г. Санкт-Петербург
08 сентября 2011 г. |
Дело N А21-105/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Савицкой И.Г., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Алыбиной Ж.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12646/2011) Муниципального учреждения здравоохранения Городская поликлиника N 1 на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.05.2011 по делу N А21-105/2011 (судья Талалас Е.А.), принятое
по иску Военного комиссариата Калининградской области
к Муниципальному учреждению здравоохранения Городская поликлиника N 1
о взыскании переплаты компенсационных выплат
при участии:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен
установил:
Военный комиссариат Калининградской области (далее - Комиссариат, истец) обратился с исковым заявлением в Арбитражный суд Калининградской области о взыскании с муниципального учреждения Городская поликлиника N 1 (далее - ответчик, Поликлиника) переплаты компенсационных выплат (за лабораторные исследования) в размере 217 654 руб. за период с 2008 по 2009.
Решением суда от 23.05.2011 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Поликлиника просит отменить решение в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена апелляционным судом по правилам пунктов 1 и 2 статьи 156 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без их участия.
Законность и обоснованность решения суда от 23.05.2011 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что между Военным комиссариатом города Калининграда и Городской поликлиникой N 1 заключен договор от 01.02.2008 N 2/432, предметом которого является проведение мероприятий по медицинскому обследованию при призыве граждан Российской Федерации на военную службу; первоначальной постановке граждан на воинский учет; освидетельствование военнослужащих, пребывающих в запасе в учетных целях и перед военными сборами; граждан, поступающих на военную службу по контракту в городе Калининграде на основании Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ).
Во исполнение условий пункта 2.1.3 договора в 2008-2009 годах Военный комиссариат города Калининграда производил компенсацию расходов среднего заработка привлеченным врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу за диагностические исследования граждан при их медицинском освидетельствовании и первичной постановке на воинский учет и призыве на военную службу.
Означенные выплаты производились в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 года N 333).
В 2009 Финансовой инспекцией Министерства обороны Российской Федерации проведена ревизия финансово - хозяйственной деятельности военного комиссариата Калининградской области за период деятельности с января 2008 по 27 октября 2009.
В результате проверки выявлены факты необоснованного перечисления Военным комиссариатом города Калининграда денежных средств в размере 217654 руб. за диагностические исследования (лабораторные анализы) граждан при первичной постановке на воинский учет и призыве на военную службу, поскольку такие расходы оплачиваются по страховым полисам соответствующими территориальными фондами обязательного медицинского страхования.
Направленная в адрес ответчика претензия произвести возврат излишне перечисленной суммы оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Ссылаясь на результаты проверки, оформленной актом от 06.11.2009 N 7/4362, и постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2008 N 913, Военный комиссариат Калининградской области обратился с иском о взыскании с Поликлиники 217 654 руб. денежных средств за диагностические исследования (лабораторные исследования) граждан при первичной постановке на воинский учет и призыве на военную службу.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, признав их обоснованными по праву и размеру.
Решение суда от 23.05.2011 апелляционная инстанция находит подлежащим отмене по следующим основаниям.
Исковые требования о взыскании платежей, излишне перечисленных Военным комиссариатом города Калининграда в рамках договора от 01.02.2008 N 2/432, обоснованы выводами проверки финансово-хозяйственной деятельности Военного комиссариата Калининградской области. Из акта проверки от 06.11.2009 N 7/4362 следует, что стоимость платных медицинских услуг, оказываемых по заключенным военкоматами договорам, в 3-4,5 раза превышала нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи за одно посещение. В том числе, с превышением нормативов оплачены диагностические и лабораторные исследования призывников. Выявленные обстоятельства квалифицированы проверяющими как нецелевое расходование средств федерального бюджета.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что оплата диагностических и лабораторных исследований в рамках договора от 01.02.2008 N 2/432 произведена Военным комиссариатом города Калининграда в размерах, превышающих согласованные условиями договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В порядке, предусмотренном статьей 450 ГК РФ, изменения в договор от 01.02.2008 N 2/432, в том числе в части размера и порядка оплаты оказываемых Поликлиникой услуг, лицами, его заключившими, не внесены. Договор не оспорен, недействительным не признан ни в период его исполнения сторонами, ни позднее.
При таких обстоятельствах у истца не имелось законных оснований требовать возврата средств, перечисленных по договору.
Кроме того, апелляционный суд отмечает следующее.
В соответствии с представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 27.12.2010 Военный комиссариат Калининградской области являлся правопреемником юридических лиц при реорганизации в форме присоединения. В числе таких юридических лиц указан Военный комиссариат города Калининграда. Вместе с тем, в Выписке указано, что Военный комиссариат Калининградской области находится в процессе реорганизации в форме присоединения, т.е. его реорганизация еще не завершена (строка 25 Выписки, т.1 л.д. 22), а сведений о ликвидации Военного комиссариата города Калининграда (строки 64-79 Выписки) в данной Выписке не имеется.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованным довод апелляционной жалобы о ненадлежащем истце.
В силу пункта 3 статьи 420 ГК РФ к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419 Кодекса), если иное не предусмотрено соответствующими правилами о договорах.
В силу пункта 3 статьи 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон и, соответственно не порождает и основанных на договоре прав требования у лиц, не состоящих в этих обязательственных отношениях.
В соответствии со статьей 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Доказательств, подтверждающих наличие у Военного комиссариата Калининградской области права требования, основанного на договоре от 01.02.2008 N 2/432, стороной которого истец не являлся, в материалах дела не имеется, и истец на такие доказательства не ссылается.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения иска.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 7353 руб. 08 коп., уплаченная платежным поручением от 01.12.2010 N 30965 при обращении в суд первой инстанции, подлежит оставлению на истце; расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 2000 рублей подлежат взысканию с Военного комиссариата Калининградской области в пользу ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 110, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.05.2011 по делу N А21-105/2011 отменить.
В удовлетворении искового заявления Военному комиссариату Калининградской области (236029, г. Калининград, ул. Озерная, 29, ОГРН 1023901012189) отказать.
Взыскать с Военного комиссариата Калининградской области (236029, г. Калининград, ул. Озерная, 29, ОГРН 1023901012189) в пользу Муниципального учреждения здравоохранения Городская поликлиника N 1 (236008, г. Калининград, ул. А.Невского, 117-123, ОГРН 1023901009494) расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 2000 рублей
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-105/2011
Истец: Военный Комиссариат Калининградской области
Ответчик: здравоохранения Городская поликлиника N 1, МУЗ городская поликлиника N 1 Ленинградского р-на