Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Клириковой Т.В.,
при участии от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе Башиловой Е.А. (доверенность от 19.12.2011 N 72-11-ПИ-06/24025),
рассмотрев 14.02.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.09.2011 (судья Бекарова Е.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2011 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю.) по делу N А05-7291/2011,
установил
Открытое акционерное общество "Архангельскгражданреконструкция", место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Попова, дом 17, ОГРН 1022900534700 (далее - ОАО "АГР", Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об оспаривании постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе, место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 15, ОГРН 1037843053214 (далее - Региональное отделение), от 14.06.2011 N 72-11-939/пн о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен жилищный накопительный кооператив "АГР", место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Попова, дом 17, ОГРН 1052901110063 (далее - ЖНК).
Решением суда первой инстанции от 07.09.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.11.2011, заявление удовлетворено, постановление Регионального отделения признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Региональное отделение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанные решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, за неисполнение юридическим лицом предписания административную ответственность несет его единоличный исполнительный орган.
В отзыве Общество просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
ОАО "АГР" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Регионального отделения поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Региональное отделение выдало ЖНК предписание от 04.02.2011 N 72-11-ИЛ-19/1720 об устранении в срок 90 дней после получения предписания нарушений, выявленных плановой выездной проверкой. Предписание получено ЖНК 15.02.2011.
Неисполнение предписания в установленный срок явилось основанием для составления Региональным отделением в отношении Общества, являющегося единоличным исполнительным органом ЖНК, протокола от 30.05.2011 об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением Регионального отделения от 14.06.2011 N 72-11-939/пн Общество признано виновным в совершении указанного правонарушения, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленное Обществом требование, поскольку предписание выдано в адрес ЖНК, а не ОАО "АГР" и полномочия Общества как единоличного исполнительного органа ЖНК истекли 22.08.2010, связи с этим Общество не является субъектом данного административного правонарушения. Кроме того, суд указал, на отсутствие вины в действиях ОАО "АГР".
Суд апелляционной инстанции полностью согласился с данными выводами суда.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" (далее - Закон N 215-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, при осуществлении контроля за деятельностью кооператива по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений, соблюдением требований настоящего Закона и соответствием кооператива установленным требованиям к обеспечению финансовой устойчивости деятельности кооператива вправе, в частности, осуществлять проверку деятельности кооперативов.
Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, к полномочиям Федеральной службы по финансовым рынкам в установленной сфере деятельности отнесена выдача предписаний жилищным накопительным кооперативам (пункт 5.3.7).
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 52 Закона N 215-ФЗ в случае нарушения кооперативом требований настоящего Закона, неисполнения предписаний федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, отказа от предоставления информации или предоставления членам кооператива и другим гражданам неполной или недостоверной либо заведомо ложной информации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, вправе давать кооперативу обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений; применять меры ответственности, установленные настоящим Законом, а также законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет административную ответственность, предусмотренную частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что по результатам плановой выездной проверки ЖНК Региональным отделением кооперативу выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Принимая во внимание, что субъектом административного правонарушения, объективная сторона которого выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, является лицо, которому выдано предписание, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку указанного вывода суда. Вместе с тем основания для переоценки выводов суда у кассационной инстанции отсутствуют в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.09.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2011 по делу N А05-7291/2011 оставить без изменения, а кассационная жалобу Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.