Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Алешкевича О.А., Клириковой Т.В.,
рассмотрев 22.11.2011 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области и Управления Федерального казначейства по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 26.05.2011 (судья Бочарова Н.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2011 (судьи Чельцова Н.С., Мурахина Н.В., Потеева А.В.) по делу N А44-813/2011,
установил
Управление внутренних дел по Новгородской области (в настоящее время - Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области), место нахождения: 173001, Великий Новгород, Большая Санкт-Петербургская ул., д. 2/9, ОГРН 1025300787016 (далее - Управление МВД), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Новгородской области (далее - УФК по Новгородской области) по приостановлению операций по расходованию средств с лицевого счета Управления МВД, недействительным уведомления от 11.03.2011 N 2 и обязании УФК по Новгородской области возобновить осуществление операций по лицевым счетам Управления МВД.
К участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Контроль", место нахождения: 173008, Великий Новгород, Рабочая ул., д. 51, ОГРН 1025300796586 (далее - ООО "Контроль").
Решением от 26.05.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.08.2011, действия УФК по Новгородской области по приостановлению операций по расходованию средств с лицевого счета Управления МВД признаны незаконными, уведомление от 11.03.2011 N 2 - недействительным как не соответствующие положениям абзаца 2 пункта 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В кассационной жалобе УФК по Новгородской области, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 26.05.2011 и постановлением от 05.08.2011, в удовлетворении заявления отказать в полном объеме. Податель жалобы считает, что, признавая действия УФК по Новгородской области по приостановлению операций по расходованию средств с лицевого счета незаконными, суды нарушают принцип обязательности судебных постановлений, предусмотренный статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьями 6.1 и 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и право взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок, что может повлечь обращение взыскателя с заявлением о присуждении компенсации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".
В кассационной жалобе Управление МВД, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение от 26.05.2011 и постановление от 05.08.2011 изменить, дополнив мотивировочную и резолютивную части ссылкой на статьи 281 и 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Стороны, уведомленные о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалобы рассмотрены в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Новгородской области от 04.06.2010 по делу N А44-981/2010 о взыскании с Управления МВД (должника) в пользу ООО "Контроль" (взыскателя) 11 345 911 руб. долга 05.10.2010 выдан исполнительный лист серии АС N 003209454, который предъявлен 11.10.2010 взыскателем в УФК по Новгородской области для исполнения.
Согласно письму Управления МВД от 23.12.2010 N 9/1471, направленному начальнику ФЭД МВД России, уведомление УФК по Новгородской области о поступлении вышеназванного исполнительного документа получено должником 11.10.2010. Из указанного письма следует, что 13.10.2010 Управление МВД направило начальнику Департамента тыла МВД России письмо (исх. N 9/1081) о рассмотрении вопроса о выделении денежных средств в сумме 11 300 000 руб., однако ответа не получило; 21.10.2010 должник обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением (исх. N 14/659) о предоставлении рассрочки по исполнению судебного решения, рассмотрение которого назначено на 28.12.2010; по состоянию на 23.12.2010 остаток задолженности по иску составляет 10 700 000 руб. В связи с указанными обстоятельствами Управление МВД просило рассмотреть вопрос о выделении дополнительных ассигнований для исполнения исполнительного документа.
Определением Арбитражного суда Новгородской области от 28.12.2010 по делу N А44-981/2010 Управлению МВД предоставлена рассрочка исполнения решения от 04.06.2010 по указанному делу на 12 месяцев с 11.01.2011 с выплатой задолженности равными частями ежемесячно. Копию данного определения суда Управление МВД 31.12.2010 направило в адрес УФК по Новгородской области.
В целях недопущения образования задолженности перед личным составом по денежному содержанию, заработной плате и другим обязательным выплатам Управление МВД обратилось к заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о выделении дополнительных ассигнований для исполнения исполнительного документа, направив в его адрес письмо от 26.01.2011 N 9/110.
В связи с непредоставлением заявки на кассовый расход за счет средств от приносящей доход деятельности на оплату долга по исполнительному листу УФК по Новгородской области направило Управлению МВД уведомление от 11.03.2011 N 2, согласно которому осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах 03501385030, 03502000200 (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) приостановлено до момента устранения нарушений.
Посчитав действия УФК по Новгородской области по приостановлению операций по расходованию средств с лицевого счета Управления МВД незаконными, а уведомление от 11.03.2011 N 2 - недействительным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, сделав вывод о том, что оспариваемые действия и уведомление не соответствуют абзацу 2 пункта 8 статьи 242.3 БК РФ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 3 статьи 239 БК РФ).
Такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По смыслу пунктов 5 - 7 статьи 242.3 БК РФ срок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, не должен превышать трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в течение которых при отсутствии у должника на момент предъявления взыскателем исполнительного листа бюджетных средств по целевой статье расходов, по которой производится исполнение, должны быть проведены все организационно-технические мероприятия по перераспределению учитываемых на казначейских лицевых счетах бюджетных средств для предоставления должнику достаточных для исполнения судебного акта лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
Согласно абзацу 1 пункта 8 статьи 242.3 БК РФ при неисполнении исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов).
В силу абзаца 2 пункта 8 статьи 242.3 БК РФ операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган федерального казначейства документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Судами первой и апелляционной инстанций по материалам дела установлено, что определением Арбитражного суда Новгородской области от 28.12.2010 по делу N А44-981/2919 Управлению МВД предоставлена рассрочка исполнения решения сроком на 12 месяцев с 11.01.2011 с выплатой задолженности равными частями ежемесячно. Указанное определение суда Управление МВД представило 31.12.2010 в УФК по Новгородской области.
Поскольку в силу прямого указания закона операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган федерального казначейства документа о рассрочке исполнения судебного акта, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что оспариваемые действия и уведомление не соответствуют абзацу 2 пункта 8 статьи 242.3 БК РФ и признали действия и уведомление УФК по Новгородской области незаконными.
Кроме того, суды двух инстанций указали, что в данном случае исполнительный лист по делу N А44-981/2010 не предусматривает выплат периодического характера, выдан на взыскание всей суммы единовременно.
Кассационная инстанция отклоняет довод Управления МВД о необходимости дополнения мотивировочной и резолютивной частей обжалуемых судебных актов ссылкой на статьи 281, 282 БК РФ по следующим основаниям.
Управление МВД в обоснование данного довода жалобы ссылается на то, что к нему не могут быть применены меры принуждения, предусмотренные статьей 282 БК РФ, (в том числе приостановление операций по счетам в кредитных организациях), которые применяются к нарушителям бюджетного законодательства, поскольку оно своевременно перечисляло взыскателю все поступающие на его лицевой счет средства от приносящей доход деятельности.
Между тем УФК по Новгородской области приостановило операции по лицевым счетам должника на основании пункта 8 статьи 242.3 БК РФ. Приостановление операций по расходованию средств в отношении должника в соответствии с пунктом 8 статьи 242.3 БК РФ не направлено на привлечение последнего как получателя бюджетных средств к ответственности за виновное нарушение бюджетного законодательства. Такое приостановление является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику, не перечислившему взыскателю в установленный законом трехмесячный срок то, что ему причитается. В данных отношениях подразделение Федерального казначейства выступает в качестве специального федерального органа государственной власти, обеспечивающее в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства, учитываемые на лицевых казначейских счетах.
Обязанность по исполнению судебного акта лежит на должнике. При неисполнении судебного решения в отведенный срок органы Федерального казначейства в предусмотренных пунктом 8 статьи 242.3 БК РФ случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта, но при отсутствии обстоятельств, исключающих применение данной ограничительной меры, исчерпывающий перечень которых содержится в абзаце втором пункта 8 статьи 242.3 БК РФ.
Суд апелляционной инстанции правомерно отметил, что в данном случае действия УФК Новгородской области были бы законными при отсутствии определения суда о предоставлении Управлению МВД рассрочки исполнения судебного акта.
Таким образом, оснований для применения к спорным правоотношениям статей 281 и 282 БК РФ не имеется.
Доводы жалобы УФК по Новгородской области не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о несоответствии выводов судов имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Новгородской области от 26.05.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2011 по делу N А44-813/2011 оставить без изменения, а кассационные жалобы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области и Управления Федерального казначейства по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.