Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Марьянковой Н.В. и Нефедовой О.Ю.,
рассмотрев 19.01.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Калининградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 по делу N А21-105/2011 (судьи Лопато И.Б., Савицкая И.Г., Семенова А.Б.),
установил
Военный комиссариат Калининградской области, место нахождения: 236029, Калининград, ул. Озерная, д. 29, ОГРН 1023901012189 (далее - Комиссариат), являющийся правопреемником Военного комиссариата города Калининграда, обратился в Арбитражный суд Калининградской области с иском к муниципальному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N 1", место нахождения: 236008, Калининград, ул. А. Невского, д. 117 - 123, ОГРН 1023901009494 (далее - Поликлиника), о взыскании 217 654 руб. компенсационных выплат, излишне уплаченных по договору от 01.02.2008 N 2/432 (далее - Договор).
Решением от 23.05.2011 (судья Талалас Е.А.) иск удовлетворен.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 решение от 23.05.2011 отменено, в иске отказано.
В кассационной жалобе Комиссариат просит постановление от 08.09.2011 отменить и оставить в силе решение от 23.05.2011.
В обоснование жалобы ее податель указал на следующее:
- вывод суда апелляционной инстанции о ненадлежащем истце по настоящему делу является ошибочным, поскольку Комиссариат является универсальным правопреемником Военного комиссариата города Калининграда;
- судом не учтено, что в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" расходы по оплате учреждениям здравоохранения проведенных им диагностических исследований, предшествующие медицинскому освидетельствованию граждан, осуществляются за счет соответствующих бюджетов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В отзыве на кассационную жалобу Поликлиника, ссылаясь на необоснованность ее доводов, просит оставить постановление от 08.09.2011 без изменения.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Согласно Договору Поликлиника (исполнитель) на основании Закона N 53-ФЗ и Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 N 123, обязалась проводить: медицинское освидетельствование и обследование граждан Российской Федерации при призыве их на военную службу при первоначальной постановке на воинский учет; освидетельствование военнослужащих, пребывающих в запасе, в учетных целях и перед военными сборами; освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту в городе Калининграде, а Военный комиссариат города Калининграда (заказчик) - оплачивать медицинское освидетельствование и обследование граждан (средний заработок и диагностические исследования) по тарифам, согласованным в установленном порядке на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Постановление N 704).
Во исполнение условий Договора Военный комиссариат города Калининграда в 2008 - 2009 гг. производил компенсацию расходов среднего заработка привлеченным врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу за диагностические исследования граждан при их медицинском освидетельствовании и первичной постановке на воинский учет и призыве на военную службу в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением N 704 (далее - Правила).
В ходе проведенной финансовой инспекцией Министерства обороны Российской Федерации (далее - Инспекция) проверки финансово-хозяйственной деятельности Комиссариата за период с 01.01.2008 по 27.10.2009 были выявлены факты необоснованного перечисления Военным комиссариатом города Калининграда денежных средств в размере 217 654 руб. за диагностические исследования (лабораторные анализы) граждан при первичной постановке на воинский учет и призыве на военную службу, о чем 06.11.2009 составлен акт N 7/4362. По мнению Инспекции, указанные расходы в соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.08.2009 N 20-2/223393 должны оплачиваться по страховым полисам соответствующими территориальными фондами обязательного медицинского страхования.
Поскольку направленное в адрес Поликлиники требование о возврате 217 654 руб. было оставлено без удовлетворения, то Комиссариат обратился в арбитражный суд с указанным иском.
Суд первой инстанции, посчитав требования истца обоснованными по праву и размеру, иск удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции, не согласившись с выводами суда первой инстанции, решение от 23.05.2011 отменил и в иске отказал.
Суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением этого Закона N 53-ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5.1 Закона N 53-ФЗ в редакции, действующей в спорный период, граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты (пункт 1). В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (пункт 4). Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 6). Финансовое обеспечение медицинского обследования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан (пункт 7).
Подпунктом 3 пункта 2 Правил компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу при проведении медицинского освидетельствования граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы.
В пункте 3 Правил, в редакции, действовавшей в 2008-2009 гг., указано, что компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.
В силу пункта 4 Правил выплата компенсации в отношении расходов, указанных в подпункте 3 пункта 2 Правил, осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату.
Как видно из материалов дела, объем и стоимость оказываемых Поликлиникой услуг согласованы сторонами в Договоре и приложениях к нему.
Оказание исполнителем услуг по проведению лабораторных и диагностических исследований, предшествовавших медицинскому освидетельствованию граждан Российской Федерации, в полном объеме и соответствующего качества согласно требованиям, предусмотренным Договором, подтверждается представленными в материалы дела актами (т.д. 1, л. 67, 69, 71, 73, 75, 77, 79, 81, 83, 85, 87), подписанными заказчиком без возражений.
Оплата указанных услуг произведена Военным комиссариатом города Калининграда в соответствии с условиями Договора и за счет средств, выделенных из федерального бюджета.
Доказательства того, что Поликлиникой оказывались услуги по проведению медицинского обследования граждан по направлениям Военного комиссариата города Калининграда, которые ей впоследствии оплачены из фонда обязательного медицинского страхования, в материалы дела не представлены.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ собранные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что у истца отсутствовали правовые основания для предъявления требований о возврате 217 654 руб.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно решение от 23.05.2011 отменил и в иске отказал.
Ошибочный вывод суда апелляционной инстанции о том, что Комиссариат не является правопреемником Военного комиссариата города Калининграда, не привел к принятию неправильного решения по делу.
Поскольку обжалуемое постановление принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 по делу N А21-105/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Военного комиссариата Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
Судьи |
Н.В. Марьянкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.