Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Кирилловой И.И., Тарасюка И.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Юлия" Кица А.С. (доверенность от 16.01.2012), от администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области Киршенмана Е.Н. (доверенность от 27.12.2011),
рассмотрев 15.03.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юлия" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2011 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2011 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-15537/2011,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Юлия", место нахождения: 188643, Ленинградская область, город Всеволожск, Ленинградская улица, дом 22, ОГРН 1024700561269 (далее - ООО "Юлия"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, место нахождения: 188643, Ленинградская область, город Всеволожск, Колтушское шоссе, дом 138, ОГРН 1064703000911 (далее - Администрация), принять решение о предварительном согласовании заявителю места размещения объекта строительства, утверждающее акт выбора земельного участка предполагаемой площадью 2 320 кв.м, испрашиваемого ООО "Юлия" для проведения инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования с целью размещения боулинг-клуба по адресу: город Всеволожск, Ленинградская улица, напротив дома N 16, корпус 1 (у пересечения Ленинградской улицы и переулка Олениных), а также об обязании Администрации принять решение о предварительном согласовании места размещения указанного объекта строительства, утверждающее акт выбора земельного участка, и направить копию такого решения и утвержденный акт выбора земельного участка заявителю, принять решение об утверждении границ испрашиваемого земельного участка и принять решение о заключении с ООО "Юлия" договора аренды земельного участка на срок не менее одного года и направить заявителю для согласования проект этого договора.
Решением от 14.09.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.12.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Юлия", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение от 14.09.2011 и постановление от 22.12.2011 отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ООО "Юлия" поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Администрации возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением межведомственной земельной комиссии муниципального округа "Всеволожский муниципальный район "Ленинградской области" (далее - МЗК), утвержденным постановлением главы Администрации от 22.06.2009 N 1203 по заявлению ООО "Юлия" принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении в аренду на срок до 1 года земельного участка площадью 2 320 кв.м, находящегося по адресу: Ленинградская область, город Всеволожск, Ленинградская улица, напротив дома N 16, корпус 1 (пересечение Ленинградской улицы и переулка Олениных), для проведения инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования боулинг-клуба по указанному адресу. Также принято решение о заключении инвестиционного договора.
Администрация, администрация муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Муниципалитет) и ООО "Юлия" заключили инвестиционный договор от 11.08.2010 N 48/1.8.2-03, по условиям которого Администрация и Муниципалитет в установленном порядке осуществляют предоставление на праве аренды земельного участка площадью 2 320 кв.м, находящегося по адресу: Ленинградская область, город Всеволожск, Ленинградская улица, напротив дома N 16, корпус 1 (пересечение улицы Ленинградской и переулка Олениных), в целях реализации инвестиционного проекта по строительству боулинг-клуба.
Согласно протоколу заседания МЗК, утвержденного постановлением главы Администрации от 19.07.2010 N 1295 принято решение об опубликовании информации о предоставлении земельного участка и при отсутствии других заявлений подтвердить решение МЗК о предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении ООО "Юлия" земельного участка в аренду.
В газете "Всеволожские вести" от 13.08.2010 опубликовано сообщение Администрации о решении предоставить в аренду указанный земельный участок.
Из протокола заседания МЗК, утвержденного постановлением главы Администрации от 27.09.2010 N 2039, усматривается, что принято решение о выставлении на торги права аренды на срок до 1 года земельного участка.
В письме от 14.01.2011 Администрация сообщила ООО "Юлия" о том, что в связи с поступлением второго заявления о предоставлении земельного участка после опубликования информации, принято решение о выставлении на торги права аренды испрашиваемого земельного участка с возмещением ООО "Юлия" затрат по инвестиционному договору.
Полагая, что Администрация обязана предварительно согласовать место размещения объекта, утвердить границы испрашиваемого земельного участка и предоставить его в аренду заявителю, ООО "Юлия" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, полагает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене или изменению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлена обязанность органов местного самоуправления городских или сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Так, в газете "Всеволожские вести" от 13.08.2010 было опубликовано сообщение Администрации о предоставлении в аренду спорного земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, Администрация отказала ООО "Юлия" в предварительном согласовании места размещения объекта и заключении договора аренды испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что после опубликования сообщения о предоставлении земельного участка в аренду в Администрацию поступила еще одна заявка.
Кассационная инстанция считает правильным вывод судов о том, что при наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги. Проведение торгов в этом случае не противоречит статьям 30 и 31 Земельного кодекса, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает возможность заинтересованных лиц подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже если им известно о наличии иных претендентов. Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 названного Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2011 по делу N А56-72106/2010 ООО "Юлия" отказано в признании недействительными решения МЗК от 22.09.2010 N 37 и постановление главы Администрации от 27.09.2010 N 2039, которым утвержден протокол заседания МЗК, в части выставления на торги права аренды земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку отказ Администрации в предварительном согласовании места размещения объекта и заключении договора аренды до проведения торгов не противоречит действующему законодательству, суды законно и обоснованно отказали ООО "Юлия" в признании отказа Администрации незаконным.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2011 по делу N А56-15537/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юлия" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
И.И. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.