Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Фанасьева С.В., Сосниной О.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Герасимовой С.Е. (доверенность от 28.11.2011), от открытого акционерного общества "Апатит" Белозеровой С.А. (доверенность от 22.12.2010),
рассмотрев 11.04.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Апатит" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.04.2011 (Быкова Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2011 (судьи Глазков Е.Г., Слобожанина В.Б., Черемошкина В.В.) по делу N А42-122/2011,
установил
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Н. Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295 (далее - Дорога, ОАО "РЖД"), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к открытому акционерному обществу "Апатит", место нахождения: 184250, Мурманская обл., г. Кировск, Ленинградская ул., д. 1, ОГРН 1025100561012 (далее - Общество, ОАО "Апатит"), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 02.11.2010 N 5/108 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Общества (станция Юкспориок) при станции Титан Октябрьской железной дороги.
Дорога в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнила требования и просила утвердить в предложенной им редакции параграф 1, пункты 16.1.1, 16.2.1 параграфа 16, параграф 18, пункт 19.8 параграфа 19, параграф 22 и параграф 26 спорного договора.
Решением от 13.04.2011 требования Дороги удовлетворены частично: параграф 1, пункты 16.1.1, 16.2.1 параграфа 16, параграф 18, пункт 19.8 параграфа 19, параграф 22 приняты в редакции Дороги, параграф 26 изменен и изложен в следующей редакции: "Настоящий договор заключается сроком с 10.02.2011 по 31.12.2015. С момента вступления в силу настоящего договора прекращает свое действие договор N 5/217 от 09 ноября 2000 года. Настоящий договор составлен на семи листах в двух идентичных экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон". В остальной части в иске отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2011 решение от 13.04.2011 изменено в части изложения пункта 16.1.1 параграфа 16 договора от 02.11.2010 N 5/108.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. При этом Общество не согласно с судебными актами в части принятия в редакции Дороги параграфа 1, пунктов 16.1.1, 16.2.1 и параграфа 18 договора.
Податель жалобы указывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о принадлежности "подъездного пути к АО "Апатит" основаны на единственном документе - свидетельстве о государственной регистрации права собственности N 51-АВ 161051 подъездного пути к Обществу, которое не является допустимым доказательством по настоящему делу, поскольку другие документы подтверждают, что железнодорожный путь необщего пользования станции Юкспориок примыкает к станции Титан, а не к "подъездному пути к АО "Апатит".
Общество считает, что апелляционный суд, принимая пункт 16.1.1 договора в редакции Дороги, ошибочно применил пункт 2.7.6 Тарифного руководства N 3, принятого постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 "Об утверждении Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте" (далее - Тарифное руководство N 3), взимание платы по которому производится в случае, когда одна часть железнодорожного подъездного пути принадлежит Дороге, а другая - Обществу, в то время как у сторон спора отсутствует общий подъездной путь, а существуют два разных железнодорожных пути необщего пользования.
По мнению подателя жалобы, расстояние подачи и уборки вагонов в силу пункта 2.7.4 Тарифного руководства N 3 должно приниматься от стрелки примыкания железнодорожного подъездного пути, непосредственно примыкающего к путям железнодорожной станции, а не как указал суд апелляционной инстанции - от стрелки примыкания первого пути к станции (стрелочный перевод N 5, соединяющий станцию Титан и путь станции Юкспориок).
Общество настаивает на исключении из договора пункта 16.2.1, предусматривающего взимание платы за пользование вагонами и контейнерами, не принадлежащими перевозчику, поскольку в силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) данное условие может быть включено в спорный договор только при наличии согласия сторон, однако Общество отказывается его включить в текст договора.
В отзыве на кассационную жалобу Дорога просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, указывая, что выводы судов первой и апелляционной инстанции полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Относительно обжалования судебных актов в части принятия судом пункта 16.2.1 договора в редакции Дороги истец считает, что в суде кассационной инстанции исключена возможность проверки судебных актов, поскольку решение в этой части не обжаловалось в апелляционном порядке.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Дороги не согласился с ними.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является владельцем пути необщего пользования, расположенного на станции "Юкспориок", примыкающего стрелочным переводом N 72 к принадлежащему Дороге железнодорожному пути необщего пользования "Подъездной путь к ОАО "Апатит", который примыкает к пути общего пользования N 1 станции Титан Октябрьской железной дороги стрелочным переводом N 5.
На подъездной путь протяженностью 8761,47 м., инв. N 1868, расположенный по адресу: Мурманская обл., Кировский р-н, станция Титан - станция Юкспорйок и примыкающий к пути необщего пользования Общества, Дорога имеет свидетельство о государственной регистрации права N 51-АВ 161051.
С 01.05.2001 отношения сторон, связанные с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути Общества (подъездной путь станции Юкспориок), регулировались договором от 09.11.2000 N 5/217.
Поскольку в соответствии с абзацем 2 статьи 64 УЖТ РФ договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов заключаются не более чем на пять лет, Дорога направила Обществу проект договора от 02.11.2010 N 5/108 (т. д. 1, л. 30-36).
Общество, не согласившись с предложенной редакцией договора, 06.11.2010 направило Дороге протокол разногласий.
Стороны 30.12.2010 подписали дополнительное соглашение к договору N 5/217, по условиям которого до разрешения спорных вопросов, возникших при перезаключении договора N 5/217, продлить действие договора N 5/217 с 01.01.2011 по 09.02.2011.
Ввиду наличия у сторон разногласий по ряду пунктов договора, Дорога обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции утвердил спорные пункты договора в следующей редакции:
- параграф 1: "В соответствии с настоящим Договором локомотивом Владельца производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Владельцу (далее по тексту - "железнодорожный путь необщего пользования"), расположенного на станции Юкспориок ОАО "Апатит", примыкающего стрелочным переводом N 72 к принадлежащему ОАО "РЖД" железнодорожному пути необщего пользования "Подъездной путь к АО "Апатит", который непосредственно примыкает к пути N 1 станции Титан Октябрьской железной дороги (далее по тексту договора принимаем станция Титан) стрелочным переводом N 5";
- пункт 16.1.1 параграфа 16: "Ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется как сумма ежесуточной оплаты за работу локомотива при подаче и уборке, определяемой по таблице N 8 Тарифного руководства N 3 и ежесуточной оплаты за пользование железнодорожным путем необщего пользования, определяемой по таблице N 11 части 2 Тарифного руководства N 3, исходя из развернутой длины принадлежащего ОАО "РЖД" железнодорожного пути необщего пользования, используемого при подаче и уборке вагонов - 8761 п.м., с увеличением на коэффициент доплат к сборам и с учетом коэффициента индексации ставки на момент списания платежей.
В соответствии с пунктом 2.7.9 Тарифного руководства N 3 ставка сбора за подачу и уборку вагонов уменьшается на 7%";
- пункт 16.2.1 параграфа 16: "Плату за пользование вагонами, независимо от их принадлежности задержанными на промежуточных станциях в пути следования, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов, а также на железнодорожной станции Титан в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования, по причинам, зависящим от Владельца:
- за время задержки вагонов, принадлежащих Перевозчику, на железнодорожных промежуточных станциях в пути следования, а также на железнодорожной станции Титан плата за пользование вагонами взимается по ставкам таблицы N 9 Тарифного руководства N 2;
- за время задержки вагонов, не принадлежащих Перевозчику или арендованных у Перевозчика, на железнодорожных промежуточных станциях в пути следования, а также на железнодорожной станции Титан плата за пользование вагонами взимается в размере 50% от ставок, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2";
- параграф 18: "Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, составляет 20,7 км в оба конца, в том числе 3,2 км, принадлежащие Владельцу, 17,5 км, принадлежащие Перевозчику";
- пункт 19.8 параграфа 19: "Для обеспечения приема уведомлений о времени подачи вагонов и передачи уведомлений о готовности вагонов к уборке Владелец назначает ответственных лиц (с указанием их фамилий и номеров телефонов), которые Владелец в письменной форме сообщает начальнику станции Апатиты";
- параграф 22: "Односторонний отказ от исполнения настоящего Договора не допускается. Одностороннее изменение условий настоящего договора не допускается, кроме случаев, предусмотренных п. 19.1, параграфом 23 настоящего Договора";
- параграф 26: "Настоящий договор заключается сроком с 10.02.2011 года по 31.12.2015 года. С момента вступления в силу настоящего договора прекращает свое действие договор N 5/217 от 09 ноября 2000 года.
Настоящий договор составлен на семи листах в двух идентичных экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.
При перезаключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Апатит" (станция Юкспориок) при станции Титан Окт.ж.д. до разрешения спорных вопросов все отношения регулируются настоящим договором при наличии соответствующего соглашения сторон о продлении срока действия договора".
В остальной части суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции пункт 16.1.1 параграфа 16 договора N 5/108 изложил в следующей редакции:
"Ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется в соответствии с пунктом 2.7.1 Тарифного руководства N 3, в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы N 8 за расстояние подачи и уборки вагонов 3,2 км в оба конца по железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащему Владельцу, и по ставкам таблицы N 9 Тарифного руководства N 3 за расстояние подачи и уборки вагонов 17,5 км в оба конца по железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", с увеличением на коэффициент доплат к сборам и с учетом индексации ставки.
В соответствии с пунктом 2.7.9 Тарифного руководства N 3 ставка сбора за подачу и уборку вагонов уменьшается на 7%".
В остальной части решение от 13.04.2011 оставлено без изменения.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что разногласия сторон по существу касаются статуса пути необщего пользования Дороги и места его примыкания (стрелочный перевод N 5) к путям общего пользования станции Титан Октябрьской железной дороги.
Общество считает, что стрелочный перевод N 5, соединяющий станцию Титан и путь Титан-Юкспориок, является выходной стрелкой станции Титан, а не стрелкой примыкания железнодорожного подъездного пути, от которого согласно пункту 2.7.4 Тарифного руководства N 3 должно рассчитываться расстояние подачи и уборки вагонов Дорогой.
Позиция Дороги сводится к тому, что примыкание железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Апатит" происходит стрелочным переводом N 72 к принадлежащему ОАО "РЖД" железнодорожному пути необщего пользования "Подъездной путь к АО "Апатит", который непосредственно примыкает к пути N 1 станции Титан Октябрьской железной дороги стрелочным переводом N 5.
Суды первой и апелляционной инстанций согласились с позицией Дороги.
Суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что стрелкой примыкания железнодорожного подъездного пути, непосредственно примыкающего к железнодорожной станции Титан, от которого должно считаться расстояние подачи и уборки вагонов Дорогой, является стрелочный перевод N 5.
В материалы дела представлены документы, в том числе техническая документация (т.д. 2, л. 6-12, 13-16, 20-21), технический паспорт на объект недвижимости "Подъездной путь к АО "Апатит", технический паспорт железнодорожного пути необщего пользования Титан - Юкспориок, свидетельство о государственной регистрации права серия 51-АВ N 161051, Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования Титан - Юкспориок (подъездной путь к АО "Апатит"), подтверждающие, что стрелочный перевод N 72, принадлежащий ответчику, примыкает непосредственно к принадлежащему истцу пути необщего пользования, использующимся для подачи и уборки вагонов исключительно в адрес ОАО "Апатит" и примыкающим стрелочным переводом N 5 к станции Титан, в связи с чем на основании пункта 2.7.4 Тарифного руководства N 3 параграфы 1 и 18 договора подлежат изложению в принятой судами редакции.
При этом, как указал апелляционный суд, представленные ответчиком документы, а именно: Единый технологический процесс работы железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Апатит" 2007 года, Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на станции Юкспориок ОАО "Апатит" 2007 года, акт обследования железнодорожного подъездного пути "Юкспориок" от 21.05.2003, датированы 2007 годом, в то время как полный пакет технической и правоустанавливающей документации на "Подъездной путь к АО "Апатит" был окончательно оформлен Дорогой в 2009 - 2011 годах.
При наличии у Дороги свидетельства о государственной регистрации права серии 51-АВ N 161051 на железнодорожный путь необщего пользования Титан-Юкспориок доводы Общества об отсутствии у перевозчика доказательств принятия этого пути в эксплуатацию не имеют правового значения при разрешении настоящего спора.
В то же время суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой и постановление апелляционной инстанции подлежат изменению в части принятия пункта 16.2.1 в редакции Дороги.
При заключении договора N 5/108 Дорога в пункте 16.2.1 параграфа 16 предложила условие об уплате владельцем перевозчику плату за пользование вагонами, независимо от их принадлежности, задержанными на промежуточных станциях в пути следования, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов, а также на железнодорожной станции Титан в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования, по причинам, зависящим от владельца, в размере 50% от ставок плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 Тарифного руководства N 2.
Между тем суды не учли следующее.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 УЖТ РФ.
Статья 39 УЖТ РФ не содержит оснований для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками. Однако Общество не согласно с условием о взимании платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими Дороге.
При таких обстоятельствах пункт 16.2.1 параграфа 16 подлежит изложению в следующей редакции:
"За пользование вагонами, принадлежащими Перевозчику и задержанными на промежуточных станциях в пути следования, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов, а также на железнодорожной станции Титан в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования, по причинам, зависящим от Владельца, взимается плата за время задержки вагонов по ставкам таблицы N 9 Тарифного руководства N 2".
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.04.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2011 по делу N А42-122/2011 в части пункта 16.2.1 договора от 02.11.2010 N 5/108 изменить, изложив его в следующей редакции: "За пользование вагонами, принадлежащими Перевозчику и задержанными на промежуточных станциях в пути следования, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов, а также на железнодорожной станции Титан в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования, по причинам, зависящим от Владельца, взимается плата за время задержки вагонов по ставкам таблицы N 9 Тарифного руководства N 2".
В остальной части постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2011 по этому же делу оставить без изменения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (место нахождения: 107174, Москва, ул. Н. Басманная, д. 2, ОГРН 1037739877295) в пользу открытого акционерного общества "Апатит" (место нахождения: 184250, Мурманская обл., г. Кировск, Ленинградская ул., д. 1, ОГРН 1025100561012) расходы по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Судьи |
С.В. Афанасьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.