См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 мая 2013 г. N Ф07-9803/11 по делу N А56-63611/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Захаровой М.В. и Кадулина А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Вид-Сервис" Бабальянц Т.П. (доверенность от 02.08.2011), от администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Денисова В.В. (доверенность от 12.01.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2011 (судья Иванилова О.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011 (судьи Жиляева Е.В., Горбик В.М., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-63611/2010,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Вид-Сервис", ОГРН 1027809259060, место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 41, пом. 11-Н (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области со следующими требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, ОГРН 1054700191391, место нахождения: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, Советская ул., д. 12 (далее - Администрация), выразившееся в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок решения о предоставлении заявителю в собственность земельных участков площадью 24,5 га с кадастровым номером 47:01:15-19-001:0231 и площадью 1,5 га с кадастровым номером 47:01:15-19-001:0063, расположенных по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, муниципальное образование "Красносельское сельское поселение";
- обязать Администрацию заключить договор купли-продажи указанных земельных участков.
Определением от 07.02.2011 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, садоводческое некоммерческое товарищество "Вид-Сервис", место нахождения: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Красносельская волость, пос. Правдино (далее - СНТ "Вид-Сервис").
Суд первой инстанции решением от 23.03.2011 признал оспариваемое бездействие Администрации незаконным и обязал ее направить Обществу договор купли-продажи испрашиваемых земельных участков.
Апелляционный суд постановлением от 21.07.2011 оставил решение от 23.03.2011 без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы указывает следующее: Общество не представило кадастровый паспорт земельного участка площадью 26 га и документ, удостоверяющий личность представителя юридического лица, которые согласно приказу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 должны быть приложены к заявлению на приобретение прав на земельный участок в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации; заявление о приобретении права собственности на земельный участок площадью 26 га Общество не направляло в Администрацию, а заявило это требование только в арбитражном суде; суды не учли, что Общество 25.06.1998 передало свои права на спорный земельный участок СНТ "Вид-Сервис" и что на этом участке построены более 70 домов, принадлежащих членам СНТ "Вид-Сервис"; действующим законодательством не предусмотрена возможность продажи земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, не принадлежащие лицу, претендующему на выкуп этого участка.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы и пояснил, что по сведениям, полученным из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, земельные участки с кадастровыми номерами 47:01:15-19-001:0231 и 47:01:15-19-001:0063 в настоящее время как объекты недвижимости не существуют; на территории, которая в 1995 году была предоставлена Обществу в постоянное (бессрочное) пользование, сформировано несколько участков под жилыми домами граждан, и эти участки предоставлены им в собственность.
Представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
СНТ "Вид-Сервис" извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Выборгского района Ленинградской области от 14.12.1995 N 3001 Обществу из земель запаса предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 26 га для сельскохозяйственного использования и строительства индивидуальных домов. Названным постановлением Обществу предписано использовать выделенный участок строго по целевому назначению, вести строительство по согласованию с Выборгским комитетом по архитектуре и градостроительству.
Заявителю выдано свидетельство от 19.12.1995 N 34305 о праве постоянного (бессрочного) пользования названным участком.
Постановлением Администрации от 10.02.1998 N 229 из земель Общества в фонд Администрации был изъят земельный участок площадью 1,5 га, поставлен на кадастровый учет под номером 47:01:15-19-001:0063 и предоставлен в собственность Максимову Александру Юрьевичу для организации крестьянского хозяйства.
Остальная часть участка, предоставленного в пользование Обществу, площадью 24,5 га сформирована как самостоятельный участок, который поставлен на кадастровый учет без межевания под номером 47:01:15-19-001:0231.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области решением от 20.06.2007 по делу N А56-47864/2006 по заявлению Общества признал недействительным постановление Администрации от 10.02.1998 N 229. На основании данного решения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок (далее - ЕГРП) 30.04.2008 внесена запись о прекращении права собственности Максимова А.Ю. на указанный участок.
Общество 05.07.2010 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении ему по правилам пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в собственность только земельного участка с кадастровым номером 47:01:15-19-001:0231. Однако к заявлению Общество приложило в числе прочих документов копии кадастровых паспортов земельных участков с номерами 47:01:15-19-001:0231 и 47:01:15-19-001:0063.
Администрация в письме от 04.08.2010 N 03-1234 сообщила Обществу, что для рассмотрения вопроса о выкупе испрашиваемого земельного участка ему необходимо представить свидетельства о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, расположенные на данном земельном участке, генеральный план, утвержденный в установленном порядке, и разрешения на строительство.
В заявлении от 25.08.2010 Общество повторно попросило Администрацию продать ему земельный участок, ранее предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование, и указало, что требование Администрации о представлении документов, подтверждающих наличие на испрашиваемом участке объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, не соответствует требованиям Закона N 137-ФЗ.
Общество 08.10.2010 обратилось с настоящими требованиями в арбитражный суд, ссылаясь на то, что Администрация, не принимая решения по его заявлениям, незаконно бездействует и нарушает его законные права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Администрация, возражая против удовлетворения заявления Общества, указала на следующее: по решению учредителей Общества от 25.06.1998 права на земельный участок площадью 26 га по акту от 01.12.1999 были переданы СНТ "Вид-Сервис"; на данном участке построено более 70 жилых домов, принадлежащих гражданам; Общество не представило кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка площадью 26 га.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ требование о признании незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды обеих инстанций пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для признания оспариваемого бездействия Администрации незаконным. Суды посчитали, что Общество имеет право на приватизацию двух испрашиваемых участков (площадь которых в совокупности составляет 26 га) в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, что оно представило все необходимые документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, и обязали Администрацию направить Обществу договор купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 47:01:15-19-001:0231 и 47:01:15-19-001:0063. Суды отклонили как документально не подтвержденный довод Администрации о передаче испрашиваемого участка СНТ "Вид-Сервис".
Кассационная инстанция считает, что суды неполно исследовали обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса о возможности продать Обществу земельный участок площадью 26 га, и не дали оценку всем имеющимся в деле документам, поэтому принятые по делу судебные подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до июля 2011 года) предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
До октября 2011 года действовал Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
Согласно пункту 6 Перечня документов к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, прилагается кадастровый паспорт земельного участка.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об описании местоположения границ земельного участка, кадастровые номера расположенных в пределах участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства. Кадастровый паспорт земельного участка должен содержать разделы В1, В2, В3, В4 с описанием всех частей участка (при наличии соответствующих сведений в государственном кадастре недвижимости), в которых должны быть указаны сведения о наличии на земельном участке всех зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства. Данные сведения необходимы для того, чтобы органы государственной власти или местного самоуправления могли выявить наличие или отсутствие на испрашиваемом в собственность участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих третьим лицам, поскольку только в случае отсутствия на испрашиваемом земельном участке объектов, принадлежащих иным правообладателям, заявитель вправе в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования приватизировать этот участок.
Статьей 37 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом купли-продажи могут быть только участки, прошедшие государственный кадастровый учет. В соответствии с Законом о кадастре при постановке земельного участка на кадастровый учет необходимо проведение межевания и установление границ земельного участка.
Общество, претендуя на выкуп земельного участка площадью 26 га, не представило в Администрацию кадастровый паспорт земельного участка указанной площади, а приложило только ксерокопии кадастровых паспортов земельных участков с номерами 47:01:15-19-001:0231 и 47:01:15-19-001:0063. Из представленного Обществом в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка с номером 47:01:15-19-001:0231 видно, что он выдан 05.02.2008, площадь и местоположение границ этого участка определены ориентировочно и подлежат уточнению при межевании; в нем не содержится сведений о наличии или отсутствии зданий, строений и сооружений. Кадастровый паспорт второго участка с номером 47:01:15-19-001:0063, на который претендует Общество, в материалах дела отсутствует. Согласно выписке из ЕГРП 30.04.2008 внесена запись о прекращении права собственности Максимова А.Ю. на указанный участок. По правилам статьи 24 Закона о кадастре, если в течение двух лет со дня постановки земельного участка на кадастровый учет не осуществлена государственная регистрация прав на участок, сведения об участке аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В порядке пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ и статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации может быть принято решение о приватизации только земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.
Представитель Общества в судебном заседании кассационной инстанции не смог пояснить, имеются ли в настоящее время в государственном кадастре недвижимости сведения об этом участке, существует ли он как объект недвижимости, который может являться предметом сделки приватизации.
Администрация представила в материалы дела решение собрания учредителей Общества от 25.06.1998 о передаче всех прав Общества на земельный участок площадью 26 га СНТ "Вид-Сервис" для сельскохозяйственного использования и строительства жилых домов; подписанный директором Общества и председателем СНТ "Вид-Сервис" и скрепленный печатями этих организаций акт от 12.01.1999 приема-передачи земель, согласно которому Общество передало, а СНТ "Вид-Сервис" приняло указанный земельный участок, на котором расположено 74 дома, принадлежащих членам СНТ "Вид-Сервис". В материалах дела также имеется копия устава СНТ "Вид-Сервис", утвержденного собранием членов товарищества от 25.08.1998 и зарегистрированного 28.12.1998 Выборгским территориальным отделением Ленинградской областной палаты, согласно которой товарищество является добровольным объединением граждан, имеющих садовые земельные участки в границах товарищества на землях площадью 26 га, выделенных Обществу постановлением главы администрации Выборгского района Ленинградской области от 14.12.1995 N 3001 и переданных Товариществу учредителями Общества в 1998 году. Суды обеих инстанций не дали оценку данным документам.
Поскольку Общество вправе приватизировать земельный участок в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования только в случае отсутствия на испрашиваемом земельном участке объектов, принадлежащих иным правообладателям, то при наличии приведенных документов о передаче прав на этот участок СНТ "Вид-Сервис" и строительстве на нем гражданами - членами данного товарищества 74 жилых домов именно Общество обязано представить надлежащие документы, опровергающие приведенные сведения и доказать свое право на приватизацию спорного участка.
Между тем Общество в нарушение требований статьи 65 АПК РФ таких доказательств не представило. Имеющийся в материалах дела отзыв СНТ "Вид-Сервис" об отсутствии у товарищества сведений о передаче ему прав на указанный участок, подписанный председателем товарищества Заинчковским Владимиром Николаевичем, который является и директором Общества, не может служить доказательством отсутствия на спорном участке объектов, принадлежащих иным лицам.
Кроме того, судами не учтены следующие обстоятельства.
Согласно материалам дела Обществу в 1995 году предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения (26 га сельхозугодий) для использования в сельскохозяйственных целях и строительства индивидуальных жилых домов. В копии кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 47:01:15-19-001:0231 указано, что этот участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельхозназначения) приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном названным Законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Земельным кодексом Российской Федерации провозглашен принцип деления земель по целевому назначению на категории, что означает, что земли соответствующих категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (статья 7).
Согласно пункту 7 статьи 10 Закона об обороте земель сельхозназначения приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Законом N 137-ФЗ.
Из указанных норм в совокупности следует, что покупателями земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, которые используют их по целевому назначению и осуществляют деятельность по производству сельскохозяйственной продукции.
Между тем Общество, отрицая факт строительства на спорных участках жилых домов, не представило ни доказательств того, что оно является сельскохозяйственной организацией, ни доказательств использования испрашиваемых участков в сельскохозяйственных целях. Суды данный вопрос также не исследовали.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное; установить, имеются ли в государственном кадастре недвижимости сведения о спорных земельных участках, имеются ли на них здания, строения, сооружения, принадлежащие третьим лицам; кто владеет в настоящее время этими участками, как они используются; с учетом установленных обстоятельств решить вопрос о наличии у Общества права на приватизацию испрашиваемых участков, а у Администрации - обязанности принять решение о передаче этих участков в собственность Общества.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011 по делу N А56-63611/2010 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.