Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Гафиатуллиной Т.С. и Рудницкого Г.М.,
при участии прокурора Каткова А.С. (удостоверение N 002522), от Министерства обороны Российской Федерации Пестуновича А.В. (доверенность от 17.08.2011), от Государственного областного учреждения "Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций, противопожарной безопасности Мурманской области" Савенок С.И. (доверенность от 10.01.2012), от Министерства имущественных отношений Мурманской области Тихоновой И.В. (доверенность от 16.01.2012),
рассмотрев 13.02.2011 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства имущественных отношений Мурманской области и государственного областного казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской области" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.06.2011 (судья Игнатьева С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2011 по делу N А42-357/2011 (судьи Тимухина И.А., Глазков Е.Г., Смирнова Я.Г.),
установил
Военный прокурор Северного флота обратился в Арбитражный суд Мурманской области в защиту интересов Министерства обороны Российской Федерации, Государственного учреждения "Военный комиссариат Мурманской области", ОГРН 1025100853161, с иском к Министерству имущественных отношений Мурманской области, место нахождения: 183025, г. Мурманск, ул. Тарана, д. 25, ОГРН 1025100866768 (далее - Министерство имущественных отношений Мурманской области), Государственному областному учреждению "Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций, противопожарной безопасности Мурманской области", в настоящее время государственное областное казенное учреждение "Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской области", ОГРН 1025100861763 (далее - ГОУ "Управление по ГОЧС", ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области"), о признании права собственности Российской Федерации на помещения общей площадью 1181,2 кв.м, расположенные в административном здании N 4 по ул. Буркова в г. Мурманске:
- подвал - номер помещения I, номер по плану здания: N 1 - 2,9 кв.м, N 2 - часть площадью 17,8 кв.м, N 3 - 15,6 кв.м, N 4 - 9,1 кв.м, N 5- 10,5 кв.м, N 6 - 10,6 кв.м, N 7- 10,6 кв.м, N 8 - 11,5 кв.м, N 24 - 26,2 кв.м, N 26 - 28,4 кв.м;
- цокольный этаж - номер помещения II, номер по плану здания: N 1 - 1,7 кв.м, N 2 - 6,1 кв.м, N 3 - 48,1 кв.м, N 4 - 19,6 кв.м, N 5 - 18,9 кв.м, N 6 - 16,0 кв.м, N 7 - 14,7 кв.м, N 8 - 16,2 кв.м, N 9 - 6,1 кв.м, N 10 -11,2 кв.м, N 11 - 10,0 кв.м, N 12 - 0,5 кв.м, N 13 - 10,3 кв.м, N 14 - 10,7 кв.м, N 15 - 9,5 кв.м, N 16 - 11,2 кв.м, N 17 - 11,3 кв.м, N 18 - 5,0 кв.м, N 19 - 1,7 кв.м, N 20 - 1,7 кв.м, N 21 - 1,6 кв.м, N 22- 1,6 кв.м, N 23 - 3,2 кв.м, N 24 - 1,1 кв.м, N 25 - 1,7 кв.м, N 26 - 11,8 кв.м, N 27 - 3,4 кв.м, N 28 - 14,8 кв.м, N 29 - 18,8 кв.м;
- III этаж - номер помещения VII, номер по плану здания: N 1 -15,5 кв.м, N 2 - 26,3 кв.м, N 3 - 1,7 кв.м, N 4 - 1,3 кв.м, N 5 - 6,2 кв.м, N 6 - 4,9 кв.м, N 7 - 16,6 кв.м, N 8 - 49,3 кв.м, N 9 - 16,4 кв.м, N 10 - 4,1 кв.м, N 11 - 4,3 кв.м, N 12 - 16,4 кв.м, N 13 - 11,0 кв.м, N 14 - 10,9 кв.м, N 15 - 11,0 кв.м, N 16 - 22,8 кв.м, N 17 - 11,4 кв.м, N 18 - 10,7 кв.м, N 19 - 11,6 кв.м; номер помещения VI по плану здания: N 8 - 10,1 кв.м, N 8А - 4,1 кв.м, N 9 - 0,6 кв.м, N 10 - 16,4 кв.м;
- IV этаж - номер помещения VIII, номер по плану здания: N 1 - 15,7 кв.м, N 2 - 27,1 кв.м, N 3 - 11,1 кв.м, N 4 - 10,9 кв.м, N 5 - 7,4 кв.м, N 5А - 3,9 кв.м, N 6 - 11,7 кв.м, N 7 - 11,3 кв.м, N 8 - 10,1 кв.м, N 9 - 0,5 кв.м, N 10 - 8,8 кв.м, N 11 - 11,3 кв.м, N 12 - 10,8 кв.м, N 13 - 27,1 кв.м, N 14 - 11,4 кв.м, N 15 - 12,1 кв.м, N 16 - 6,3 кв.м, N 16А - 2,9 кв.м, N 17 - 12,0 кв.м, N 18 - 11,6 кв.м, N 19 - 10,7 кв.м, N 20 - 15,7 кв.м, N 21 - 1,9 кв.м, N 22 - 1,2 кв.м, N 23 - 9,5 кв.м, N 24 - 1,2 кв.м, N 25 - 49,7 кв.м, N 26 - 16,4 кв.м, N 27 - 16,4 кв.м, N 28 - 3,5 кв.м, N 29 - 12,8 кв.м, N 30 - 3,5 кв.м, N 31 - 12,5 кв.м, N 32 - 12,5 кв.м, N 32А - 3,6 кв.м, N 33 - 6,9 кв.м, N 34 - 16,4 кв.м, N 35 - 9,3 кв.м, N 36 - 14,5 кв.м;
- гараж - номер помещения IX, номер по плану здания 1 - 23,7 кв.м,
а также о признании недействительным в силу ничтожности зарегистрированного права собственности Мурманской области на здание в целом как не соответствующего пункту 1 Постановления Верховного Совета от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и пункту 2 раздела 2 Приложения N 1 к этому постановлению, пункту 12 статьи 1 и пункту 22 статьи 6 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", пункту 1, подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации.
Делу присвоен номер N А42-5574/2010.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области, ОГРН 1105190003049, (далее - ТУ ФАУГИ) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Министерству имущественных отношений Мурманской области о признании права федеральной собственности на объект недвижимого имущества - административное здание, этажность: 4, подземная этажность: подвал, цоколь, общая площадь 2 606,1 кв.м, расположенное по адресу: г. Мурманск, ул. Буркова, д. 4; о признании недействительным зарегистрированного права собственности Мурманской области на указанное здание.
Делу присвоен номер N А42-357/2011.
Определением суда от 24.02.2011 дела объединены в одно производство с присвоением делу N А42-357/2011.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее - Управление Росреестра), Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области (далее - Главное Управление МЧС России по Мурманской области), Министерство финансов Мурманской области, Федеральное государственное учреждение "Мурманская квартирно-эксплуатационная часть района" (далее - КЭЧ района) и государственное унитарное предприятие технической инвентаризации Мурманской области (далее - Предприятие).
Решением суда от 30.06.2011 исковые требования военного прокурора Северного флота и ТУ ФАУГИ удовлетворены частично.
Суд первой инстанции признал право федеральной собственности на нежилые помещения в административном здании по адресу: г. Мурманск, ул. Буркова, д. 4, общей площадью 1 182,2 кв.м:
- подвал - номер помещения I, номер по плану здания: N 1 - 2,9 кв.м, N 2 - часть площадью 17,8 кв.м, N 3 - 15,6 кв.м, N 4 - 9,1 кв.м, N 5 - 10,5 кв.м, N 6 - 10,6 кв.м, N 7- 10,6 кв.м, N 8 - 11,5 кв.м, N 24 - 26,2 кв.м, N 26 - 28,4 кв.м;
- цокольный этаж - номер помещения II, номер по плану здания: N 1 - 1,7 кв.м, N 2 - 6,1 кв.м, N 3 - 48,1 кв.м, N 4 - 19,6 кв.м, N 5 - 18,9 кв.м, N 6 - 16,0 кв.м, N 7 - 14,7 кв.м, N 8 - 16,2 кв.м, N 9 - 6,1 кв.м, N 10 -11,2 кв.м, N 11 - 10,0 кв.м, N 12 - 0,5 кв.м, N 13 - 10,3 кв.м, N 14 - 10,7 кв.м, N 15 - 9,5 кв.м, N 16 - 11,2 кв.м, N 17 - 11,3 кв.м, N 18 - 5,0 кв.м, N 19 - 1,7 кв.м, N 20 - 1,7 кв.м, N 21 - 1,6 кв.м, N 22- 1,6 кв.м, N 23 - 3,2 кв.м, N 24 - 1,1 кв.м, N 25 - 1,7 кв.м, N 26 - 11,8 кв.м, N 27 - 3,4 кв.м, N 28 - 14,8 кв.м, N 29 - 18,8 кв.м;
- III этаж - номер помещения VII, номер по плану здания: N 1 -15,5 кв.м, N 2 - 26,3 кв.м, N 3 - 1,7 кв.м, N 4 - 1,3 кв.м, N 5 - 6,2 кв.м, N 6 - 4,9 кв.м, N 7 - 16,6 кв.м, N 8 - 49,3 кв.м, N 9 - 16,4 кв.м, N 10 - 4,1 кв.м, N 11 - 4,3 кв.м, N 12 - 16,4 кв.м, N 13 - 11,0 кв.м, N 14 - 10,9 кв.м, N 15 - 11,0 кв.м, N 16 - 22,8 кв.м, N 17- 11,4 кв.м, N 18 - 10,7 кв.м, N 19 - 11,6 кв.м; номер помещения VI по плану здания: N 8 - 10,1 кв.м, N 8А - 4,1 кв.м, N 9 - 0,6 кв.м, N 10 - 16,4 кв.м;
- IV этаж - номер помещения VIII, номер по плану здания: N 1 - 15,7 кв.м, N 2 - 27,1 кв.м, N 3 - 11,1 кв.м, N 4 - 10,9 кв.м, N 5 - 7,4 кв.м, N 5А - 3,9 кв.м, N 6 - 11,7 кв.м, N 7 - 11,3 кв.м, N 8 - 10,1 кв.м, N 9 - 0,5 кв.м, N 10 - 8,8 кв.м, N 11 - 11,3 кв.м, N 12 - 10,8 кв.м, N 13 - 27,1 кв.м, N 14 - 11,4 кв.м, N 15 - 12,1 кв.м, N 16 - 6,3 кв.м, N 16А - 2,9 кв.м, N 17 - 12,0 кв.м, N 18 - 11,6 кв.м, N 19 - 10,7 кв.м, N 20 - 15,7 кв.м, N 21 - 1,9 кв.м, N 22 - 1,2 кв.м, N 23 - 9,5 кв.м, N 24 - 1,2 кв.м, N 25 - 49,7 кв.м, N 26 - 16,4 кв.м, N 27 - 16,4 кв.м, N 28 - 3,5 кв.м, N 29 - 12,8 кв.м, N 30 - 3,5 кв.м, N 31 - 12,5 кв.м, N 32 - 12,5 кв.м, N 32А - 3,6 кв.м, N 33 - 6,9 кв.м, N 34 - 16,4 кв.м, N 35 - 9,3 кв.м, N 36 - 14,5 кв.м;
- гараж - номер помещения IX, номер по плану здания 1 - 23,7 кв.м.
В остальной части иска отказано. Отказано также в иске к ГОУ "Управление по ГОЧС".
Постановлением суда апелляционной инстанции от 15.11.2011 решение изменено, изложена его резолютивная часть в следующей редакции:
"Признать право федеральной собственности на объект недвижимого имущества - административное здание, этажность: 4, подземная этажность: подвал, цоколь, общая площадь 2 606,1 кв.м, расположенное по адресу: г. Мурманск, ул. Буркова, д. 4. В остальной части исков отказать".
В кассационной жалобе Министерство Мурманской области, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств дела, имеющих значение для разрешения спора, просит постановление отменить, оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Податель жалобы ссылается на постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), статьи 214 и 219 Гражданского кодекса Российской Федерации и указывает, что к федеральной собственности должны относится объекты независимо от того на чьем балансе они находились, если право федеральной собственности на эти объекты зарегистрировано в установленном законом порядке.
Податель жалобы считает, что принятое судом первой инстанции решение согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.10.2007 N 12135/07.
Податель жалобы указывает, что спорные нежилые помещения использовались и были предоставлены правопредшественнику Главного Управления МЧС Мурманской области для размещения штаба, спорное имущество из собственности области не выбывало, как не выбывало из оперативного управления Главного Управления МЧС Мурманской области; считает, что апелляционный суд сделал неправильные выводы о наличии права федеральной собственности на часть спорного здания площадью 1 423,9 кв.м как на объект гражданской обороны.
В отзыве на кассационную жалобу ТУ ФАУГИ просит в её удовлетворении отказать.
В кассационной жалобе ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области", ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права, просит решение и постановление отменить в части удовлетворения исков, принять решение об отказе в удовлетворении исков в полном объеме или направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы ссылается на пункты 58 и 59 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" и указывает, что не имеется законных оснований для признания права собственности у не владеющего имуществом лица, также указывает, что судом первой инстанции установлен факт расположения двух организаций: ГУ "Военный комиссариат Мурманской области" и штаб гражданской обороны Мурманской области, правопреемником которого является ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области"; в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право оперативного управления ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области" на упомянутое административное здание; апелляционной инстанцией не опровергнуто, что ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области" владеет и пользуется спорным зданием, не имеется оснований для отнесения спорных помещений и спорного здания к имуществу вооруженных сил или объектам гражданской обороны.
Податель жалобы ссылается также на указ Президента России от 24.12.1993 N 2284, статью 11 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", Положение о военных комиссариатах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1994 N 979, Положение о военных комиссариатах, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 N 1372, пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" и указывает, что спорные помещения не обладают назначением, позволяющим отнести их к имуществу вооруженных сил или к объектам гражданской обороны, то есть к федеральному уровню собственности.
Податель жалобы считает, что не получили надлежащей правовой оценки обстоятельства, связанные с принадлежностью помещений, занимаемых Военным комиссариатом; военный прокурор Северного флота требований о признании права федеральной собственности на все здание не предъявлял, а ТУ ФАУГИ не предъявляло требований о признании права федеральной собственности на спорное здание к ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области"; не имеется оснований для прекращения права оперативного управления ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области"; спорное имущество в реестре федерального имущества не учитывалось.
Министерство обороны и Военный комиссариат Мурманской области в отзывах на кассационные жалобы указывают, что судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод о том, что на момент разграничения государственной собственности спорное здание было отнесено к федеральной собственности, в собственность Мурманской области данный объект не передавался и из федеральной собственности не выбывал.
Военная прокуратура Северного флота в отзыве на кассационные жалобы указывает, что постановление отмене или изменению не подлежит.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представитель Министерства имущества Мурманской области и ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области" подтвердили доводы, изложенные в кассационных жалобах. Прокурор и представитель Министерства обороны Российской Федерации обратились с просьбой отказать в удовлетворении жалоб.
Другие участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалобы не подлежат удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Решением исполнительного комитета Мурманского областного Совета народных депутатов от 30.06.1986 N 227 утвержден акт государственной комиссии по приемке в эксплуатацию здания областного военкомата.
Актом государственной приемочной комиссии от 30.06.1986 здание областного военкомата по ул. Буркова в г. Мурманске принято в эксплуатацию и согласно акту от 23.07.1986 N 37 поставлено на балансовый учет Штаба гражданской обороны Мурманской области.
Административное здание по ул. Буркова, д. 4 в г. Мурманске внесено в реестр государственного имущества Мурманской области и закреплено на праве оперативного управления за ГОУ "Управление по ГОЧС", что подтверждается выпиской из реестра государственного имущества Мурманской области от 26.04.2005 и свидетельством о внесении в реестр областного имущества от 28.03.2000, реестровый N 051168.
Зарегистрировано право оперативного управления ГОУ "Управление по ГОЧС" на административное здание по адресу: г. Мурманск, ул. Буркова, д. 4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.03.2006 серия 51-АВ N 078978.
Между Департаментом имущественных отношений Мурманской области (ссудодатель) ГОУ "Управление по ГОЧС" (балансодержатель), ГУ "Военный комиссариат Мурманской области" (ссудополучатель), Мурманская КЭЧ района (плательщик) заключен договор от 25.05.2006 N 14, согласно которому ссудодатель и балансодержатель предоставляют, а ссудодатель принимает в безвозмездное временное пользование областное имущество, а именно, административное здание общей площадью 2 606,1 кв.м с инвентарным номером 3520, находящееся по указанному адресу, в том числе в безвозмездное временное пользование помещения площадью 1 181,2 кв.м.
По акту приема-передачи ссудополучатель принял в безвозмездное пользование недвижимое имущество общей площадью 1 181,2 кв.м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.03.2008 серия 51-АВ N 058808 право собственности на указанное здание общей площадью 2 606, 1 кв.м зарегистрировано за Мурманской областью.
Письмом от 19.06.2008 Департамент имущественных отношений Мурманской области сообщил Военному комиссару Мурманской области о том, что комиссией принято решение не рекомендовать Правительству Мурманской области в 2009 году предоставление на праве безвозмездного пользования помещений областной собственности Военному комиссариату Мурманской области, расторгнуть договор.
С сопроводительными письмами от 24.08.2009 и от 08.09.2009 ГОУ "Управление по ГОЧС" направляло в адрес КЭЧ района договор аренды нежилых помещений в упомянутом здании.
Письмом от 14.09.2009 ГОУ "Управление по ГОЧС" просило ГУ "Военный комиссариат Мурманской области" освободить занимаемые помещения в срок до 01.10.2009.
Согласно акту от 28.12.2010 инвентаризации занимаемых Военным комиссариатом Мурманской области помещений в здании, расположенном по адресу: г. Мурманск, ул. Буркова, д. 4, общая площадь занимаемых помещений составляет 1 181,2 кв.м.
Полагая, что включение спорного здания в состав имущества Мурманской области и государственная регистрация права на это здание незаконны, спорные помещения и здание в целом являются федеральной собственностью, военный прокурор Северного флота и ТУ ФАУГИ обратились с настоящими исками в арбитражный суд.
Суд первой инстанции установил, что в спорных помещениях с момента сдачи административного здания в эксплуатацию располагались две организации: ГУ "Военный комиссариат Мурманской области" и Штаб гражданской обороны Мурманской области. Суд сослался на Постановление N 3020-1 и Приложение к нему N 1 и сделал вывод о том, что имущество вооруженных сил, независимо от того, на чьем балансе оно находится, относится исключительно к федеральной собственности, в связи с чем удовлетворил исковые требования в части признания права федеральной собственности на часть помещений в здании.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований в части признания федеральной собственности на все здание, ссылаясь на то, что не имеется доказательств отнесения спорного здания исключительно к федеральной собственности в соответствии с Постановлением N 3020-1.
Суд сослался на отсутствие доказательств, подтверждающих факт ведомственной подчиненности Штаба гражданской обороны Мурманской области Министерству обороны и финансирование его деятельности из республиканского бюджета.
Суд применил Указ Президента РСФСР от 19.11.1991 N 221, Положение о Государственном комитете по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.1992 N 912, Указ Президента Российской Федерации от 10.01.1994 N 66.
Суд первой инстанции сослался на то, что на момент принятия Постановления N 3020-1 Штаб гражданской обороны Мурманской области являлся структурным подразделением администрации области, здание закреплено на праве оперативного управления за его правопреемником - ГОУ "Управление по ГОЧС", деятельность Штабов гражданской обороны финансировалась из соответствующих бюджетов области, не имеется сведений о закреплении помещений в спорном здании на каком-либо вещном праве за ГУ МЧС России по Мурманской области.
Суд первой инстанции посчитал ГОУ "Управление по ГОЧС" ненадлежащим ответчиком и на этом основании отказал в иске к нему.
Суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции и признал право федеральной собственности на все здание. При этом суд сослался на пункт 1 Постановления N 3020-1, пункт 2 раздела 2 Приложения N 1. Апелляционный суд указал в постановлении, что объекты гражданской обороны относятся исключительно к федеральной собственности, спорное здание в надлежащем порядке из федеральной собственности в собственность Мурманской области не передавалось, следовательно, из состава федеральной собственности не выбывало.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
В силу пункта 1 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 раздела 2 Приложение N 1 к Постановлению N 3020-1 имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, является объектами, относящими исключительно к федеральной собственности.
Суд апелляционной инстанции, установив, что на момент законодательного разграничения государственной собственности здание штаба гражданской обороны и областного военкомата находилось в федеральной собственности, обоснованно изменил решение суда первой инстанции и удовлетворил исковые требования о признании права федеральной собственности на все здание.
Поскольку право собственности Российской Федерации на здание возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно статье 6 названного Закона оно считается действительным независимо от его государственной регистрации. Поэтому последующими действиями органов Мурманской области по принятию в собственность спорного здания было нарушено ранее возникшее в силу закона право собственности Российской Федерации на это имущество.
Апелляционный суд правильно применил нормы материального права.
Нарушений процессуального законодательства, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом апелляционной инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2011 по делу N А42-357/2011 оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства имущественных отношений Мурманской области и государственного областного казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 раздела 2 Приложение N 1 к Постановлению N 3020-1 имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, является объектами, относящими исключительно к федеральной собственности.
...
Поскольку право собственности Российской Федерации на здание возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно статье 6 названного Закона оно считается действительным независимо от его государственной регистрации. Поэтому последующими действиями органов Мурманской области по принятию в собственность спорного здания было нарушено ранее возникшее в силу закона право собственности Российской Федерации на это имущество."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2012 г. N Ф07-265/12 по делу N А42-357/2011
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7230/12
24.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7230/2012
20.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-265/12
15.11.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15039/11