Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Дмитриева В.В., Корпусовой О.А.,
рассмотрев 21.11.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Грязнухина Валерия Германовича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.06.2011 (судья Козьмина С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2011 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю.) по делу N А05-3897/2011,
установил
Индивидуальный предприниматель Грязнухин Валерий Германович, место регистрации: Архангельская область, г. Няндома, ул. Ленина, д. 43, кв. 5, ОГРНИП 309291804700029 (далее - Предприниматель), обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об отмене требования государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Няндомском районе Архангельской области, место нахождения: Архангельская область, г. Няндома, ул. Фадеева, д. 2В, ОГРН 1022901414931 (далее - Учреждение), от 11.03.2011 N 03902540057119 об уплате 12 221 руб. 01 коп. задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в части недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 10 392 руб. за 2010 год и пеней в размере 188 руб. 96 коп.
Решением суда первой инстанции от 22.06.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 04.08.2011 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе Предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты. По мнению Грязнухина В.Г., он как военный пенсионер не обязан уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, поскольку в действующем нормативно-правовом регулировании отсутствует надлежащий правовой механизм, гарантирующий заявителю предоставление соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части третьей статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Грязнухин В.Г. зарегистрирован в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя.
Согласно имеющейся в материалах дела копии удостоверения N 18/19244 (лист дела 9) Предпринимателю в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении военнослужащих" назначена с 12.12.2006 пенсия за выслугу лет.
Учреждение установило факт неуплаты Предпринимателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2010 год, в связи с чем направило Грязнухину В.Г. оспариваемое требование от 11.03.2011 N 03902540057119.
Данным требованием Предпринимателю предложено в срок до 01.04.2011 в добровольном порядке уплатить 7274 руб. 40 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии и 3117 руб. 60 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии; 571 руб. 56 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 1039 руб. 20 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования; 132 руб. 27 коп. пеней, начисленных за просрочку уплаты страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, 56 руб. 69 коп. пеней, начисленных за просрочку уплаты страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, 10 руб. 39 коп. пеней, начисленных за просрочку уплаты в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 18 руб. 90 коп. пеней, начисленных за просрочку уплаты в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Предприниматель посчитал указанное требование Учреждения незаконным в части недоимки по страховым взносам на страховую и накопительную части пенсии, а также соответствующих сумм пеней, в связи с чем обратился в Арбитражный суд Архангельской области с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 5 названного Закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Закон N 212-ФЗ не содержит исключений в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для такой категории лиц, как пенсионеры-военнослужащие.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
По положениям пунктов 1 и 2 статьи 28 Закона N 167-ФЗ страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 указанного Закона, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ.
Стоимость страхового года определена пунктом 2 статьи 13 Закона N 212-ФЗ как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 указанного Закона, увеличенное в 12 раз.
На основании пункта 1 статьи 57 Закона N 212-ФЗ в 2010 году для всех плательщиков страховых взносов, за исключением плательщиков страховых взносов, указанных в части 2 рассматриваемой статьи, применяется тариф страховых взносов в Пенсионный фонд в размере 20%, в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 2,9%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1,1%, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в размере 2%.
Согласно статье 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Рассмотрев вопрос об обязанности индивидуальных предпринимателей, являющихся военными пенсионерами, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, в определении от 24.05.2005 N 223-О указал, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1-3 статьи 28 Закона N 167-ФЗ в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статье 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (части 1) и 55 (части 3) Конституции Российской Федерации.
В то же время согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", введенным Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о том, что законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов.
Обстоятельства, указанные в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 N 223-О, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в настоящее время устранены.
До 01.01.2010 порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулировался Правилами уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 N 582 в дополнение и развитие Закона N 167-ФЗ. В соответствии с пунктом 3 указанных Правил фиксированный платеж не уплачивался страхователями, являющимися получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Данные Правила действовали до конца 2009 года и утратили силу с 01.01.2010 в связи с принятием Закона N 212-ФЗ и Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", установившими новое регулирование правоотношений, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе установив правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов.
Следовательно, Грязнухин В.Г., являющийся военным пенсионером, с 01.01.2010 обязан уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в порядке и сроки, установленные Законом N 212-ФЗ.
Все доводы, приведенные Предпринимателем в кассационной жалобе, были предметом детального исследования судов нижестоящих инстанций, им дана развернутая правовая оценка. Нормы материального права применены судами правильно, выводы обжалуемых судебных актов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы Предпринимателя не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.06.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2011 по делу N А05-3897/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Грязнухина Владимира Германовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.