Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Клириковой Т.В.,
рассмотрев 12.03.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медвежьегорский леспромхоз" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.05.2011 (судья Кришталь Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2011 (судьи Горбик В.М., Мельникова Н.А., Полубехина Н.С.) по делу N А26-582/2011,
установил
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24; ОГРН 1071001000828 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Медвежьегорский леспромхоз", место нахождения: 186300, Республика Карелия, Медвежьегорский р-н, г. Медвежьегорск, Заводская ул., д. 3; ОГРН 1021001010029 (далее - ООО "Медвежьегорский леспромхоз", Общество) о взыскании 174 955 руб. 15 коп. неустойки, начисленной в соответствии с пунктом 5.4 договоров аренды лесного участка от 25.12.2008 N 87-з и N 88-з (далее - Договоры N 87-з и N 88-з).
Решением от 24.05.2011 суд удовлетворил требования Министерства частично. Суд взыскал с Общества в пользу Министерства 155 942 руб. 15 коп. неустойки по Договорам N 87-з и N 88-з. В удовлетворении остальной части иска отказано. Также с ООО "Медвежьегорский леспромхоз" в доход федерального бюджета взыскано 5678 руб. 26 коп. государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции.
Постановлением от 29.11.2011 апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить принятые судебные акты. Податель жалобы считает, что поскольку в соответствии с пунктом 4.4.18 Договора N 87-з закреплена обязанность Общества производить сдачу делянок именно Министерству, то, соответственно, только Министерство вправе составлять акты приемки лесосек, делать замеры и начислять Обществу предусмотренную договором неустойку, а не Государственное учреждение Республики Карелия "Медвежьегорское центральное лесничество" (далее - Учреждение). Общество считает, что истцом не доказаны исковые требования по размеру: не представлен расчет взыскиваемой суммы, который ответчик мог бы проверить. ООО "Медвежьегорский леспромхоз" считает, что на делянке оставлены порубочные остатки, а не деловая древесина. По мнению ответчика, истец не доказал объемы нарушений и размер неустойки, поскольку не представил документы, подтверждающие поверку качества измерительных приборов.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Министерство лесного комплекса Республики Карелия (после преобразования на основании постановления Правительства Республики Карелии от 04.09.2010 N 177-П - Министерство; арендодатель) и Общество (арендатор) 25.12.2008 заключили Договоры N 87-з и N 88-з, в соответствии с которым Министерство предоставило Обществу во временное владение и пользование для заготовки древесины лесные участки площадью 414 632 га и 24 739 га, являющиеся частями земельных участков с кадастровыми номерами 10:00:00 00 00:045 и 10:00:00 00 00:032 соответственно, расположенные в Медвежьегорском и Онежском кадастровых районах, в том числе в кварталах 184, 185 Северного (Толвуйского по лесоустройству) участкового лесничества, квартале 18 Великонивского участкового лесничества, квартале 176 Лобского участкового лесничества.
В соответствии с пунктами 3.1 и 3.4 Договоров N 87-з и N 88-з установлено, что пользование лесным участком осуществляется на основании лесной декларации и в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия, действующими нормативно-техническими документами, утвержденными органами государственной власти в области лесных отношений.
Согласно пункту 4.4.2 Договоров N 87-з и N 88-з Общество обязалось не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Общество 16.12.2008 подало лесную декларацию об использовании леса с целью заготовки древесины на предоставленных в аренду лесных участках.
Должностными лицами Учреждения проведена приемка лесосек в кварталах 184, 185 Северного (Толвуйского по лесоустройству) участкового лесничества, квартале 18 Великонивского участкового лесничества, квартале 176 Лобского участкового лесничества.
В ходе приемки лесосек 14.05.2010, 18.05.2010, 19.05.2010, 30.07.2010 лесничие выявили нарушения лесохозяйственных требований, предъявляемых к осуществлению использования лесов, а именно, оставление не вывезенной в установленный срок древесины; оставление недорубов в виде компактных участков леса; оставление недорубов в виде куртин или отдельных деревьев; несоблюдение способов и сроков очистки мест рубок от порубочных остатков, о чем 14.05.2010, 18.05.2010, 19.05.2010, 30.07.2010 составлены акты приемки лесосек (освидетельствования мест рубок).
Подпунктом "г" пункта 5.4 Договора установлено, что за оставление недорубов (за исключением компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки) Общество выплачивает Министерству неустойку в размере двукратной стоимости оставленной на корню древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 5.4 Договора за оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставленные отсрочки) древесины на лесосеках, в местах производства работ при расчистке площадей под лесные склады, трассы лесовозных дорог, постройки, сооружения и установки, а также аварийной древесины вдоль лесовозных дорог на срок более 1 месяца Общество выплачивает Министерству неустойку в размере трехкратной стоимости не вывезенной в срок или оставленной аварийной древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов. Древесина считается вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам, расположенным около сплавных путей, железных и автомобильных дорог, к местам переработки, установкам и приспособлениям, к складам, расположенным около лесных дорог и иным пунктам временного хранения, оформленным в установленном порядке.
Министерство в претензионных письмах от 28.07.2010 N 1506, 1507, от 19.08.2010 N 1686, от 03.08.2010 N 1561 предложило Обществу уплатить 174 955 руб. 15 коп. неустойки.
Поскольку Общество в добровольном порядке неустойку не уплатило, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск частично, посчитав, что заявленные истцом требования являются правомерными и обоснованными в части взыскания 155 942 руб. 15 коп. Суды пришли к вводу о неисполнении ответчиком обязательств по договору.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Правила заготовки древесины утверждены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184 (действовавших в проверяемый период) (далее - Правила).
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что рубка лесных насаждений, хранение и вывоз древесины с каждой лесосеки осуществляется в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации, в которой предусматривается рубка лесных насаждений на данной лесосеке, или с даты заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
Древесина считается вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам, расположенным около сплавных путей, железных и автомобильных дорог, к местам для переработки, установкам и приспособлениям, а также к складам, расположенным около лесных дорог.
В силу пункта 8 Правил при заготовке древесины запрещается оставление деревьев, предназначенных для рубки, - недорубов (за исключением оставления на лесосеках компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки).
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
На основании материалов дела суды пришли к выводу о ненадлежащем исполнении ответчиком обязательств по Договорам N 87-з и N 88-з и нарушении установленных правил использования лесов, что подтверждается актами приемки лесосек от 14.05.2010, 18.05.2010, 19.05.2010, ведомостями перечета, ведомостями материально-денежной оценки лесосек (том 1, листы 11-36).
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что требование истца о взыскании договорной неустойки основано на положениях статьи 330 ГК РФ, подтверждено расчетом, произведенным в соответствии с пунктом 5.4 Договоров N 87-з и N 88-з и постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
При этом суды на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Карелия от 24.12.2010 по делу N А26-9672/2010, учитывая положения части 2 статьи 69 АПК РФ, пришли к выводу о необоснованности начисления 19 013 руб. неустойки за несоблюдение способов и сроков очистки от порубочных остатков делянки 2 выдел 9 квартала 18 Великонивского участкового лесничества (акт приемки лесосек от 30.07.2010).
Податель жалобы считает, что поскольку в соответствии с пунктом 4.4.18 Договора N 87-з закреплена обязанность Общества производить сдачу делянок именно Министерству, то, соответственно, только Министерство вправе составлять акты приемки лесосек, делать замеры и начислять Обществу предусмотренную договором неустойку, а не Учреждение.
Кассационная инстанция считает это утверждение несостоятельным, поскольку, как правильно указали суды, данный довод опровергается представленными в материалы дела доверенностями на представление интересов Министерства (том 1, листы 189 - 193), в соответствии с которыми лесничие были вправе осуществлять от имени Министерства в рассматриваемый период приемку лесных участков после окончания лицами, использующими леса, деятельности по заготовке древесины на конкретной площади лесного фонда (лесосеке, делянке).
ООО "Медвежьегорский леспромхоз" считает, что на делянке оставлены порубочные остатки, а не деловая древесина.
Между тем суды указали на то, что в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ доказательства в обоснование своих возражений по предъявленному иску ответчик в материалы дела не представил. Суды из актов приемки лесосек (освидетельствования мест рубок) установили, что при проведении приемки лесосек возражения по факту выявленных нарушений представителями ООО "Медвежьегорский леспромхоз" не заявлялись. При этом в актах приемки лесосек и перечетных ведомостях к ним указано на оставление древесины в виде обломков и обрезков, а не порубочных остатков. Из ведомостей перечета усматривается, что диаметр не вывезенных обломков и обрезков составляет не менее 8 см. Исходя из системного анализа положений постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (таблица 1) и пункта 61 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184, указанная древесина не может быть отнесена к порубочным остаткам.
Утверждение ответчика о том, что истец не доказал объемы нарушений и размер неустойки, поскольку не представил документы, подтверждающие поверку качества измерительных приборов, отклоняется.
В данном случае суды установили, что Договорами и действующим законодательством не предусмотрено указание в актах приемки лесосек сведений об измерительных приборах, применяемых в ходе приемки лесосек, и их сертификации. Иного Обществом не доказано.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам и в силу части 2 статьи 287 АПК РФ не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела правильно применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.05.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2011 по делу N А26-582/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медвежьегорский леспромхоз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.