Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Кудина А.Г., Самсоновой Л.А.,
при участии помощника прокурора Санкт-Петербурга Кузнецовой Я.В., от пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия Румянцева И.В. (доверенность от 14.06.2011 N 21/103/31/2613), от общества с ограниченной ответственностью "Костомукшская строительная компания" директора Птахина А.Ю. и представителя Ковалева Н.В. (доверенность от 07.12.2011 N 10/302),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Костомукшская строительная компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.07.2011 (судья Подкопаев А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 (судьи Шульга Л.А., Есипова О.И., Фокина Е.А.) по делу N А26-4009/2011,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Костомукшская строительная компания", место нахождения: 186930, Республика Карелия, город Костомукша, шоссе Горняков, дом 90, ОГРН 1021000880075 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Пограничному управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Управление) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 16.03.2011 N 21/103/1/1133, в выдаче разрешения на ведение хозяйственной деятельности в кварталах Ладвозерского лесничества и выдаче пропусков для лиц и транспортных средств.
Протокольным определением от 18.07.2011 суд удовлетворил ходатайство Прокуратуры Республики Карелия о вступлении в дело согласно части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 20.07.2011, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011, Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы, представители Управления и прокуратуры просили оставить судебные акты без изменения.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 31.01.2011 обратилось в Управление с ходатайством о выдаче коллективного пропуска для въезда (прохода) в пограничную зону Карелии - Ладвозерское лесничество кварталы 124, 137-138, 148-152 сроком пребывания с 01.02.2011 по 31.12.2011. К ходатайству Общество приложило следующие документы: заявление от 20.01.2011 на получение разрешения на хозяйственную деятельность - проведения работ по заготовке леса (время проведения работ - с 01.02.2011 по 31.12.2011); список участников на проведение работ по лесоустройству к заявлению на получение разрешения для работ в погранзоне от 20.01.2011, сведения о старшем группы от 20.01.2011; схему расположения и границ лесного участка.
Письмом от 16.03.2011 N 21/103/1/1133 Управление отказало Обществу в выдаче пропусков для въезда (прохода) в пограничную зону на основании пунктов 1.4 и 1.8 приказа Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 10.09.2007 N 458 "Об утверждении Правил пограничного режима", а также в выдаче разрешения на проведение работ, мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы на основании пункта 2.7 названного Приказа.
Считая отказ в выдаче разрешения и пропусков, изложенный в письме от 16.03.2011, незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 18 Закона от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон N 4730-1) особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водными ресурсами, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, осуществляются на основании разрешения, а в остальной части - с уведомлением пограничных органов. Разрешение на проведение работы, мероприятия или уведомление о проведении работы, мероприятия, кроме вопросов, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона, включает определение места, времени проведения, количества участников, лица, ответственного за их проведение. Для регулярных работ, мероприятий могут устанавливаться постоянные места их проведения.
Статьей 17 Закона N 4730-1 установлено, что въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.
Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 10.09.2007 N 458 утверждены Правила пограничного режима (далее - Правила), которыми установлены, в том числе, правила въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне, а также правила хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1.4 Правил граждане или организации направляют в целях получения коллективных пропусков - ходатайства (приложение 5) с приложением трех экземпляров именных списков групп граждан, организованно въезжающих (проходящих) в пограничную зону (не менее двух человек), в которых указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства (пребывания) граждан, серия, номер, дата и место выдачи документа, удостоверяющего личность гражданина. Именные списки групп граждан, организованно въезжающих (проходящих) в пограничную зону, подписываются руководителями и скрепляются печатью организаций.
Пунктом 1.8 Правил установлено, что гражданам или организациям, направившим заявление или ходатайство, может быть отказано в выдаче пропусков или въезд (проход) в пограничную зону может быть перенесен на более поздний срок по следующим основаниям: указание в заявлении или ходатайстве неполной информации либо сообщение в нем заведомо ложных сведений (подпункт "а"); нарушение требований, предусмотренных пунктом 1.4 Правил (подпункт "б").
В силу пункта 2.1 Правил хозяйственная, промысловая и иная деятельность в пограничной зоне в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы на суше осуществляется на основании разрешения пограничных управлений ФСБ России или подразделений пограничных управлений ФСБ России.
Согласно пункту 2.2 Правил для получения разрешения на проведение работы, мероприятия, содержание и выпас скота в пределах пятикилометровой полосы местности, на островах или до рубежа инженерно-технических сооружений граждане, имеющие право на въезд (проход) в пограничную зону по документам, удостоверяющим личность, или организации, расположенные в пограничной зоне, не менее чем за 5 суток до начала проведения работы, мероприятия направляют в пограничное управление ФСБ России или в подразделение пограничного управления ФСБ России заявление на получение разрешения на хозяйственную, промысловую и иную деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий, содержание и выпас скота в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы Российской Федерации на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов и на островах на указанных водных объектах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности. Другие категории граждан и организаций заявление на получение разрешения на проведение работы, мероприятия прилагают к заявлению или ходатайству, направляемому в порядке, установленном пунктом 1.4 Правил.
Этим же пунктом Правил установлено, что разрешение на проведение работы, мероприятия выдается: гражданам, имеющим право на въезд (проход) в пограничную зону по документам, удостоверяющим личность, или организациям, расположенным в пограничной зоне, - на срок, необходимый для проведения работы, мероприятия, но не более чем на 6 месяцев. При необходимости дальнейшего проведения работы, мероприятия разрешение на их проведение выдается в установленном в настоящем пункте порядке; другим категориям граждан и организаций - на срок действия пропуска.
В соответствии с пунктом 2.7 Правил гражданам или организациям, направившим заявление на получение разрешения на проведение работы, мероприятия, может быть отказано в выдаче указанного разрешения или работы, мероприятия могут быть перенесены на более поздний срок, в частности в связи с указанием в заявлении на получение разрешения на проведение работы, мероприятия неполной информации либо сообщение в нем заведомо ложных сведений (подпункт "а"), а также нарушением требований, предусмотренных пунктами 2.2-2.4 Правил (подпункт "б").
Из материалов дела видно, что Общество направило в Управление ходатайство о выдаче коллективного пропуска для въезда (прохода) в пограничную зону Карелии - Ладвозерское лесничество кварталы 124, 137-138, 148-152 с целью проведения заготовки леса в названных кварталах, к которому приложило заявление на получение разрешения на проведение работ и список участников на проведение работ по лесоустройству.
Между тем судами установлено, что в нарушение требований пункта 1.4 Правил к ходатайству о выдаче коллективного пропуска для въезда (прохода) в погранзону был приложен только один экземпляр именного списка граждан, к тому же в нем отсутствовали сведения о месте жительства (пребывания) граждан, что в силу подпункта "б" пункта 1.8 Правил является основанием для отказа в выдаче пропусков для въезда в пограничную зону.
В кассационной жалобе Общество не оспаривает наличие оснований для отказа в выдаче коллективного пропуска, однако полагает, что Управление незаконно отказало ему в выдаче разрешения на проведение работ в пограничной зоне, так как оно составлено в полном соответствии с законом и содержит все необходимые сведения.
Кассационная инстанция считает данный довод необоснованным ввиду следующего.
Согласно Приложению N 7 к Правилам в заявлении на получение разрешения на хозяйственную деятельность должно быть указано количество участников согласно прилагаемому списку.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что в направленном Обществом в Управление заявлении на получение разрешения на хозяйственную деятельность указано количество участников - 22 человека, в то время как список содержит 23 участника, то есть заявление содержит неполную информацию о составе участников на проведение работ.
При таких обстоятельствах правильным является вывод судов о том, что Управление правомерно на основании подпункта "а" пункта 2.7 Правил отказало Обществу в выдаче разрешения на проведение работ.
Довод подателя жалобы о том, что оспариваемый отказ Управления, выраженный в письме от 16.03.2011 N 21/103/1/1133, не содержит никаких оснований для отказа, а только имеет ссылки на некоторые пункты Правил, подлежит отклонению, поскольку Правила не устанавливают каких-либо требований к форме и содержанию отказа в выдаче коллективных пропусков и разрешений на проведение работ.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.07.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 по делу N А26-4009/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Костомукшская строительная компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.