 255 361 руб. задолженности за проведенные лабораторные и диагностические исследования в рамках договора от 04.05.2010 N 23 и 30 251 руб. 41 коп. начислений на заработную плату.
Решением суда от 12.04.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.07.2011, иск удовлетворен частично. Суд взыскал с Комиссариата в пользу Учреждения 255 361 руб. задолженности за проведенные лабораторные и диагностические исследования по договору от 04.05.2010 N 23, в удовлетворении остальной части иска отказал.
В кассационной жалобе Комиссариат, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты в удовлетворенной части иска. Податель жалобы считает, что требования истца о компенсации его расходов на лабораторно-диагностические исследования могут быть удовлетворены только за счет казны Российской Федерации, поскольку в 2010 году Комиссариату не были выделены бюджетные средства на цели медицинского освидетельствования призывников.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения от 12.04.2011 и постановления от 25.07.2011 проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Из материалов дела следует, что между Комиссариатом (заказчиком) и Учреждением (исполнителем) заключен договор от 04.05.2010 N 23 о компенсации расходов медицинских учреждений, в соответствии с которым исполнитель обязался принять участие в мероприятиях заказчика, указанных в спецификации (приложение N 1 к договору), в соответствии с требованиями, указанными в техническом задании (приложение N 2 к договору) и имеющейся у исполнителя лицензии (приложение N 3 к договору), а заказчик обязался компенсировать расходы исполнителя в порядке, указанном в спецификации.
Из спецификации к договору следует, что обязанностью исполнителя является привлечение врачей-специалистов и среднего медицинского персонала исполнителя к участию в работе медицинских комиссий в ходе мероприятий, связанных с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ ""О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ).
Пунктом 5.1. договора предусмотрено, что оплата осуществляется в рублях за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели Комиссариату в 2010 году.
Во исполнение названного договора Учреждение оказало Комиссариату услуги в полном объеме и соответствующего качества согласно требованиям, предусмотренным спецификацией, техническим заданием и пунктом 2.4.3 договора.
Однако Комиссариат оплатил эти услуги частично - в сумме 115 463 руб. 40 коп., в том числе 30 974 руб. 27 коп. заработной платы врачей-специалистов и среднего медицинского персонала за период с 01.02.2010-04.02.2010 и 84 489 руб. 13 коп. - за период с 12.04.2010 - 22.04.2010.
Оплату диагностических и лабораторных исследований при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на воинскую службу Комиссариат не произвел, в связи с чем у него образовалась задолженность в размере 255 361 руб.
Претензия от 24.11.2010 N 841, направленная в адрес ответчика, осталась без ответа и без исполнения, что послужило причиной обращения Учреждения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды обеих инстанций удовлетворили иск в части взыскания задолженности по оплате лабораторных и диагностических исследований. При этом суды правомерно основывались на следующем.
В соответствии со статьей 22 Закона N 53-ФЗ призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением данного Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Правила).
Правила определяют порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ. Компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу при проведении медицинского освидетельствования граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы.
Обязательства, возникшие из предоставления услуг медицинской организацией по амбулаторному, стационарному медицинскому обследованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также при первоначальной постановке на воинский учет, регулируются Законом N 53-ФЗ и Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441.
Механизм возмещения затрат, понесенных медицинскими учреждениями в результате освидетельствования граждан в связи с призывом на военную службу, определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Возмещение затрат осуществляется в том числе путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату.
В данном случае судом установлено и материалами дела подтверждается, что объем медицинских услуг определялся Комиссариатом, а оказание услуг осуществлялось по его заявкам.
Недофинансирование и правовой статус не освобождают Комиссариат от ответственности за неисполнение принятого на себя обязательства.
Довод Комиссариата о том, что в 2010 году ему не выделялись средства из федерального бюджета на выплату компенсаций, в том числе для возмещения расходов медицинских учреждений, понесенных в связи с исполнением договорных обязательств, приведен только в кассационной жалобе и документально материалами дела не подтвержден. Такие доказательства не приложены и к жалобе.
Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В данном случае Комиссариат не доказал отсутствие денежных средств для исполнения обязательств по договору и принятия им мер к финансированию расходов для погашения задолженности.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что обязанным оплатить оказанные услуги лицом в рамках договора от 04.05.2010 N 23 является Комиссариат.
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем кассационная коллегия не усматривает оснований для отмены решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.04.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 по делу N А21-190/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Военного комиссариата Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.