В соответствии с Положением о системе управления муниципальными программами в администрации Свободненского района, утвержденным постановлением Администрации Свободненского района от 21.05.2024 N 253,
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу Свободненского района "Развитие транспортной системы Свободненского района".
2. Установить, что мероприятия муниципальной программы "Развитие транспортной системы Свободненского района", утвержденной постановлением администрации Свободненского района от 07.11.2016 N 341, реализованные до 31 декабря 2024 года, являются I этапом реализации муниципальной программы.
3. Признать утратившими силу постановления администрации Свободненского района от 07.11.2016 N 341, 01.11.2017 N 969, от 27.03.2020 N 109, от 23.10.2020 N 486, от 16.12.2021 N 261, от 11.10.2021 N 484, от 07.02.2022 N 59, от 19.10.2022 N 652, от 23.01.2023 N 35, от 19.05.2023 N 265, от 11.10.2023 N 698, от 02.02.2024 N 57, от 23.08.2024 N 448.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2025 года.
5. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в сетевом издании - "Официальный бюллетень органов местного самоуправления Свободненского района" (http://svobregionadm.ru) и размещению на официальном сайте администрации Свободненского района (htpp://svobregion.amurobl.ru).
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации района В.В. Ячного.
Глава администрации |
Э.С. Агафонова |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
администрации Свободненского района
от 15 ноября 2024 г. N 630
Муниципальная программа
Свободненского района "Развитие транспортной системы Свободненского района"
1. Стратегические приоритеты и цели муниципальной программы Свободненского района "Развитие транспортной системы Свободненского района"
1.1. Оценка текущего состояния транспорта и дорожного хозяйства в Свободненском районе
Транспорт как инфраструктурная отрасль обеспечивает базовые условия жизнедеятельности и развития государства и общества.
В последние годы значительно возросла системообразующая роль транспорта и повысилась взаимосвязь задач его развития с приоритетами социально-экономических преобразований Свободненского района.
Свободненский район обладает мощным ресурсным потенциалом. На его территории размещается Амурский газоперерабатывающий завод (далее ГПЗ) одно из крупнейших предприятий в мире по переработке природного газа. Реализация такого масштабного проекта в области переработки не имеет аналогов в истории российской газовой отрасли. Завод является важным звеном технологической цепочки поставок природного газа в Китай по газопроводу "Сила Сибири".
Географическое положение Свободненского района уникально и в высочайшей мере способствует развитию мощного транспортного комплекса. Территория Свободненского района, расположенная в Амурской области, имеет площадь 696,438 км. Свободненский район включает в себя 15 администраций сельских поселений, муниципальное образование Свободненский район. На территории района расположено 42 населенных пункта.
На конец 2023 года транспортная сеть Свободненского района включала:
- протяженность эксплуатационной длины железнодорожного пути 44,1 км.;
- протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности муниципального образования Свободненский район 261,6 км.
1.1.1. Дорожное хозяйство
Автомобильные дороги общего пользования местного значения являются важнейшей составной частью транспортной системы Свободненского района. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог общего пользования местного значения, обеспечивающих связь между различными точками сельских поселений, а также выход на дорожную сеть региона, во многом зависит решение задач по достижении устойчивого экономического роста, улучшению условий для предпринимательской деятельности и повышению уровня жизни населения. Развитие дорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития Свободненского района и обеспечивать потребность в перевозках в соответствии с ростом автопарка.
В настоящее время 62 км автомобильных дорог общего пользования местного значения не соответствует нормативным требованиям транспортно-эксплуатационных характеристик.
Одними из основных причин несоответствия технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения современным условиям являются ежегодно накапливающийся "недоремонт" существующей сети автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также недостаточная степень ее развития.
Основными сооружениями и оборудованием, повышающими безопасность дорожного движения на местных дорогах, являются автобусные остановки и линии освещения. Приоритетным является обустройство остановок и освещения на школьных маршрутах. В течение 2022 - 2024 г.г. было обустроено 23 автобусные остановки на школьных маршрутах, в 2025 году планируется обустроить еще 4 остановки.
1.1.2. Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт занимает ведущее место в обеспечении транспортного обслуживания населения Свободненского района.
В целях оказания качественных и охватывающих практически все населенные пункты Свободненского района транспортными услугами было создано МУП Свободненского района "Районные перевозки". Предприятием обеспечивается транспортная доступность населения Свободненского района по 9 межмуниципальным маршрутам, протяженностью 1068,8 км., между 34 поселениями района. Кроме того, МУП осуществляет услуги по перевозке обучающихся до образовательных организаций Свободненского района. В сентябре 2024 года МУП Свободненского района "Районные перевозки" преобразовано в муниципальное автономное учреждение "Районные перевозки". Услуги оказываются по 11 маршрутам осуществляется 78 рейсов, ежедневно перевозится 436 детей, протяженность маршрутов 78 км, 245 дней подвоза в год.
Парк автотранспортной техники в 2024 году составлял:
автобусы, задействованные в межмуниципальных маршрутах |
12 шт. |
автобусы, задействованные в подвозе обучающихся до образовательных учреждений района |
23 шт. |
специальная техника: |
|
1. Машина коммунальная МК.03 на базе трактора "БЕЛАРУСЬ" 82.1" - 2021 г. 2. Экскаватор одноковшовый ЭО-2202 - 2021 г. 3. Автогрейдер ГС-18.05-20-2021 г. |
1 шт.
1 шт. 1 шт. |
Автобусами МАО "Районные перевозки", осуществляющими регулярные перевозки пассажиров на коммерческой основе по открытым в установленном порядке автобусным маршрутам общего пользования, в первом полугодии 2024 года перевезено 115697 человек, что на 2,9% больше аналогичного показателя 2023 г.
1.2. Описание приоритетов и целей в сфере реализации муниципальной программы
Приоритеты и цели в сфере реализации настоящей муниципальной программы, а также механизмы их достижения определены следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и перспективу до 2036 года";
2) государственная программа Амурской области "Развитие транспортной системы", утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2023 N 796 (далее - государственная программа Амурской области "Развитие транспортной системы");
3) Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р (далее - Единый план по достижению национальных целей);
4) Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р (далее - Транспортная стратегия Российской Федерации);
5) Стратегией социально-экономического развития Свободненского района на период до 2030 года, утвержденной решением Свободненского районного Совета народных депутатов от 22.02.2019 N 11 (в редакции решения Свободненского районного Совета народных депутатов от 28.06.2024 N 49).
Приоритеты в сфере реализации настоящей муниципальной программы взаимосвязаны с приоритетами государственной программы Амурской области "Развитие транспортной системы": развитие транспортной системы, обеспечение ее безопасного функционирования, повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий, развитие пассажирского транспорта общего пользования, включая обновление подвижного состава, увеличение пропускной способности и параметров автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Основным источником формирования дорожного фонда администрации района являются средства областного бюджета в виде субсидий бюджетам муниципальных образований в соответствии с:
Порядком предоставления и распределения субсидии бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходов по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и сооружений на них;
Порядком предоставления и распределения субсидии бюджетам муниципальных образований на обустройство остановок для школьных маршрутов, а также освещение улично-дорожной сети населенных пунктов Амурской области;
Порядком предоставления и распределения субсидии бюджетам муниципальных образований на оказание поддержки, связанной с организацией транспортного обслуживания населения.
Установлены следующие цели настоящей муниципальной программы:
цель 1 "Доведение доли автомобильных дорог местного значения, соответствующих нормативным требованиям, до 46% к 2030 году";
цель 2 "Повышение доступности качественных транспортных услуг для обеспечения транспортной подвижности населения на уровне 450 пасс.-км на 1 жителя к 2030 году".
1.3. Задачи муниципального управления, способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере муниципального управления Свободненского района
Транспортной стратегией Российской Федерации и Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года N 309 установлены ключевые положения, предусматривающие обеспечение социально-экономического развития малых и средних городов, а также сельских территорий, создание комфортной среды для проживания граждан во всех населенных пунктах страны, развитие эффективной транспортной инфраструктуры и транспортной связанности страны.
Для достижения целей настоящей муниципальной программы обозначены следующие задачи:
1. Увеличение доли автомобильных дорог местного значения, соответствующих нормативным требованиям.
В рамках задачи запланированы следующие мероприятия:
1) капитальные вложения в объекты муниципальной собственности;
2) ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения;
3) обеспечение содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения;
4) обеспечение транспортной безопасности объектов дорожного хозяйства.
2. Увеличение транспортной подвижности населения Свободненского района.
В рамках задачи запланированы следующие мероприятия:
1) обеспечение организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на межмуниципальных маршрутах;
2) осуществление переданных государственных полномочий Амурской области по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом;
3) оснащение транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров, находящихся в собственности муниципального образования, навигационным оборудованием ГЛАНАСС, цифровыми устройствами контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографами), техническими средствами обеспечения транспортной безопасности).
1.4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями
Реализация настоящей муниципальной программы направлена на решение следующих задач целевого показателя "Обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов" национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни", определенной Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года N 309 и Единым планом по достижению национальных целей:
1) повышение качества дорожной сети, в том числе уличной сети, городских агломераций, ликвидация "узких" мест на автомобильных дорогах регионального и (или) межмуниципального значения;
2) "умная" организация дорожного движения, включая развитие интеллектуальных транспортных систем, что позволит эффективно управлять трафиком, снижая перегруженность дорог и минимизируя задержки в движении;
3) применение новых технологий и нового регулирования при строительстве дорог, в том числе через пересмотр СНИП, ГОСТ и иных нормативных документов с целью повышения долговечности и снижения удельных затрат при выполнении дорожных работ, применение технологии информационного моделирования (BIM), расширение практики использования контрактов жизненного цикла в данной сфере.
1.5. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития Свободненского района в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Свободненского района и с иными региональными (отраслевыми) стратегиями
Реализация настоящей муниципальной программы направлена на решение следующих задач Стратегии социально-экономического развития Свободненского района:
1) создать условия для модернизации транспортной сферы, в том числе с привлечением цифровых технологий;
2) увеличить долю автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, развить транспортную логистику между муниципальными образованиями, имеющими агломерационные связи.
Решение указанных задач позволит достичь показателя "Доля дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующая нормативам" приоритета "Развитие городской среды и повышение экологической безопасности" Стратегии социально-экономического развития Свободненского района.
2. Паспорт муниципальной программы Свободненского района "Развитие транспортной системы Свободненского района"
1. Основные положения
Куратор муниципальной программы |
Ячный Валентин Васильевич - первый заместитель главы администрации района |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Матвеев Роман Михайлович начальник отдела жизнеобеспечения администрации Свободненского района |
Период реализации муниципальной программы |
Этап I: 2017 - 2024 годы. Этап II: 2025 - 2030 годы |
Цели муниципальной программы |
Цель 1 "Доведение доли автомобильных дорог местного значения, соответствующих нормативным требованиям, до 46% к 2030 году" |
Цель 2 "Повышение доступности качественных транспортных услуг для обеспечения транспортной подвижности населения на уровне 450 пасс.-км на 1 жителя к 2030 году" | |
Направления (подпрограммы) муниципальной программы |
Направление (подпрограмма) 1 "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Свободненского района". Направление (подпрограмма) 2 "Транспортное обслуживание пассажирских перевозок" |
Объемы финансового обеспечения за весь период реализации |
Этап I: 307912,5 тыс. рублей. Этап II: 325861,7 тыс. рублей |
Связь с национальными целями развития Российской Федерации/государственной программой Российской Федерации |
Национальная цель "Комфортная и безопасная среда для жизни", целевой показатель национальной цели "Доведение доли автомобильных дорог местного значения, соответствующих нормативным требованиям, до 46% к 2030 году" |
2. Показатели муниципальной программы
N п/п |
Наименование показателя |
Уровень показателя |
Признак возрастания/убывания |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Базовое значение |
Значение показателя по годам |
Документ |
Ответственный за достижение показателя |
Связь с показателями национальных целей |
Признак реализуется муниципальным образованием |
Информационная система |
||||||
значение |
год |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
1. Цель муниципальной программы "Доведение доли автомобильных дорог местного значения, соответствующих нормативным требованиям, до 46% к 2030 году" | |||||||||||||||||
1 |
Доля автомобильных дорог местного значения, соответствующих нормативным требованиям |
МП |
Возрастание |
Процент |
24,2 |
2023 |
27,8 |
31,4 |
35,0 |
38,6 |
42,2 |
46,0 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы"; Единый план по достижению национальных целей |
Матвеев Роман Михайлович - начальник отдела жизнеобеспечения администрации Свободненского района |
Обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов |
Да |
- |
2. Цель муниципальной программы "Повышение доступности качественных транспортных услуг для обеспечения транспортной подвижности населения на уровне 450 пасс.-км на 1 жителя к 2030 году" | |||||||||||||||||
2. |
Пассажирооборот общественного транспорта Свободненского района |
МП |
Возрастание |
пасс.-км |
415,0 |
2023 |
420,0 |
422,0 |
425,0 |
440,0 |
450,0 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы" |
Матвеев Роман Михайлович - начальник отдела жизнеобеспечения администрации Свободненского района |
- |
Нет |
- |
3. План достижения показателей муниципальной программы в 2025 году
N п/п |
Цели/показатели муниципальной программы |
Уровень показателя |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Плановые значения по месяцам |
На конец 2025 года |
||||||||||
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
1. |
"Доведение доли автомобильных дорог местного значения, соответствующих нормативным требованиям, до 46% к 2030 году" |
||||||||||||||
1.1. |
Доля автомобильных дорог местного значения, соответствующих нормативным требованиям |
МП |
Процент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27,8 |
2. |
"Повышение доступности качественных транспортных услуг для обеспечения транспортной подвижности населения на уровне 450,0 пасс.-км на 1 жителя к 2030 году" |
||||||||||||||
2.1. |
Пассажирооборот общественного транспорта Свободненского района |
МП |
Пасс.-км |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
422,0 |
4. Структура муниципальной программы
N п/п |
Показатели/задачи структурного элемента |
Описание ожидаемых эффектов от реализации задачи структурного элемента |
Связь с показателями |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Направление (подпрограмма) 1 "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Свободненского района" |
||
1.1. |
Проект Свободненского района "Местная дорожная сеть" (Ячный Валентин Васильевич - куратор) |
||
|
Ответственный за реализацию: Отдел жизнеобеспечения района (Матвеев Роман Михайлович - начальник отдела жизнеобеспечения администрации Свободненского района) |
Срок реализации: 2025 - 2030 годы |
|
1.1.1. |
Прирост автомобильных дорог местного значения, соответствующих нормативным требованиям |
Увеличение протяженности автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения, соответствующих нормативным требованиям |
Доля дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям |
2.2. |
Комплекс процессных мероприятий "Содержание автомобильных дорог местного значения Свободненского района" |
||
|
Ответственный за реализацию: Отдел жизнеобеспечения района (Матвеев Роман Михайлович - начальник отдела жизнеобеспечения администрации Свободненского района) |
|
|
3. |
Направление (подпрограмма) 2 "Транспортное обслуживание пассажирских перевозок" |
||
3.1. |
Комплекс процессных мероприятий "Транспортное обслуживание пассажирских перевозок" |
||
|
Ответственный за реализацию: Отдел жизнеобеспечения района (Матвеев Роман Михайлович - начальник отдела жизнеобеспечения администрации Свободненского района) |
|
5. Финансовое обеспечение муниципальной программы
Наименование муниципальной программы, структурного элемента/источник финансового обеспечения |
Объем финансового обеспечения по годам реализации, тыс. рублей |
||||||
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
всего |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Муниципальная программа Свободненского района "Развитие транспортной системы Свободненского района" (всего), в том числе: |
82324,9 |
83166,8 |
40092,5 |
40092,5 |
40092,5 |
40092,5 |
325861,7 |
Районный бюджет (всего), из них: |
82324,9 |
83166,8 |
40092,5 |
40092,5 |
40092,5 |
40092,5 |
325861,7 |
Областной бюджет |
61985,7 |
61985,7 |
11985,7 |
11985,7 |
11985,7 |
11985,7 |
171914,2 |
Местный бюджет |
20339,2 |
21181,1 |
28106,8 |
28106,8 |
28106,8 |
28106,8 |
153947,5 |
Межбюджетные трансферты |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Направление (подпрограмма) "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Свободненского района" |
73979,6 |
74821,5 |
31747,2 |
31747,2 |
31747,2 |
31747,2 |
275789,9 |
Районный бюджет (всего), из них: |
73979,6 |
74821,5 |
31747,2 |
31747,2 |
31747,2 |
31747,2 |
275789,9 |
Областной бюджет |
60778,4 |
60778,4 |
10778,4 |
10778,4 |
10778,4 |
10778,4 |
164670,4 |
Местный бюджет |
13201,2 |
14043,1 |
20968,8 |
20968,8 |
20968,8 |
20968,8 |
111119,5 |
Межбюджетные трансферты |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Проект Свободненского района "Местная дорожная сеть" |
73979,6 |
74821,5 |
31747,2 |
31747,2 |
31747,2 |
31747,2 |
275789,9 |
Районный бюджет (всего), из них: |
73979,6 |
74821,5 |
31747,2 |
31747,2 |
31747,2 |
31747,2 |
275789,9 |
Областной бюджет |
60778,4 |
60778,4 |
10778,4 |
10778,4 |
10778,4 |
10778,4 |
164670,4 |
Местный бюджет |
13201,2 |
14043,1 |
20968,8 |
20968,8 |
20968,8 |
20968,8 |
111119,5 |
Межбюджетные трансферты |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
КПМ "Содержание автомобильных дорог местного значения Свободненского района" |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Районный бюджет (всего), из них: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Межбюджетные трансферты |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Направление (подпрограмма) "Транспортное обслуживание пассажирских перевозок" |
8345,3 |
8345,3 |
8345,3 |
8345,3 |
8345,3 |
8345,3 |
50071,8 |
Районный бюджет (всего), из них: |
8345,3 |
8345,3 |
8345,3 |
8345,3 |
8345,3 |
8345,3 |
50071,8 |
Областной бюджет |
1207,3 |
1207,3 |
1207,3 |
1207,3 |
1207,3 |
1207,3 |
7243,8 |
Местный бюджет |
7138,0 |
7138,0 |
7138,0 |
7138,0 |
7138,0 |
7138,0 |
42828,0 |
Межбюджетные трансферты |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
КПМ "Транспортное обслуживание пассажирских перевозок" |
8345,3 |
8345,3 |
8345,3 |
8345,3 |
8345,3 |
8345,3 |
50071,8 |
Районный бюджет (всего), из них: |
8345,3 |
8345,3 |
8345,3 |
8345,3 |
8345,3 |
8345,3 |
50071,8 |
Областной бюджет |
1207,3 |
1207,3 |
1207,3 |
1207,3 |
1207,3 |
1207,3 |
7243,8 |
Местный бюджет |
7138,0 |
7138,0 |
7138,0 |
7138,0 |
7138,0 |
7138,0 |
42828,0 |
Межбюджетные трансферты |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3. Основные положения и финансовое обеспечение паспортов структурных элементов муниципальной программы
3.1. Паспорт проекта "Местная дорожная сеть"
1. Основные положения
Наименование проекта |
Местная дорожная сеть |
||
Краткое наименование проекта |
Дорожная сеть |
Срок реализации проекта: 2025 - 2030 годы |
|
Куратор проекта |
Ячный Валентин Васильевич |
Первый заместитель главы администрации района |
|
Руководитель проекта |
Матвеев Роман Михайлович |
Начальник отдела жизнеобеспечения администрации Свободненского района |
|
Администратор проекта |
Болбукова Виктория Александровна |
Консультант отдела жизнеобеспечения администрации Свободненского района |
|
Связь с муниципальными программами (комплексными программами) Российской Федерации (далее - муниципальные программы) |
1. |
Муниципальная программа |
Развитие транспортной системы Свободненского района |
Направление (подпрограмма) 1 |
Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Свободненского района |
2. Финансовое обеспечение реализации проекта
N п/п |
Наименование результата и источники финансирования |
Объем финансового обеспечения по годам реализации (тыс. рублей) |
Всего (тыс. рублей) |
|||||
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Прирост автомобильных дорог местного значения соответствующих нормативным требованиям |
|||||||
1.1. |
Мероприятие (результат) Обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги" |
50000,0 |
50000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
100000,0 |
|
Районный бюджет всего, в том числе: |
50000,0 |
50000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
100000,0 |
|
Областной бюджет |
50000,0 |
50000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
100000,0 |
|
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Межбюджетные трансферты |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.2. |
Мероприятие (результат) Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения |
13151,2 |
13993,1 |
20918,8 |
20918,8 |
20918,8 |
20918,8 |
110819,5 |
|
Районный бюджет всего, в том числе: |
13151,2 |
13993,1 |
20918,8 |
20918,8 |
20918,8 |
20918,8 |
110819,5 |
|
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Местный бюджет |
13151,2 |
13993,1 |
20918,8 |
20918,8 |
20918,8 |
20918,8 |
110819,5 |
|
Межбюджетные трансферты |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.3. |
Мероприятие (результат) Осуществление муниципальными образованиями дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и сооружений на них |
10778,4 |
10778,4 |
10778,4 |
10778,4 |
10778,4 |
10778,4 |
64670,4 |
|
Районный бюджет всего, в том числе: |
10778,4 |
10778,4 |
10778,4 |
10778,4 |
10778,4 |
10778,4 |
64670,4 |
|
Областной бюджет |
10778,4 |
10778,4 |
10778,4 |
10778,4 |
10778,4 |
10778,4 |
64670,4 |
|
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Межбюджетные трансферты |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.4. |
Мероприятие (результат) Расходы на обустройство остановок для школьных маршрутов, а также освещение улично-дорожной сети пунктов Свободненского района |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Районный бюджет всего, в том числе: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Межбюджетные трансферты |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.5. |
Мероприятие (результат) Расходы на разработку проектно-сметной документации, ПОДД, КСОДД, проведение паспортизации автомобильных дорог, а также инструментальной диагностики на капитальный ремонт и приведение в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования местного значения и сооружений на них |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
300,0 |
|
Районный бюджет всего, в том числе: |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
300,0 |
|
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Местный бюджет |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
300,0 |
|
Межбюджетные трансферты |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.6. |
Мероприятие (результат) Расходы на ремонтно-восстановительные работы на искусственных сооружениях |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Районный бюджет всего, в том числе: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Межбюджетные трансферты |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3.2. Паспорт Комплекса процессных мероприятий "Содержание автомобильных дорог местного значения Свободненского района"
1. Основные положения
Краткое наименование проекта |
Развитие сети автомобильных дорог Свободненского района |
Срок реализации КПМ |
2025 |
2030 |
|
Куратор проекта |
Ячный Валентин Васильевич |
Первый заместитель главы администрации района |
|||
Руководитель проекта |
Матвеев Роман Михайлович |
Начальник отдела жизнеобеспечения администрации Свободненского района |
|||
Администратор проекта |
Болбукова Виктория Александровна |
Консультант отдела жизнеобеспечения администрации Свободненского района |
|||
Связь с муниципальными программами (комплексными программами) Российской Федерации и с государственными программами Амурской области (далее - государственные программы) |
1. |
Муниципальная программа |
Развитие транспортной системы Свободненского района |
||
Направление (подпрограмма) 1 |
Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Свободненского района |
2. Финансовое обеспечение реализации комплекса процессных мероприятий Свободненского района
N п/п |
Наименование мероприятия (результата) и источники финансирования |
Объем финансового обеспечения по годам реализации (тыс. рублей) |
Всего (тыс. рублей) |
|||||
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Содержание автомобильных дорог местного значения Свободненского района |
|||||||
1.1. |
Мероприятие (результат) "Расходы на обеспечение содержания автомобильных дорог местного значения в полном объеме" |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Районный бюджет всего, в том числе: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Межбюджетные трансферты |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.2. |
Мероприятие (результат) "Обеспечение транспортной безопасности объектов дорожного хозяйства" |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Районный бюджет всего, в том числе: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Межбюджетные трансферты |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3.3. Паспорт Комплекса процессных мероприятий "Транспортное обслуживание пассажирских перевозок"
1. Основные положения
Краткое наименование проекта |
Транспортное обслуживание пассажирских перевозок |
Срок реализации КПМ |
2025 |
2030 |
|
Куратор проекта |
Ячный Валентин Васильевич |
Первый заместитель главы администрации района |
|||
Руководитель проекта |
Матвеев Роман Михайлович |
Начальник отдела жизнеобеспечения администрации Свободненского района |
|||
Администратор проекта |
Болбукова Виктория Александровна |
Консультант отдела жизнеобеспечения администрации Свободненского района |
|||
Связь с муниципальными программами (комплексными программами) Российской Федерации и с государственными программами Амурской области (далее - государственные программы) |
1. |
Муниципальная программа |
Развитие транспортной системы Свободненского района |
||
Направление (подпрограмма) 2 |
Транспортное обслуживание пассажирских перевозок |
2. Финансовое обеспечение реализации комплекса процессных мероприятий Свободненского района
N п/п |
Наименование мероприятия (результата) и источники финансирования |
Объем финансового обеспечения по годам реализации (тыс. рублей) |
Всего (тыс. рублей) |
|||||
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Транспортное обслуживание пассажирских перевозок |
|||||||
1. |
Мероприятие (результат) Расходы на обеспечение организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на межмуниципальных маршрутах, всего, в том числе: |
7138,0 |
7138,0 |
7138,0 |
7138,0 |
7138,0 |
7138,0 |
42828,0 |
|
Районный бюджет всего, из них: |
7138,0 |
7138,0 |
7138,0 |
7138,0 |
7138,0 |
7138,0 |
42828,0 |
|
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Местный бюджет |
7138,0 |
7138,0 |
7138,0 |
7138,0 |
7138,0 |
7138,0 |
42828,0 |
|
Межбюджетные трансферты |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2. |
Мероприятие (результат) Осуществление переданных государственных полномочий Амурской области по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, всего, в том числе: |
1207,3 |
1207,3 |
1207,3 |
1207,3 |
1207,3 |
1207,3 |
7243,8 |
|
Районный бюджет всего, из них: |
1207,3 |
1207,3 |
1207,3 |
1207,3 |
1207,3 |
1207,3 |
7243,8 |
|
Областной бюджет |
1207,3 |
1207,3 |
1207,3 |
1207,3 |
1207,3 |
1207,3 |
7243,8 |
|
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Межбюджетные трансферты |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3. |
Мероприятие (результат) Расходы по оснащению транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров, находящихся в собственности муниципального образования, навигационным оборудованием ГЛОНАСС, цифровыми устройствами контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографами), техническими средствами обеспечения транспортной безопасности), всего, в том числе: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Районный бюджет всего, из них: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Межбюджетные трансферты |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Приложение N 1
к муниципальной программе
Порядок
предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований района на финансирование расходов по содержанию дорог местного значения
1. Настоящий Порядок определяет цели, условия, порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из районного бюджета бюджетам муниципальных образований на содержание дорог местного значения (далее - иной межбюджетный трансферт).
2. Главный распорядитель бюджетных средств - администрация Свободненского района (далее - главный распорядитель) предоставляет иной межбюджетный трансферт бюджетам муниципальных образований в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных решением о районном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, на соответствующие цели.
3. Иной межбюджетный трансферт предоставляется в целях финансирования расходных обязательств (мероприятий) муниципальных образований, связанных с содержанием дорог местного значения.
4. Условиями предоставления иного межбюджетного трансферта являются:
1) заключение муниципальными образованиями Свободненского района с администрацией Свободненского района соглашения в рамках мероприятий программы Развития транспортной системы Свободненского района до 01 февраля, основанных на содержании дорог местного значения;
2) наличие дорог местного значения.
5. Объем иного межбюджетного трансферта бюджету муниципального образования на финансирование расходов по содержанию дорог местного значения (С), определяется по формуле:
С = ФМЗ + СМПП,
где: ФМЗ - фонд финансового обеспечения материальных затрат на исполнение передаваемых полномочий;
СМПП - средства, передаваемые на финансирование мероприятий по исполнению передаваемых полномочий.
ФМЗ = ОМЗ Ч
K,
где: ОМЗ - объем средств на материальные затраты на одну штатную единицу в месяц составляют 100 рублей;
Ч - количество штатных единиц - 1.
К - количество месяцев, исполнения передаваемых полномочий - 12.
ФМЗ = 1001
12 = 1200,0 рублей = 1,2 тыс. руб.
СМПП - средства, передаваемые на финансирование мероприятий по исполнению передаваемых полномочий, определяются по формуле:
СМПП = ПАД / ОПАД СДФс,
где:
ПАД - протяженность автомобильных дорог сельсовета;
ОПАД - общая протяженность автомобильных дорог местного значения сельсоветов - 261,64 км;
СДФс - средства дорожного фонда на содержание автомобильных дорог местного значения Свободненского района на 2025 год составил 4500 тыс. руб.
Расчет средств, передаваемых сельсоветам на финансирование мероприятий по исполнению передаваемых полномочий ежегодно индексируется на индекс-дефлятор.
6. Распределение иного межбюджетного трансферта бюджетам муниципальных образований закрепляется приложением к решению о районном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
7. Предоставление иного межбюджетного трансферта осуществляется на основании Соглашения между главным распорядителем средств и муниципальным образованием района.
Соглашение должно содержать:
1) размер предоставляемого межбюджетного трансферта, порядок, условия и сроки ее перечисления в бюджет муниципального образования, а также объем (прогнозный объем) бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования на исполнение соответствующих расходных обязательств;
2) перечень мероприятий, в целях финансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт;
3) обязательства органа местного самоуправления муниципального образования по:
а) достижению результатов использования иного межбюджетного трансферта;
б) согласованию с главным распорядителем муниципальной программы, финансируемой за счет средств районного бюджета, и внесению в нее изменений, которые влекут изменения объемов финансирования и (или) показателей муниципальной программы и (или) изменение состава мероприятий, в целях финансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт;
в) возврату средств в районный бюджет в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка;
4) порядок осуществления контроля за выполнением органами местного самоуправления муниципального образования обязательств, предусмотренных Соглашением;
5) сроки, форму и порядок представления отчетности о выполнении обязательств, предусмотренных Соглашением, в том числе об осуществлении расходов бюджета муниципального образования, в целях финансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт;
6) указание органа муниципального образования, на который возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения со стороны муниципального образования и представлению отчетности;
7) ответственность сторон за нарушение условий Соглашения;
8) условие о вступлении в силу Соглашения.
8. Перечисление иного межбюджетного трансферта из районного бюджета осуществляется в установленном порядке на казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, открытый в Управлении Федерального казначейства по Амурской области, для последующего перечисления в бюджеты муниципальных образований.
9. Результатом использования иного межбюджетного трансферта является осуществление мероприятий по содержанию дорог местного значения.
10. Органы местного самоуправления муниципальных образований Свободненского района и их должностные лица:
1) обеспечивают целевое и эффективное использование иного межбюджетного трансферта, а также своевременность и достоверность представляемой отчетности;
2) несут ответственность за нарушение порядка и условий предоставления иного межбюджетного трансферта.
11. Главный распорядитель осуществляет:
1) контроль за целевым использованием иного межбюджетного трансферта;
2) ежегодную оценку эффективности использования иного межбюджетного трансферта на основании представленной органами местного самоуправления муниципальных образований отчетности.
12. Не использованные в текущем финансовом году иной межбюджетный трансферт подлежат возврату в доход районного бюджета и перераспределению в случаях:
1) отсутствия потребности муниципального образования в ином межбюджетном трансферте, что подтверждается соответствующим обращением органа местного самоуправления муниципального образования;
2) не устранения органом местного самоуправления муниципального образования нарушений, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, в срок, установленный главным распорядителем.
13. В случае увеличения в текущем финансовом году общего размера иного межбюджетного трансферта осуществляется дополнительное распределение иного межбюджетного трансферта.
14. Перераспределение (дополнительное распределение) иного межбюджетного трансферта бюджетам муниципальных образований обеспечивается главным распорядителем.
О предстоящем перераспределении (дополнительном распределении) главный распорядитель уведомляет органы местного самоуправления муниципальных образований не менее чем за 5 рабочих дней.
Изменения в утвержденное распределение иного межбюджетного трансферта вносятся путем внесения изменений в решение о районном бюджете.
15. В случае нарушения органом местного самоуправления муниципального образования условий и (или) порядка предоставления иного межбюджетного трансферта, в том числе предусмотренных Соглашением обязательств по представлению отчетности, главный распорядитель вправе приостановить перечисление иного межбюджетного трансферта до устранения указанных нарушений, направив органу местного самоуправления муниципального образования письменное уведомление с указанием допущенных нарушений и срока их устранения. При этом срок устранения нарушений не должен быть менее 5 рабочих дней со дня получения указанного уведомления.
16. Иной межбюджетный трансферт, использованный не по целевому назначению, подлежит взысканию в районный бюджет в порядке, установленном бюджетным законодательством.
Приложение N 2
к муниципальной программе
Порядок
предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований района на софинансирование расходов по ремонту дорог местного значения
1. Настоящий Порядок определяет цели, условия, порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из районного бюджета бюджетам муниципальных образований на ремонт дорог местного значения (далее - иной межбюджетный трансферт).
2. Главный распорядитель бюджетных средств - администрация Свободненского района (далее - главный распорядитель) предоставляет иной межбюджетный трансферт бюджетам муниципальных образований в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных решением о районном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, на соответствующие цели.
3. Иной межбюджетный трансферт предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств (мероприятий) муниципальных образований, связанных с ремонтом дорог местного значения.
4. Условиями предоставления иного межбюджетного трансферта являются:
1) заключение муниципальными образованиями Свободненского района с администрацией Свободненского района соглашения в рамках мероприятий программы Развития транспортной системы Свободненского района до 01 февраля, основанных на ремонт дорог местного значения;
2) наличие дорог местного значения;
3) наличие доходных источников для осуществления передаваемых полномочий в части ремонта дорог местного значения.
5. Объем иного межбюджетного трансферта бюджету муниципального образования на софинансирование расходов по ремонту дорог местного значения (С), определяется по формуле:
С = ФМЗ + СМПП,
где: ФМЗ - фонд финансового обеспечения материальных затрат на исполнение передаваемых полномочий;
СМПП - средства, передаваемые на финансирование мероприятий по исполнению передаваемых полномочий.
ФМЗ = ОМЗ Ч
K,
где: ОМЗ - объем средств на материальные затраты на одну штатную единицу в месяц составляют 100 рублей;
Ч - количество штатных единиц - 1.
К - количество месяцев, исполнения передаваемых полномочий - 12.
ФМЗ = 1001
12 = 1200,0 рублей = 1,2 тыс. руб.
СМПП - средства, передаваемые на софинансирование мероприятий по исполнению передаваемых полномочий, определяются по формуле:
СМПП = ПАД СТрем. 1 км,
где ПАД - протяженность автомобильных дорог сельсовета, подлежащих ремонту;
СТрем. 1 км. - стоимость ремонта 1 километра автомобильной дороги местного значения Свободненского района в соответствии со сметой.
6. Распределение иного межбюджетного трансферта бюджетам муниципальных образований закрепляется приложением к решению о районном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
7. Предоставление иного межбюджетного трансферта осуществляется на основании Соглашения между главным распорядителем средств и муниципальным образованием района.
Соглашение должно содержать:
1) размер предоставляемого межбюджетного трансферта, порядок, условия и сроки ее перечисления в бюджет муниципального образования, а также объем (прогнозный объем) бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования на исполнение соответствующих расходных обязательств;
2) перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт;
3) обязательства органа местного самоуправления муниципального образования по:
а) достижению результатов использования иного межбюджетного трансферта;
б) согласованию с главным распорядителем муниципальной программы, финансируемой за счет средств районного бюджета, и внесению в нее изменений, которые влекут изменения объемов финансирования и (или) показателей муниципальной программы и (или) изменение состава мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт;
в) возврату средств в районный бюджет в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка;
4) порядок осуществления контроля за выполнением органами местного самоуправления муниципального образования обязательств, предусмотренных Соглашением;
5) сроки, форму и порядок представления отчетности о выполнении обязательств, предусмотренных Соглашением, в том числе об осуществлении расходов бюджета муниципального образования, в целях финансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт;
6) указание органа муниципального образования, на который возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения со стороны муниципального образования и представлению отчетности;
7) ответственность сторон за нарушение условий Соглашения;
8) условие о вступлении в силу Соглашения.
8. Перечисление иного межбюджетного трансферта из районного бюджета осуществляется в установленном порядке на казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, открытый в Управлении Федерального казначейства по Амурской области, для последующего перечисления в бюджеты муниципальных образований.
9. Результатом использования иного межбюджетного трансферта является осуществление мероприятий по ремонту дорог местного значения.
10. Органы местного самоуправления Свободненского района и их должностные лица:
1) обеспечивают целевое и эффективное использование иного межбюджетного трансферта, а также своевременность и достоверность представляемой отчетности;
2) несут ответственность за нарушение порядка и условий предоставления иного межбюджетного трансферта.
11. Главный распорядитель осуществляет:
1) контроль за целевым использованием иного межбюджетного трансферта;
2) ежегодную оценку эффективности использования иного межбюджетного трансферта на основании представленной органами местного самоуправления муниципальных образований отчетности.
12. Не использованные в текущем финансовом году иной межбюджетный трансферт подлежат возврату в доход районного бюджета и перераспределению в случаях:
1) отсутствия потребности муниципального образования в ином межбюджетном трансферте, что подтверждается соответствующим обращением органа местного самоуправления муниципального образования;
2) не устранения органом местного самоуправления муниципального образования нарушений, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, в срок, установленный главным распорядителем.
13. В случае увеличения в текущем финансовом году общего размера иного межбюджетного трансферта осуществляется дополнительное распределение иного межбюджетного трансферта.
14. Перераспределение (дополнительное распределение) иного межбюджетного трансферта бюджетам муниципальных образований обеспечивается главным распорядителем.
О предстоящем перераспределении (дополнительном распределении) главный распорядитель уведомляет органы местного самоуправления муниципальных образований не менее чем за 5 рабочих дней.
Изменения в утвержденное распределение иного межбюджетного трансферта вносятся путем внесения изменений в решение о районном бюджете.
15. В случае нарушения органом местного самоуправления муниципального образования условий и (или) порядка предоставления иного межбюджетного трансферта, в том числе предусмотренных Соглашением обязательств по представлению отчетности, главный распорядитель вправе приостановить перечисление иного межбюджетного трансферта до устранения указанных нарушений, направив органу местного самоуправления муниципального образования письменное уведомление с указанием допущенных нарушений и срока их устранения. При этом срок устранения нарушений не должен быть менее 5 рабочих дней со дня получения указанного уведомления.
16. Иной межбюджетный трансферт, использованный не по целевому назначению, подлежит взысканию в районный бюджет в порядке, установленном бюджетным законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Свободненского района Амурской области от 15 ноября 2024 г. N 630 "Об утверждении муниципальной программы Свободненского района "Развитие транспортной системы Свободненского района"
Вступает в силу с 1 января 2025 г.
Опубликование:
сетевое издание "Официальный бюллетень органов местного самоуправления Свободненского района" http://svobregionadm.ru, 21 ноября 2024 г.