См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 мая 2013 г. N Ф07-10056/11 по делу N А13-12399/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Захаровой М.В. и Кадулина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Череповецкого муниципального района на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.03.2011 (судья Мамонова А.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2011 (судьи Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю., Ралько О.Б.) по делу N А13-12399/2010,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Петраково", ОГРН 1053500555240, место нахождения: 162645, Вологодская обл., Череповецкий район, деревня Петраково (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области со следующими требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- признать незаконным бездействие администрации Череповецкого муниципального района, ОГРН 1023502294947, место нахождения: 162612, Вологодская обл., г. Череповец, Первомайская ул., д. 58 (далее - Администрация), выразившееся в непринятии в двухнедельный срок решения о предоставлении заявителю земельного участка площадью 59 000 кв.м, расположенного в деревне Петраково Югского (ранее - Домозеровского) сельского поселения Череповецкого района, согласно схеме расположения земельного участка, утвержденной на основании решения Арбитражного суда Вологодской области от 14.10.2009 по делу N А13-10885/2008, для эксплуатации зданий телятника и коровника;
- признать недействительным пункт 2 постановления Администрации от 29.12.2010 N 1867 "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "Агрофирма "Петраково";
- обязать Администрацию в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общества в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об образовании земельного участка путем объединения земельных участков площадью 20 886 кв.м с кадастровым номером 35:22:0303034:831 и площадью 38 114 кв.м с кадастровым номером 35:22:0303034:824; по окончании кадастрового учета принять решение о предоставлении Обществу образованного земельного участка общей площадью 59 000 кв.м, расположенного по указанному адресу, для эксплуатации зданий телятника и коровника.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Вологодской области, ОГРН 1023500873802; место нахождения: г. Вологда, Советский пр., 80-б.
Суд первой инстанции решением от 30.03.2011 признал не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии в двухнедельный срок решения о предоставлении Обществу в аренду земельного участка площадью 59 000 кв.м, расположенного по указанному адресу, и недействительным пункт 2 постановления Администрации от 29.12.2010 N 1867; обязал Администрацию в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении названного участка Обществу для реконструкции и эксплуатации зданий коровника и телятника; взыскал с Администрации в пользу Общества 19 000 руб. судебных расходов; отказал в удовлетворении остальных требований.
Постановлением апелляционного суда от 27.07.2011 решение от 30.03.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы указывает на следующее: в настоящее время сведения об одном из земельных участков, которые были сформированы в пределах схемы, выданной во исполнение решения Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-10885/2008, ликвидированы в государственном кадастре недвижимости, поэтому для того, чтобы предоставить Обществу в аренду земельный участок площадью 59 000 кв.м, необходимо заново проводить землеустроительные работы, ставить участок на кадастровый учет; обязанность по проведению таких работ возложена законодателем на лицо, которое обращается с заявлением о выкупе участка; при рассмотрении дела не определена площадь, необходимая для эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих Обществу; заключение эксперта, которое было положено в основу решения по делу N А13-10885/2008, является лишь мнением специалиста.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании 09.11.2011 представитель Общества поддержал доводы, приведенные в отзыве.
В судебном заседании 09.11.2011 объявлен перерыв до 16.11.2011.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание 16.11.2011 не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 25.07.2008 о предоставлении ему в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду земельного участка площадью 72 000 кв.м по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Домозеровского (в настоящее время - Югского) сельского поселения, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимости - здание телятника площадью 1566,2 кв.м и здание коровника на 200 голов площадью 2788,5 кв.м, с целью эксплуатации этих зданий и сельхозпроизводства.
Комитет имущественных отношений Администрации (далее - Комитет) изготовил и пунктом 1 решения от 18.09.2008 N 991 утвердил проект границ земельного участка площадью 10 556 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения для эксплуатации зданий телятника и коровника Общества.
По заявлению Общества вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 14.10.2009 по делу N А13-10885/2008 названное решение Комитета признано незаконным в части утверждения проекта границ и площади испрашиваемого Обществом земельного участка. Суд обязал Администрацию и Комитет в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу выдать Обществу схему расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по указанному адресу земельного участка ориентировочной площадью 59 000 кв.м.
Во исполнение указанного решения суда Комитет решением от 25.02.2010 N 146 утвердил схему расположения земельного участка площадью 59 000 кв.м и выдал ее Обществу.
На основании названной схемы по заявлению и за счет Общества были выполнены межевые и землеустроительные работы. Поскольку часть указанного в схеме участка относилась к категории земель запаса, а часть - к категории земель сельскохозяйственного назначения, вместо одного участка были сформированы и поставлены на кадастровый учет два земельных участка: площадью 20 886 кв.м с кадастровым номером 35:22:0303034:831 (категория земель запаса) и площадью 38 114 кв.м с кадастровым номером 35:22:0303034:824 (категория земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства).
Общество 06.09.2010 представило кадастровые паспорта указанных участков в Администрацию.
Администрация постановлением от 29.12.2010 N 1867 "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "Агрофирма "Петраково" перевела земельный участок с кадастровым номером 35:22:0303034:831 площадью 20 886 кв.м из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения (пункт 1) и предоставила его Обществу в аренду на три года для реконструкции зданий коровника на 200 голов и телятника.
Общество обратилось с настоящим заявлением в суд, ссылаясь на следующее: решением Арбитражного суда Вологодской области от 14.10.2009 по делу N А13-10885/2008 установлено, что для эксплуатации зданий телятника и коровника необходимо сформировать земельный участок площадью 59 000 кв.м, между тем Администрация в нарушение названного решения суда не предоставила Обществу в аренду участок указанной площади, а приняла решение передать в аренду только участок площадью 20 886 кв.м, что недостаточно для эксплуатации названных объектов.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения данным решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии предусмотренных статьей 198 АПК РФ оснований для удовлетворения требований Общества.
Суды исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 5 той же статьи в редакции, действовавшей до 01.07.2011, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 8 той же статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 этой же статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно статье 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 14.10.2009 по делу N А13-10885/2008 с участием Общества и Администрации установлено, что Общество, обратившееся в Администрацию с заявлением в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, имеет исключительное право на приобретение в аренду для эксплуатации зданий телятника и коровника земельного участка площадью 59 000 кв.м. Такой размер участка определен на основании заключения судебной экспертизы с учетом положений статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации. Данное решение оставлено без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2009 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.02.2010. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.06.2010 отказано в передаче указанного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора принятых по делу судебных актов.
Таким образом, земельный участок, который подлежит предоставлению Обществу в аренду, должен соответствовать схеме расположения этого участка площадью 59 000 кв.м, изготовленной и утвержденной 25.02.2010 Комитетом во исполнение названного решения арбитражного суда.
На основании этой схемы по заявлению Общества и за его счет были выполнены землеустроительные работы и постановлены на кадастровый учет два земельных участка, расположенных в пределах территории, определенной указанной схемой, в связи с тем, что части этой территории относились к разным категориям земель.
Право государственной собственности на указанные участки не разграничено. В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" правом распоряжаться такими земельными участками на территории Череповецкого муниципального района наделена Администрация.
Общество представило в Администрацию кадастровые паспорта обоих участков, площадь которых в совокупности оставляет 59 000 кв.м.
Однако в нарушение требований пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и решения по делу N А13-10885/2008 Администрация пунктом 2 постановления от 29.12.2010 N 1867 предоставила Обществу в аренду для эксплуатации зданий коровника и телятника участок площадью 20 886 кв.м.
При таком положении суды обеих инстанций обоснованно признали незаконными, не соответствующими Земельному кодексу Российской Федерации и нарушающими законные права и интересы Общества бездействие Администрации, выразившееся в непринятии в течение нескольких лет решения о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка, и пункт 2 постановления от 29.12.2010 N 1867.
Суды правильно отклонили довод Администрации о том, что Обществу необходимо предоставить земельный участок гораздо меньшей площади, поскольку оба здания разрушены и нуждаются в реконструкции. Обстоятельства, связанные с размером земельного участка, необходимого Обществу для эксплуатации указанных объектов в соответствии с их назначением, были предметом исследования при рассмотрении судами всех трех инстанций дела N А13-10885/2008 и в силу части 2 статьи 69 АПК РФ не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Апелляционный суд правильно указал, что Администрация не лишена возможности предусмотреть в договоре аренды земельного участка в качестве вида его разрешенного использования "для реконструкции зданий телятника и коровника" и условия сохранения прав на участок в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в том случае, если Общество не приступит к реконструкции названных объектов.
Несостоятелен довод Администрации о том, что она не вправе принять решения о предоставлении Обществу в аренду земельного участка площадью 59 000 кв.м, поскольку участок такой площади не поставлен на кадастровый учет. Как верно указали суды, Администрация имеет полномочия принять решение об объединении двух названных участков и поставить вновь сформированный участок на кадастровый учет в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". К тому же Общество за свой счет уже осуществило постановку на кадастровый учет двух названных участков.
Не может служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов довод жалобы о том, что в настоящее время в государственном кадастре недвижимости аннулированы сведения об одном из указанных участков. На момент вынесения обжалуемых судебных актов сведения об этом участке имелись в государственном кадастре недвижимости.
Кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.03.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2011 по делу N А13-12399/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Череповецкого муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.