г. Санкт-Петербург |
|
22 декабря 2011 г. |
Дело N А56-15537/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2011 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Суюнчалиевой С.Ю. (до перерыва), Коросташовым А.А. (после перерыва)
при участии:
от заявителя: представителя по доверенности от 11.01.2011 г.. Кица А.С.
от ответчика: представителя по доверенности от 07.04.2011 г.. Киршенмана Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19083/2011) ООО "Юлия" (ИНН 4703001580, ОГРН 1024700561269)
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2011 г. по делу N А56-15537/2011 (судья Воробьева Ю.В.), принятое
по заявлению ООО "Юлия"
к Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области
о признании незаконным бездействия
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Юлия" (ОГРН 1024700561269, место нахождения: 188643, Ленинградская область, Всеволожский район, г. Всеволожск, ул. Ленинградская, д. 22) (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Администрация) в принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства, утверждающего Акт выбора земельного участка (предполагаемая площадь участка 2 320 кв.м), испрашиваемого Обществом для проведения инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования с целью размещения боулинг-клуба по адресу: г. Всеволожск, ул. Ленинградская, напротив дома N 16, корп.1 (у пересечения ул. Ленинградская и пер. Олениных) на территории МО "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, направлении копии указанного решения и утвержденного акта выбора указанного земельного участка Обществу и обязании Администрацию в месячный срок с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу:
- принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта строительства (боулинг-клуб), утверждающее Акт выбора земельного участка (предполагаемая площадь участка 2 320 кв.м.), испрашиваемого Обществом для проведения инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования с целью размещения боулинг-клуба по адресу: г. Всеволожск, ул. Ленинградская, напротив дома N 16, корп.1 (у пересечения ул. Ленинградская и пер. Олениных) на территории МО "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области и направить копию указанного решения и утвержденный акт выбора указанного земельного участка Обществу;
- принять решение об утверждении проекта границ земельного участка, испрашиваемого Обществом для проведения инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования с целью размещения боулинг-клуба по адресу: г. Всеволожск, ул. Ленинградская, напротив дома N 16, корп.1 (у пересечения ул. Ленинградская и пер. Олениных) на территории МО "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области и направить Обществу утвержденный проект границ указанного земельного участка;
- принять постановление о заключении с Обществом договора аренды земельного участка площадью 2 320 (Две тысячи триста двадцать) кв.м., расположенного по адресу: г. Всеволожск, ул. Ленинградская, напротив дома N 16, корп.1 (у пересечения ул. Ленинградская и пер. Олениных), испрашиваемого Обществом для проведения инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования с целью размещения боулинг-клуба, на срок не менее 1 года, и направить Обществу для согласования договор аренды указанного земельного участка.
Решением от 14.09.2011 г.. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе, поданной Обществом, заявитель, ссылаясь на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушение норм процессуального права просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя, суду первой инстанции надлежало определить в рамках какой процедуры, исходя из представленных сторонами в материалы дела доказательств, должно было осуществляться предоставление земельного участка Обществу: в порядке п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ (без предварительного согласования мест размещения объекта), или в порядке п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ (с предварительным согласованием места размещения объекта). Податель жалобы оспаривает вывод суда о том, что отсутствие сформированного, индивидуализированного и зарегистрированного в установленном порядке спорного земельного участка не препятствует выставлению указанного земельного участка на торги. Кроме того, Общество считает, что суд не дал надлежащую оценку всем имеющимся в деле доказательствам.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложенные в ней доводы отклонила, считая жалобу необоснованной, а решение принятым в соответствии с нормами действующего законодательства.
В судебном заседании представитель Общества апелляционную жалобу поддержал, доводы жалобы подтвердил, а представитель Администрации возражал против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, 27.05.2009 г.. Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта строительства - боулинг-клуба, планируемого к строительству на земельном участке общей площадью 2 320 кв.м, расположенном по адресу: Ленинградская область, г. Всеволожск, Ш-й микрорайон, ул. Ленинградская, напротив дома N 16, корпус 1 (пересечение ул. Ленинградской и пер. Олениных) и предоставлении указанного земельного участка в аренду сроком на 3 года на период проведения инженерных изысканий, проектирования и строительства боулинг-клуба с последующим предоставлением в собственность указанного земельного участка по окончании строительства.
Протоколом заседания межведомственной земельной комиссии (далее - МЗК) N 23 от 17.06.2009, утвержденным Постановлением Главы Администрации N 1203 от 22.06.2009, Обществу согласована возможность предоставления спорного земельного участка в аренду и предписано заключить с Обществом инвестиционный договор.
Протоколом заседания МЗК N 27 от 14.07.2010, утвержденным Постановлением Главы Администрации N 1295 от 19.07.2010, Администрация решила опубликовать информацию о предоставлении спорного земельного участка при отсутствии других заявлений.
13.08.2010 Администрация опубликовала в газете "Всеволожские вести" N 58 информацию о предоставлении спорного земельного участка в аренду сроком до 1 года.
Протоколом заседания МЗК N 37 от 22.09.2010, утвержденным Постановлением Главы Администрации N 2039 от 27.09.2010, Администрация решила выставить на торги право аренды спорного земельного участка на срок до 1 года между двумя юридическими лицами, подавшими заявки.
14.12.2010 Общество обратилось в Администрацию с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка.
Письмом от 14.01.2011 N 5955/01-15 Администрация отказала в утверждении акта выбора земельного участка в связи с принятием решения о выставлении на торги права аренды спорного земельного участка.
Посчитав указанные действия Администрации не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ предусмотрено право гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, обратиться в исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В таком заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
По правилам п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений п.3 ст. 31 Земельного кодекса РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный кодекса РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Вместе с тем порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, указанным кодексом не урегулирован.
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным ст. 31 Земельного кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п. 11 ст. 1 Земельного кодекса РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Поскольку после публикации сообщения в Администрацию поступила заявка от другого юридического лица, которая исследовалась судом первой инстанции, Администрация правомерна отказала Обществу в утверждении акта выбора земельного участка в связи с необходимостью проведения торгов на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка.
Данная правовая позиция является общеобязательной при рассмотрении такого рода дел в силу разъяснений, содержащихся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.09.2010 г.. N 4224/10.
Ссылка подателя жалобы о том, что Администрация при неоконченной процедуре предоставления земельного участка заявителю с предварительным согласованием места размещения объекта строительства инициировала процедуру предоставления земельного через торги противоречит указанной общеобязательной правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.
Судом полно и всесторонне исследованы и оценены все имеющиеся доказательства, на основании которых установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом при рассмотрении дела и разрешения спора не допущено.
Остальные доводы жалобы не влияют на законность и обоснованность принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2011 г.. по делу N А56-15537/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-15537/2011
Истец: ООО "Юлия"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области