Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А.,
судей Корабухиной Л.И. и Пастуховой М.В.,
рассмотрев 26.03.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 04.10.2011 (судья Докшина А.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 (судьи Пестерева О.Ю., Виноградова Т.В., Тарасова О.А.) по делу N А13-5490/2011,
установил
открытое акционерное общество "Сбербанк России" место нахождения: 117997, Москва, улица Вавилова, ОГРН 1027700132195 (далее - банк), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области ОГРН 1043500289898 (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 22.03.2011 N 05/30-Ю/Л о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее - Управление) от 23.05.2011 N 14-09/005929@.
Постановлением апелляционного суда от 15.12.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение и постановление, ссылаясь на неправильное применение судами пункта 1 статьи 86 и статьи 106 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, 24.03.2010 филиал ОАО "Сбербанк России" - Череповецкое отделение N 1950 (далее - отделение банка) открыл индивидуальному предпринимателю, осуществляющему деятельность без образования юридического лица, Пятиной Галине Борисовне рублевый расчетный счет.
Согласно пункту 1 статьи 86 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2010 году), банк обязан сообщить об открытии или о закрытии счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета в электронном виде устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма сообщения банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Сообщение об открытии счета сформировано и отправлено банком в электронном виде 25.03.2010.
Согласно квитанции от 26.03.2010 сообщение не принято налоговым органом в связи с тем, что файл не расшифрован по причине ошибки "ключ не найден (или искажен)".
Отделение банка 05.04.2010 повторно направило электронное сообщение об открытии счета, которое принято инспекцией без ошибок, что подтверждается распечаткой мониторинга обмена сообщениями.
Посчитав, что отделение банка нарушило установленный пунктом 1 статьи 86 НК РФ пятидневный срок для направления сообщения об открытии счета клиента, инспекцией был составлен акт от 31.08.2010 N 05/30-Ю/Л об обнаружении налогового правонарушения и вынесено решение от 22.03.2011 N 05/30-Ю/Л о привлечении банка к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 132 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 40 000 рублей.
Банк обратился с жалобой в Управление, которое решением от 23.05.2011 N 14-09/005929@ снизило сумму штрафа до 20 000 рублей с учетом установленных смягчающих ответственность обстоятельств.
Удовлетворяя заявленные банком требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в действиях банка вины в совершенном налоговом правонарушении.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов с учетом следующего.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций правильно применены следующие нормативные акты.
Приказом Федеральной налоговой службы России от 13.12.2006 N САЭ-3-09/861@ утверждены формы сообщений банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета, а Центральным банком Российской Федерации 07.09.2007 N 311-П утверждено Положение о порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета (далее - Положение N 311-П).
В рассматриваемом случае на электронное сообщение от 25.03.2010 отделение банка получило от уполномоченного налогового органа квитанцию о непринятии электронного сообщения (листы дела 18 и 69). В квитанции о непринятии электронного сообщения банка от 26.03.2010 указан код ошибки - "201", который в соответствии с приложением N 6 к Положению N 311-П означает, что файл не расшифровался. Также в данной квитанции имеется ссылка на ошибку "6 - ключ не найден (или искажен)".
Инспекция в решении от 22.03.2011 N 05/30-Ю/Л указала, что поскольку файл направленного банком сообщения об открытии спорного счета не расшифровался, следовательно банком ненадлежащим образом исполнил обязанность по правильному формированию файла сообщения, что привело к несвоевременному сообщению в налоговый орган об открытии счета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 132 НК РФ несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, влечет взыскание 40 000 руб. штрафа.
На основании пункта 1.1 Положения N 311-П банк формирует сообщение электронном виде об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета клиента по формам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, которое снабжается кодом аутентификации (далее - КА) банка, используемым для установления подлинности и целостности электронного сообщения и идентификации его отправителя в процессе передачи (далее - электронное сообщение).
В соответствии с пунктом 1 приложения N 8 к Положению N 311-П ключ шифрования представляет собой уникальные данные, используемые при зашифровывании и расшифровывании электронного сообщения. Владелец ключа КА или ключа шифрования - уполномоченный налоговый орган, банк, территориальное учреждение, чей ключ КА или ключ шифрования зарегистрирован в регистрационном центре, функционирующем в Банке России. В силу пунктов 5 и 8 приложения N 8 к Положению N 311-П ключ шифрования, предназначенный для обеспечения защиты информации при ее передаче по каналам связи, предоставляется владельцу ключей регистрационным центром. Получение ключа шифрования оформляется актом. Управление ключами КА и ключами шифрования осуществляется регистрационным центром и регламентируется в порядке, предусмотренном Банком России.
Положением N 311-П установлен следующий порядок представления сведений об открытии счета в электронном виде следующий.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения N 311-П банк формирует сообщение в электронном виде об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета клиента по установленной форме, которое снабжается кодом аутентификации банка, используемым для установления подлинности и целостности электронного сообщения и идентификации его отправителя в процессе передачи.
При каждом открытии (закрытии) или изменении реквизитов счета клиента банк формирует отдельное электронное сообщение (пункт 1.3 названного Положения).
Из пунктов 1.4 и 1.5 Положения N 311-П следует, что из электронных сообщений, сформированных в течение рабочего дня, с помощью программы архиватора ARJ32 банк формирует транспортный файл. Структура наименования и размер транспортного файла банка приведены в приложении 2 к Положению. Транспортный файл банка снабжается кодом аутентификации банка и направляется в тот же рабочий день, когда он сформирован, по каналам связи или на магнитном носителе в территориальное учреждение для последующей доставки электронных сообщений, включенных в транспортный файл банка, через Главный Центр информатизации Банка России в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных. Транспортные файлы банков, принятые в течение рабочего дня, распаковываются территориальным учреждением с помощью программы архиватора ARJ32. Из всех электронных сообщений, полученных в результате распаковывания транспортных файлов банков, территориальное учреждение формирует сводный архивный файл, который впоследствии передается территориальным учреждением в Главный Центр информатизации Банка России по каналам связи, используемым в Банке России для передачи статистической информации. Полученные от территориального учреждения сводные архивные файлы Главный Центр информатизации Банка России направляет в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных не позднее 18.00 по московскому времени рабочего дня, следующего за днем их получения от территориального учреждения.
Из изложенного не следует, что возникающие ошибки при расшифровывании файла могут быть связаны только с ненадлежащими действиями банка. Напротив, отсутствие у налогового органа необходимого ключа шифрования для расшифровывания электронного сообщения, как следует из приведенных норм Положения N 311-П, не обусловлено поведением банка, поскольку предоставление и управление ключами шифрования банками не осуществляется. Некорректная работа программного обеспечения налогового органа, в том числе возникающие проблемы при соотнесении поступивших электронных сообщений и имеющихся ключей шифрования, также может быть не связана с действиями банка при зашифровывании соответствующего файла.
В соответствии со статьей 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
При таких обстоятельствах суды сделали правомерный вывод недоказанности инспекцией вины банка в допущенном правонарушении.
Кассационная коллегия считает, что фактические обстоятельства дела установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в нем доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы инспекции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 04.10.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 по делу N А13-5490/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.