Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Морозовой Н.А., Корпусовой О.А.,
при участии от открытого акционерного общества "ГОЗ Обуховский завод" Ходоровой О.В. (доверенность от 01.12.2010 N 152), Аристова С.В. (доверенность от 20.10.2011 N 176), Банникова И.А. (доверенность от 20.10.2011 N 177), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу Проявкиной Т.А. (доверенность от 11.01.2012 N 03-10-05/00187), Воробьевой А.Б. (доверенность от 11.01.2012 N 03-10-05/00182), Ипатовой А.В. (доверенность от 02.12.2011 N 03-10-05/26320),
рассмотрев 29.02.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.08.2011 (судья Соколова С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2011 (судьи Третьякова Н.О., Дмитриева И.А., Несмиян С.И.) по делу N А56-24251/2011,
установил
открытое акционерное общество "ГОЗ Обуховский завод" (место нахождения: 192012, Санкт-Петербург, проспект Обуховской Обороны, дом 120, ОГРН 1037825058732) (далее - заявитель, Общество, ОАО "ГОЗ Обуховский завод") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным письма Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу (место нахождения: 190068, Санкт-Петербург, канал Грибоедова, дом 133) (далее - Инспекция, налоговый орган) от 07.04.2011 N 07-10-08/07106 в части отказа в списании реструктурированной задолженности по пеням и об обязании ответчика принять решение по списанию указанных пеней.
Решением суда от 02.08.2011, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.10.2011, заявление Общества удовлетворено полностью.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в принятых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать ОАО "ГОЗ Обуховский завод" в заявленных требованиях.
По мнению подателя жалобы, сумма реструктурированных пеней не подлежит списанию в связи с отсутствием необходимых условий для такого списания, предусмотренных пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2009 N 995 "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и списания этих пеней и штрафов" (далее - Постановление от 10.12.2009 N 995), а именно в связи с невыполнением условия о полном погашении налогоплательщиком реструктурированной задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет реструктуризации.
В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на то, что задолженность по налогам и сборам, на которую начислена сумма пеней, полностью погашена налогоплательщиком до момента принятия решения об их реструктуризации. По мнению заявителя, формальное отсутствие решения о реструктуризации основной задолженности по налогам и сборам не может служить основанием, препятствующим Обществу при соблюдении прочих условий, предусмотренных Постановлением от 10.12.2009 N 995, воспользоваться правом на списание задолженности по пеням.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Общества их отклонили, считая эти доводы несостоятельными, а принятые по делу судебные акты - законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией 19.01.2010 в соответствии с Постановлением от 10.12.2009 N 995 принято решение N 1/2010 о реструктуризации задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, согласно которому Обществу предоставлена реструктуризация задолженности по начисленным пеням перед федеральным бюджетом, в сумме 60 377 996 руб. 37 коп. и установлен график ее погашения с 01.01.2010 по 31.12.2019.
Общество направило в Инспекцию заявление от 29.03.2011 N 2534/087 о списании реструктурированной задолженности по пеням в размере 60 377 996 руб. 37 коп.
Письмом от 07.04.2011 N 07-10-08/07106 налоговый орган уведомил Общество о том, что у него отсутствует право на списание реструктурированной задолженности ввиду невыполнения такого условия списания реструктурированных пеней, предусмотренного пунктом 9 Постановления от 10.12.2009 N 995, как полное досрочное погашение реструктурированной задолженности по налогам и сборам.
Общество, считая данное письмо налогового органа не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что заявителем выполнены все необходимые условия, обусловленные пунктом 9 Постановления от 10.12.2009 N 995 для списания реструктурированной задолженности по пеням.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, считает выводы судов не противоречащими нормам материального права и основанными на полном и всестороннем исследовании материалов дела.
В соответствии с пунктом 9 Постановления от 10.12.2009 N 995 организация имеет право на досрочное погашение реструктурированной задолженности.
В случае полного погашения реструктурированной задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет реструктуризации организации предоставляется право на списание реструктурированной задолженности по пеням и штрафам.
Списание реструктурированной задолженности по пеням и штрафам производится при условии уплаты организацией текущих налоговых платежей в федеральный бюджет, в полном объеме начиная со дня принятия решения о реструктуризации и отсутствия у организации задолженности по уплате процентов, начисленных в соответствии с указанным решением.
Согласно пункту 10 Постановления от 10.12.2009 N 995 при выполнении условий, предусмотренных пунктом 9 этого Постановления, организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о списании реструктурированной задолженности по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - заявление о списании) по форме согласно приложению N 3.
Налоговый орган в двухнедельный срок со дня получения заявления о списании проверяет выполнение организацией условий предоставления права на списание задолженности по пеням и штрафам, предусмотренных пунктом 9 указанного Постановления, и достоверность сведений, указанных в заявлении о списании, и при положительном результате проверки осуществляет списание задолженности по пеням и штрафам единовременно и в полном объеме.
В силу пункта 23 Постановления Правительства РФ от 31.12. 2009 N 1181 "О мерах по реализации Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" реструктуризация задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и списание этих пеней и штрафов в 2010 году осуществляется в соответствии с порядком и условиями проведения реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и списания этих пеней и штрафов, которые предусмотрены Постановлением от 10.12.2009 N 995.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Общество является организаций оборонно-промышленного комплекса, исполнителем государственного оборонного заказа и включено в перечень стратегических предприятий.
Из материалов дела видно, что Общество выполнило все условия и представило в Инспекцию все необходимые документы, предусмотренные Постановлением от 10.12.2009 N 995, которые явились основанием для принятия налоговым органом решения от 19.01.2010 N1/2010 о реструктуризации задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом на сумму задолженности по пеням в размере 60 377 996 руб. 37 коп.
Не опровергается налоговым органом и то обстоятельство, что задолженность заявителя по налогам и сборам, на которую начислены реструктурированные пени, также подлежала реструктуризации в соответствии с Постановлением от 10.12.2009 N 995, если бы не была погашена Обществом самостоятельно до принятия решения от 19.01.2010 N 1/2010 о реструктуризации задолженности по пеням. Не оспаривается Инспекцией и тот факт, что в 2009 - 2010 годах все текущие налоговые платежи в федеральный бюджет уплачивались Обществом в полном объеме, и у этой организации отсутствовала задолженности по уплате процентов, начисленных в соответствии с решением о реструктуризации.
Поскольку пунктом 9 Постановления от 10.12.2009 N 995 возникновение у организации права на списание реструктурированных пеней поставлено в прямую зависимость от полного погашения задолженности по налогам и сборам, на которую они начислены, налогоплательщик, самостоятельно предпринявший меры к погашению задолженности по налогам и сборам до момента ее реструктуризации, не может быть лишен права на списание реструктурированных пеней при выполнении им иных условий, предусмотренных этой правовой нормой.
Иное означало бы, что при прочих равных условиях налогоплательщики, не имеющие перед федеральным бюджетом задолженности по налогам и сборам, оказались бы в худшем правовом и экономическом положении, чем налогоплательщики, имеющие такую задолженность.
Таким образом, следует признать, что суды первой и апелляционной инстанции правомерно удовлетворили заявленные Обществом требования о признании отказа налогового органа в списании реструктурированной задолженности Общества по пеням, изложенном в оспариваемом письме от 07.04.2011 N 07-10-08/07106, недействительным и об обязании Инспекции принять решение о списании указанных пеней в сумме 60 377 996 руб. 37 коп.
Доводы налогового органа, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, им дана правильная правовая оценка, поэтому они не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств, нормы материального и процессуального права применены верно, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.08.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2011 по делу N А56-24251/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.