Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Захаровой М.В. и Кадулина А.В.,
при участии от Гладышева А.А. - Афанасьевой Г.С. (доверенность от 22.02.2011), Граховской О.В. (доверенность от 10.03.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гладышева Александра Анатольевича на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.04.2011 (судья Соломонко Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2011 (судьи Старовойтова О.Р., Горбик В.М., Масенкова И.В.) по делу N А42-4593/2010,
установил
Индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Гладышев Александр Анатольевич, место регистрации: Мурманская обл., Кольский р-н, пгт Молочный, Молодежная ул., д. 5, кв. 48, ОГРНИП 310510506900014, обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Кольский район" Мурманской области, место нахождения: 184381, Мурманская обл., г. Кола, Советский пр., 50 (далее - Администрация), от 19.05.2010 N 435 "Об отмене действия постановлений администрации муниципального образования Кольский район Мурманской области".
Решением от 21.04.2011 суд первой инстанции признал недействительным пункт 3 оспариваемого постановления и отказал в удовлетворении остальной части заявления.
Апелляционный суд постановлением от 01.09.2011 изменил решение от 21.04.2011 и отказал в удовлетворении заявления Гладышева А.А. полностью.
В кассационной жалобе Гладышев А.А., ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, просит отменить решение и постановление и удовлетворить заявление.
Податель жалобы указывает следующее: апелляционный суд рассмотрел и удовлетворил апелляционную жалобу Администрации, в то время как Гладышев А.А. не получал копии этой жалобы; суды обеих инстанций не учли, что оспариваемым постановлением Администрация незаконно прекратила действие других постановлений, на основании которых Гладышеву А.А. были предоставлены в пользование земельные участки; оспариваемым постановлением нарушено право Гладышева А.А. приобрести в собственность земельные участки по правилам пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; стороной по договорам аренды земель сельскохозяйственного назначения являлось физическое лицо - Гладышев А.А., поэтому неправомерно прекращение договоров аренды по основанию прекращения 28.10.2009 деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого являлся Гладышев А.А.; суды не учли, что до настоящего времени продолжает действовать крестьянское (фермерское) хозяйство "Сполохи", имеющее право на сохранение статуса юридического лица до 01.01.2013; в результате вынесения оспариваемого постановления Администрация причинила вред действующему крестьянскому (фермерскому) хозяйству.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация, считая принятое по делу постановление законными и обоснованными, просит оставить его без изменения, а жалобу Гладышева А.А. - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Гладышева А.А. поддержали доводы жалобы.
Администрация извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направила, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 02.09.1992 зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство "Сполохи", главой которого являлся Гладышев А.А.
На основании заявления Гладышева А.А. администрации Кольского района Мурманской области постановлением от 10.09.1998 N 434 "О предоставлении в пользование земельного участка" предоставила Гладышеву А.А. в аренду сроком на 10 лет земельный участок площадью 16,43 га для расширения кормовой базы по выращиванию многолетних трав. На основании указанного постановления названная администрация и глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Сполохи" Гладышев А.А. 22.10.1998 подписали договор N 133 аренды земельного участка общей площадью 19,23 га с кадастровым номером 51:01:249500:03 (в настоящее время - 51:01:2404003:0012), расположенного с правой стороны а/д Мурманск - аэропорт, примыкающего к южной стороне фермерского хозяйства "Сполохи". Срок действия договора (с учетом дополнительных соглашений к нему) определен до 30.03.2010. Этот договор 22.10.1998 зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Кольского района.
Администрация Кольского района постановлением от 30.03.2000 N 153 "О предоставлении в пользование земельных участков" предоставила Гладышеву А.А. в аренду сроком на 10 лет для расширения фермерского хозяйства "Сполохи" земельный участок площадью 2,8 га с кадастровым номером 51:01:2405002:0011 (пункт 4 приложения к постановлению). Аренда этого участка оформлена путем внесения изменения в ранее заключенный договор аренды от 22.10.1998 N 133.
На основании постановления администрации муниципального образования пгт Молочный Кольского района Мурманской области от 30.05.2000 N 66 Гладышев А.А. бессрочно зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, занимающегося организацией и развитием фермерского хозяйства без образования юридического лица, и утвержден главой фермерского хозяйства "Родник" (на базе бывшего фермерского хозяйства "Сполохи"), о чем 20.12.2004 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) под основным государственным регистрационным номером (далее - ОГРНИП) 30451053500016 внесена соответствующая запись.
В дальнейшем Администрация приняла постановление от 03.09.2002 N 492 о предоставлении Гладышеву А.А. в аренду сроком на три года земельного участка площадью 442 850 кв.м с кадастровым номером 51:01:2404003:0013 для выращивания сельскохозяйственных культур и кормовых трав сроком (пункт 9 приложения к постановлению). Однако договор аренды этого земельного участка не был заключен.
Постановлением от 17.03.2004 N 126 Администрация предоставила Гладышеву А.А. в аренду сроком на 10 лет земельные участки с кадастровыми номерами 51:01:2404002:0002 (площадью 83 0000 кв.м) и 51:01:2404002:0001 (площадью 65 0800 кв.м) для расширения крестьянского (фермерского) хозяйства "Родник" и выращивания сельскохозяйственных культур.
На основании указанного постановления Администрация и Гладышев А.А. 29.03.2004 заключили договоры аренды N 105-01 (участок с кадастровым номером 51:01:2404002:0002) и N 106-01 (земельный участок с кадастровым номером 51:01:2404002:0001) сроком действия 10 лет.
Оба договора прошли государственную регистрацию.
Гладышев А.А. 28.10.2009 прекратил деятельность как индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства, о чем в ЕГРИП внесена соответствующая запись. Согласно выписке из ЕГРИП крестьянское (фермерское) хозяйство прекратило свою деятельность на основании единогласного решения его членов.
В связи с прекращением деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и снятия Гладышева А.А. с учета в налоговом органе как индивидуального предпринимателя Администрация пунктом 1 постановления от 19.05.2010 N 435 отменила с 28.09.2009 постановление от 17.03.2004 N 126, признала утратившими силу в связи с истечением срока действия пункт 9 приложения к постановлению от 03.09.2002 N 492, пункт 4 приложения к постановлению от 30.03.2000 N 153, постановление от 10.09.1998 N 434; в пункте 2 постановления от 19.05.2010 N 435 указала на необходимость расторжения следующих договоров аренды земельных участков: от 29.03.2004 N 105-01 и 106-01, от 22.10.1998 N 133; пунктом 3 того же постановления зачислила в фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения земельные участки с кадастровыми номерами 51:01:2404002:0001, 51:01:2404002:0002, 51:01:2405002:0011, 51:01:2404003:0012, 51:01:2404003:0013.
По заявлению Гладышева А.А. 10.03.2010 он был вновь зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства с присвоением ОГРНИП 310510506900014, о чем в ЕГРИП внесена соответствующая запись.
Гладышев А.А. 20.05.2010 обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении ему в порядке статей 11 и 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском хозяйстве) в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 51:01:2404002:0001, 51:01:2404002:0002, 51:01:2405002:0011, 51:01:2404003:0012, 51:01:2404003:0013.
Администрация в письме от 16.06.2010 N 02-18/16114-23 отказала заявителю в предоставлении в собственность названных земельных участков, сославшись на принятие постановления от 19.05.2010 N 435, а также направила ему копию названного постановления.
Гладышев А.А., ссылаясь на то, что постановление Администрации от 19.05.2010 N 435 принято с нарушением статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве, а также препятствует ему приобрести в собственность указанные земельные участков, обратился 02.07.2010 с настоящим заявлением в арбитражный суд.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии предусмотренных названными нормами права оснований для признания недействительными пунктов 1 и 2 оспариваемого постановления, но вместе с тем посчитал незаконным пункт 3 этого постановления, которым указанные пять земельных участков зачислены в фонд перераспределения земель.
Суд исходил из следующего.
Статьей 1 Закона о крестьянском хозяйстве предусмотрено, что крестьянское (фермерское) хозяйство может быть создано одним гражданином; такое хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; к предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
Постановление Администрации от 19.05.2010 N 435 об отмене и признании утратившими силу ранее принятых постановлений, которыми были предоставлены в аренду земельные участки главе крестьянского (фермерского) хозяйства Гладышеву А.А. с ОГРНИП 30451053500016, принято в связи с прекращением 28.10.2009 деятельности названного крестьянского (фермерского) хозяйства, поэтому не может нарушать прав и законных интересов предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гладышева А.А., зарегистрированного в качестве такового с 10.03.2010 с ОГРНИП 310510506900014. Суд указал, что в связи с прекращением деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства Гладышева А.А. с ОГРНИП 30451053500016 в силу пунктов 2, 3 статьи 23, статей 49 и 419 Гражданского кодекса Российской Федерации прекратились права и обязанности этого лица, в том числе и по ранее заключенным договорам аренды. При государственной регистрации 10.03.2010 крестьянского (фермерского) хозяйства Гладышева А.А. с ОГРНИП 310510506900014 возник новый субъект гражданских правоотношений, который не является правопреемником ранее существовавшего лица с ОГРНИП 30451053500016.
Суд также установил, что договор аренды от 22.10.1998 N 133 и все соглашения о его изменении в силу пункта 1 статьи 131, пункта 3 статьи 433, пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации следует считать незаключенными, так как они не прошли государственную регистрацию в установленном порядке, несмотря на то, что регистрирующий орган на территории Мурманской области начал свою деятельность с 09.07.1998; договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 51:01:2404003:0013 никогда сторонами не заключался.
Вместе с тем суд первой инстанции признал незаконным пункт 3 оспариваемого постановления о зачислении названных пяти земельных участков в фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, посчитав, что эти участки зачислены в указанный фонд без правовых оснований, перечисленных в статье 80 Земельного кодекса Российской Федерации, и без изъятия у Гладышева А.А.
Апелляционный суд, признав правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление не нарушает прав и законных интересов заявителя, зарегистрированного в ЕГРИП 10.03.2010, отказал в удовлетворении заявления в полном объеме. Апелляционный суд указал на следующее: оспариваемое постановление принято до обращения индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гладышева А.А. с ОГРНИП 310510506900014 с заявлением о предоставлении ему названных земельных участков в собственность по правилам статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве; согласно пункту 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения создается в целях перераспределения таких земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств.
Кассационная инстанция считает эти выводы правильными, сделанными в соответствии с нормами материального и процессуального права и при надлежащем исследовании представленных в материалы дела доказательств.
Довод жалобы о том, что крестьянское (фермерское) хозяйство "Сполохи" до настоящего времени продолжает действовать, не подтвержден материалами дела.
Несостоятелен довод жалобы о том, что указанные участки были в различные годы предоставлены в пользование Гладышеву А.А. как физическому лицу.
В соответствии со статьей 17 Закона о крестьянском хозяйстве глава фермерского хозяйства без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки. В силу пункта 3 статьи 8 того же Закона сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.
Как видно из материалов дела, пять названных земельных участков предоставлялись для организации или расширения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Следует отметить, что Гладышев А.А. как индивидуальный предприниматель и глава крестьянского (фермерского) хозяйства с ОГРНИП 310510506900014 не лишен возможности просить предоставить ему названные участки (в собственность или в аренду) по правилам статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и также вправе оспорить отказ Администрации, изложенный в письме от 16.06.2010 N 02-18/16114-23 и мотивированный принятием постановления от 19.05.2010 N 435.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены постановления апелляционного суда.
В связи с тем, что Гладышев А.А. при подаче кассационной жалобы уплатил государственную пошлину в большем размере, чем установлено статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, ему надлежит возвратить из федерального бюджета 1000 руб., уплаченных по чеку-ордеру Сбербанка России от 28.10.2011.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2011 по делу N А42-4593/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гладышева Александра Анатольевича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Гладышеву Александру Анатольевичу из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе по чеку-ордеру Сбербанка России от 28.10.2011.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.