Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Никитушкиной Л.Л., Серовой В.К.,
при участии от открытого акционерного общества "Водотеплоснаб" Каликина В.Н. (доверенность от 08.09.2011 N 25/Д), от администрации муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Березиной Л.М. (доверенность от 21.01.2011 N 01/01-35), от товарищества собственников жилья "Турбостроитель-1" Савинова В.В. (доверенность от 19.05.2011 N 3),
рассмотрев 20.12.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2011 (судья Шелема З.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 (судьи Дмитриева И.А., Згурская М.Л., Несмиян С.И.) по делу N А56-533/2011,
установил
Открытое акционерное общество "Водотеплоснаб", место нахождения: 188640, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Межевая ул., д. 6, ОГРН 1064703000010, (далее -Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к товариществу собственников жилья "Турбостроитель-1", место нахождения: 188661, Ленинградская обл., Всеволожский район, д. Новое Девяткино, Флотская ул., д. 6, 8, 10 ОГРН 1034700564557 (далее - ТСЖ), о взыскании 738 904 руб. 87 коп. задолженности по договору на отпуск питьевой воды и приему сточных вод от 01.11.2003 N 7-ДЕВ.
В предварительном судебном заседании истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), уточнил требование и просил взыскать с ТСЖ 538 904 руб. 89 коп. задолженности за период с 01.08.2009 по 31.03.2010.
Определением суда от 25.02.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация), в связи с чем истец уточнил требования и просил взыскать с Администрации за счет казны муниципального образования. 538 904 руб. 89 коп. убытков, причиненных в результате невозмещения межтарифной разницы за период с 01.08.2009 по 31.03.2010.
Определением суда от 18.03.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное образование "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - МО "Новодевяткинское сельское поселение").
Решением суда от 27.05.2011, с учетом определения об исправлении опечатки от 07.06.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.09.2011, с Администрации за счет казны МО "Новодевяткинское сельское поселение" в пользу Общества взыскано 538 904 руб. 89 коп. убытков.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 27.05.2011 и постановление от 08.09.2011, в удовлетворении иска отказать. Податель жалобы считает, что поскольку истцом одновременно изменены предмет и основания иска, судам надлежало отказать в удовлетворении иска. Администрация указывает на то, что доказательств наличия разницы в тарифах, являющейся предметом настоящего спора, в материалы дела не представлено. Кроме того, Администрация указывает, что суды руководствовались нормативно-правовыми актами (постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг", постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг"), утратившими силу.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы, а представители истца и ТСЖ просили отказать в ее удовлетворении.
МО "Новодевяткинское сельское поселение", уведомленное о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей на территории муниципального образования услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Приказами Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - Комитет по тарифам) от 09.11.2007 N 95-П "Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению, оказываемые потребителям Ленинградской области, на 2008 год", от 28.11.2008 N 140-п "Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению, оказываемые потребителям Ленинградской области, на 2009 год" и от 20.11.2009 N 203-п "Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению, оказываемые организациями коммунального комплекса потребителям Ленинградской области, на 2010 год" Обществу установлены экономически обоснованные тарифы на водоснабжение и водоотведение, отражающие реальные затраты по отпуску питьевой воды и приему сточных вод.
Советом депутатов МО "Новодевяткинское сельское поселение" приняты решения от 11.01.2008 N 01/01-07 "О введении в действие тарифов на коммунальные услуги для населения МО "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского района Ленинградской области на 2008 год" (далее - Решение N 01/01-07), от 05.03.2009 N 10/01-07 "Об утверждении тарифов и платы для населения на водоснабжение и водоотведение по муниципальному образованию "Новодевяткинское сельское поселение" (далее - Решение N 10/01-07) и от 22.12.2009 N 74/01-07 "Об установлении тарифов на коммунальные услуги для населения за содержание жилья, ремонт жилья, вывоз мусора, водоснабжение и канализацию по муниципальному образованию "Новодевяткинское сельское поселение" (далее - Решение N 74/01-07), которыми установлены цены для населения за те же коммунальные услуги на спорный регулируемый период.
Общество заключило с ТСЖ (абонент) договор от 01.22.2003 N 7-ДЕВ на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (далее - Договор N 7-ДЕВ), по которому Общество обязалось обеспечивать ТСЖ питьевой водой надлежащего качества и осуществлять прием сточные воды в количестве, предусмотренном данным договором, а ТСЖ своевременно оплачивать стоимость потребляемой воды и сброса сточных вод согласно утвержденным в законном порядке тарифам, действующим на момент выставления платежного требования (пункты 2.2.1, 2.2.2, 2.3.2 и 4.1 Договор N 7-ДЕВ).
В целях возмещение разницы в тарифах, возникающей в результате оказания услуг по водоснабжению и водоотведению для населения, ТСЖ заключило с Администрацией договор от 11.01.2008 N 10 (далее - Договор N 10), согласно пункту 2.2 которого Администрация обязалась обеспечивать своевременное и полное финансирование из бюджета МО "Новодевяткинское сельское поселение" сумм возмещения разницы в тарифах для населения на услуги водоснабжения и водоотведения в порядке, предусмотренном названным договором и законодательством Российской Федерации, если данные тарифы установлены ниже экономически обоснованных тарифов, определенных уполномоченным государственным регулирующим органам, исходя из фактических объемов и фактической себестоимости оказанных услуг в пределах средств, предусмотренных в бюджете.
В соответствии с пунктом 3.1 Договора N 10 оплата сумм возмещения осуществляется на основании фактической себестоимости услуг и фактических объемов поставляемых услуг за истекший период в срок до 30-го числа, следующего за отчетным.
Из пункта 3.3 названного договора следует, что в случае неисполнения Администрацией договорных обязательств перед ТСЖ по оплате в установленный срок, вся полнота ответственности по обязательствам ТСЖ перед ОАО "Водотеплоснаб" в части, касающейся оплаты возмещения разницы тарифов, ложится на Администрацию.
Общество, указав, что тарифы, утвержденные нормативными актами органа местного самоуправления, не восполняют его собственных затрат на оказание услуг, в связи с чем из бюджета муниципального образования ему должна быть возмещена соответствующая разница в тарифах, обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций взыскали убытки с Администрации за счет казны МО "Новодевяткинское сельское поселение", признав иск обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В статье 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Суд в зависимости от обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию.
Размер платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в первоначальной редакции).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100% экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Следовательно, орган местного самоуправления при утверждении для населения уровня платежей ниже 100% экономически обоснованных затрат на коммунальные услуги обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению и управляющим организациям такие услуги.
Обязанность органов местного самоуправления предусмотреть средства для компенсации разницы вызвана необходимостью соблюдать баланс частных и публичных интересов. Установление платы ниже себестоимости оказываемых ресурсоснабжающей организацией услуг само по себе ведет к причинению ей убытков в виде неполученной платы в экономически обоснованном размере.
Принятыми Решениями N 01/01-07; N 10/01-07 и 74/01-07 ограничено право Общества оказывать услуги холодного водоснабжения и услуги по водоотведению по цене, установленной для него Комитетом по тарифам. При этом нормативные акты Комитета по тарифам об утверждении истцу тарифов не признаны недействующими, не изменены и не отменены. Экономическая обоснованность этих тарифов не оспорена. Следовательно, оснований не применять утвержденные Комитетом по тарифам в установленном законодательством порядке тарифы не имеется, а размер межтарифной разницы не зависит от результата хозяйственной деятельности Общества в целом.
Суды проверили расчет убытков, произведенный истцом, признали его правильным по праву и по размеру. Доказательства, опровергающие расчет истца, Администрация не представила.
Из расчета истца (т.д. 1, л.д. 77), отзыва ТСЖ (т.д. 1, л. 73) следует и в судебном заседании представители сторон подтвердили, что убытки начислены за период с 01.10.2008 по 31.03.2010. Неправильное указание судами первой и апелляционной инстанций периода, за который взысканы убытки, равно как и ссылки на нормативные акты, которые утратили силу к моменту возникновения спорных правоотношений, не привели к принятию неправильных судебных актов.
Кассационная инстанция отклоняет довод жалобы о том, что в нарушение статьи 49 АПК РФ истец неправомерно одновременно изменил предмет и основание иска. Из материалов дела следует, что после уточнения истцом исковых требований предмет иска остался прежним, поскольку требование о взыскании задолженности и требование о взыскании убытков являются по своей сути одним и тем же материально-правовым требованием - требованием о взыскании денежных средств.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правильным вывод судов об удовлетворении исковых требований и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 по делу N А56-533/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.