Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Кирейковой Г.Г., Серовой В.К.,
рассмотрев 19.03.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.09.2011 (судья Распопин М.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011 (судьи Махова Ю.В., Журавлев А.В., Рогатенко Л.Н.) по делу N А05-6657/2011,
установил
Открытое акционерное общество "Архангельские электрические сети", место нахождения: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, д. 101, оф. 311, ОГРН 1092901009332 (далее - ОАО "Архангельские электрические сети"), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском (с учетом уточнения) к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", место нахождения: 194223, Санкт-Петербург, ул. Курчатова, д. 1, ОГРН 1047855175785, (далее - ОАО "МРСК"), о взыскании 12 966 008 руб. 43 коп., в том числе 12 868 688 руб. 97 коп. неосновательного обогащения и 97 319 руб. 46 коп. процентов за период с 07.07.2011 по 09.08.2011.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено агентство по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство).
Решением от 08.09.2011, оставленным без изменения постановлением от 12.12.2011, иск удовлетворен.
ОАО "МРСК" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, считая их незаконными и необоснованными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Архангельские электрические сети" направило в адрес ОАО "МРСК" проект договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2011 N 1, в котором был оговорен порядок возмещения расходов по содержанию электрических сетей. Данный договор ответчик не подписал и не возвратил истцу.
ОАО "Архангельские электрические сети" направило ОАО "МРСК" 29.06.2011 акт от 31.05.2011 N 14 оказания услуг по передаче электрической энергии, а также счет-фактуру от 31.05.2011 N 14 на сумму 12 868 688 руб. 97 коп.
ОАО "МРСК" не оплатило услуги по передаче электрической энергии, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды, удовлетворяя иск, исходили из его обоснованности по праву и по размеру.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, пришел к следующему.
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
По положениям пункта 8 Правил N 861 в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (далее - смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III названных Правил.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 34 Правил N 861 по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ОАО "Архангельские электрические сети" и ОАО "МРСК" являются смежными сетевыми организациями, осуществляющими деятельность по передаче и распределению электрической энергии на территории Архангельской области. Отсутствие договора между ними не освобождает от оплаты фактически оказанных услуг.
Суды также установили, что переток электроэнергии осуществлялся от ОАО "МРСК" к истцу и далее конечным потребителям. При этом оплата электроэнергии потребителями с учетом установленных тарифов производилась не в адрес истца, а в адрес ответчика через гарантирующего поставщика - открытое акционерное общество "Архангельская сбытовая компания" (далее - ОАО "АСК").
Таким образом, довод подателя жалобы о том, что услуги по передаче электрической энергии оказывает ОАО "МРСК", а не наоборот, был предметом рассмотрения судами и правомерно ими отклонен, так как установлено, что в данном случае ОАО "МРСК" оказывает услуги ОАО "АСК" по передаче электрической энергии потребителям, используя электрические сети истца и получая плату от ОАО "АСК".
Постановлением Агентства от 28.12.2010 N 70-э/4 на территории Архангельской области с 01.01.2011 введены единые (котловые) тарифы.
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 17.06.2011 N 38-э/13 (далее - Постановление N 38-э/13) установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, введенные в действие с 01.05.2011, и установлена ставка за содержание электрических сетей в размере 646 836 руб. 81 коп./МВт.мес. Данная ставка облагается налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 18% и составляет 763 267 руб. 44 коп./МВт.мес.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Суды сделали правильный вывод о том, что ОАО "МРСК", использовав в спорный период сети истца для передачи электрической энергии, несет обязанность оплатить такое использование.
Довод ОАО "МРСК" о применении присоединенной (заявленной) мощности был предметом исследования и оценки судами и правомерно ими отклонен.
Пунктом 34 Правил N 861 предусмотрено, что услуга по передаче электрической энергии предоставляется в пределах величины присоединенной (заявленной) мощности.
Согласно пункту 2 Правил N 861 "заявленная мощность" - предельная величина потребляемой в текущий период регулирования мощности, определенная соглашением между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.
Заявленная мощность сторонами не согласована.
На основании пункта 42 Правил N 861 расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с названным разделом договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку (далее - НВВ) данной организации.
В информационном письме Федеральной службы по тарифам от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12 "О введении котлового метода расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии" (далее - письмо ФСТ России от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12) определено, что во исполнение положений статьи 42 Правил N 861 ФСТ России разработаны изменения и дополнения в Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), которые предусматривают порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии котловым методом. Изменения и дополнения утверждены приказом ФСТ России от 31.12.2009 N 558-э/1.
Согласно письму ФСТ России от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12 в целях обеспечения каждой сетевой организации средствами в размере ее НВВ необходимо обеспечить перераспределение полученных по единому (котловому) тарифу средств между сетевыми организациями в соответствии с названными Методическими указаниями.
На основании пункта 49 Методических указаний индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов каждой пары смежных сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и НВВ (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать НВВ данной организации.
В пункте 52 Методических указаний предусмотрен расчет индивидуальных тарифов путем определения двух ставок, а именно: ставки на содержание электрических сетей; ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии. При этом базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации. Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.
Судами установлено, что ОАО "МРСК" по отношению к ОАО "Архангельские электрические сети" является "держателем котла", то есть непосредственным получателем средств от ОАО "АСК", осуществляющего приобретение энергии для последующей ее перепродажи потребителям.
ОАО "АСК" (гарантирующий поставщик), применяя единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области, рассчитывается за услуги по передаче электроэнергии с территориальными сетевыми организациями, к сетям которых присоединены потребители, в том числе с истцом и ответчиком, в соответствии с моделью "котел снизу", то есть каждый потребитель или гарантирующий поставщик оплачивает передачу по котловому (единому) тарифу той сетевой компании, к которой присоединены его (потребителя) энергопринимающие устройства.
Котловые (единые) тарифы в соответствии с разделом VII Методических указаний устанавливаются различными для каждого уровня напряжения (ВН, СН1, СН2, НН) и для населения, и для приравненных к нему потребителей. При этом возникает ситуация, когда в зависимости от того, какая группа потребителей присоединена к сетям соответствующей сетевой компании (население, прочие потребители), НВВ некоторых сетевых организаций может быть недостаточной или, наоборот, избыточной за счет оплаты по котловому (единому) тарифу.
Избыток (недостаток) средств НВВ сетевых компаний компенсируется органом регулирования через установление индивидуальных тарифов межсетевого взаимодействия.
В информационном письме ФСТ России от 28.12.2009 N ЕП-9412/12 "Об оплате заявленной мощности" указано на то, что действующим законодательством не предусмотрено, какая мощность должна быть использована при расчете оплаты по договору оказания услуг по передаче электрической энергии в отсутствие согласованной сторонами заявленной мощности. При несогласовании величины заявленной мощности по договору оказания услуг по передаче электрической энергии для расчетов по договору с целью обеспечения территориальной сетевой организации НВВ целесообразно использовать величину мощности, учтенную регулирующим органом при утверждении тарифа.
Поскольку законодательством не предусмотрено, какая мощность в этом случае должна приниматься во внимание при расчете платы за услуги по передаче электрической энергии, суды пришли к обоснованному выводу о том, что при взаимном оказании услуг сетевыми организациями должна применяться величина заявленной мощности, согласованная в приложении к протоколу от 28.12.2010 N 70 заседания коллегии Агентства, которым мощность для взаимного оказания услуг между сетевыми организациями определена в размере 16,86 МВт.
Таким образом, требование о взыскании неосновательного обогащения в связи с неоплатой услуг по передаче электрической энергии (содержание сетей), сумма которого определена истцом исходя из размера мощности 16,86 МВт, обоснованно удовлетворено судами.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, был рассмотрен и исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки сделанных судами выводов у кассационной инстанции в силу статей 286 и 287 АПК РФ не имеется.
Поскольку при рассмотрении спора судами первой и апелляционной инстанций нормы материального права применены правильно и нормы процессуального права не нарушены, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.09.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011 по делу N А05-6657/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.