г. Санкт-Петербург |
|
30 декабря 2011 г. |
Дело N А42-122/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2011 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Глазкова Е.Г.
судей Слобожаниной В.Б., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: 08.12.2011 - секретарем судебного заседания Хлевниковой О.В., 13.12.2011- секретарем судебного заседания Русаковой А.В.
при участии:
от истца: представители Лушкин А.А. по доверенности от 16.09.2011, Фомин И.А. по доверенности от 06.10.2011 N Ю-11/198
от ответчика: представитель Беляев Е.Н. по доверенности от 07.10.2010
рассмотрев в открытом судебном заседании 08.12.2011-13.12.2011 апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9697/2011) (заявление) ОАО "Апатит"
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.04.2011 по делу N А42-122/2011(судья Быкова Н.В.), принятое
по исковому заявлению ОАО "Российские Железные Дороги"
к ОАО "Апатит"
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 5/108 от 02.11.2010
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги " (107174, Москва г, Басманная Н. ул, 2, ОГРН 1037739877295; далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области к открытому акционерному обществу "Апатит" (184250, Мурманская обл, Кировск г, Ленинградская ул, 1, ОГРН 1025100561012; далее - ОАО "Апатит", Общество) с заявлением об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 5/108 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Апатит" (станция Юкспориок) при станции Титан Октябрьской железной дороги от 02.11.2010.
В связи урегулированием разногласий по некоторым спорным пунктам, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования и просил утвердить в предложенной им редакции параграф 1, пункты 16.1.1, 16.2.1 параграфа 16, параграф 18, пункт 19.8 параграфа 19, параграф 22 и параграф 26 договора N 5/108.
Решением от 13.04.2011 арбитражный суд первой инстанции удовлетворил требования истца частично.
Решение обжаловано ответчиком в части, касающейся утверждения спорных пунктов договора. В жалобе ответчик просит утвердить спорные пункты в им изложенной редакции.
От истца поступило заявление, в котором изложена новая редакция п.16.1.1 договора с учетом решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2011 по делу N ВАС-5095/11.
В судебном заседании 08.12.2011 ответчик поддержал доводы жалобы и дополнений к ней.
Представитель истца возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Стороны пояснили, что новая редакция с учетом решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2011 по делу N ВАС-5095/11 не является изменением исковых требований.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Общество является владельцем пути необщего пользования, расположенного на станции Юкспориок ОАО "Апатит", примыкающего стрелочным переводом N 72 к принадлежащему ОАО "РЖД" железнодорожному пути необщего пользования "Подъездной путь к ОАО "Апатит", который примыкает к пути общего пользования N 1 станции Титан Октябрьской железной дороги стрелочным переводом N 5.
На подъездной путь к ОАО "Апатит", протяженностью 8 761,47 м., инв. N 1868, расположенный по адресу: Мурманская область, Кировский район, ст. Титан - ст. Юкспорйок ОАО "РЖД" имеет свидетельство о государственной регистрации права N51-АВ 161051 (том 1, л.д. 36).
С 01.05.2001 отношения сторон, связанные с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути Общества (подъездной путь Юкспориок) регулировались договором N 5/217 от 09.11.2000.
Поскольку в соответствии с абз.2 статьи 64 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов заключаются не более чем на пять лет, ОАО "РЖД" Обществу был направлен проект договора N 5/108 от 02.11.2010 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Апатит" (станция Юкспориок) при станции Титан Октябрьской железной дороги (том 1, л.д. 30-4).
06.11.2010 от ОАО "Апатит" поступил протокол согласования разногласий (том 1, л.д. 32-35).
Сторонами подписано дополнительное соглашение от 30.12.2010 к договору N 5/217 от 09.11.2000, согласно которому до разрешения спорных вопросов, возникших при перезаключении договора действие договора N 5/217 от 09.11.2000, связанного с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути ОАО "Апатит" при станции Титан продлить с 01.01.2011 по 09.02.2011.
Ввиду наличия у сторон разногласий по ряду пунктов договора, ОАО "РЖД" обратилась с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции утвердил спорные пункты договора в следующей редакции:
"Параграф 1: "В соответствии с настоящим Договором локомотивом Владельца производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Владельцу (далее по тексту - "железнодорожный путь необщего пользования"), расположенного на станции Юкспориок ОАО "Апатит", примыкающего стрелочным переводом N 72 к принадлежащему ОАО "РЖД" железнодорожному пути необщего пользования "Подъездной путь к АО "Апатит", который непосредственно примыкает к пути N 1 станции Титан Октябрьской железной дороги (далее по тексту договора принимаем станция Титан ) стрелочным переводом N 5.".
Пункт 16.1.1 параграфа 16: "Ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется как сумма ежесуточной оплаты за работу локомотива при подаче и уборке, определяемой по таблице N 8 Тарифного руководства N 3 и ежесуточной оплаты за пользование железнодорожным путем необщего пользования, определяемой по таблице N 11 части 2 Тарифного руководства N 3, исходя из развернутой длины принадлежащего ОАО "РЖД" железнодорожного пути необщего пользования, используемого при подаче и уборке вагонов -8761 п.м., с увеличением на коэффициент доплат к сборам и с учетом коэффициента индексации ставки на момент списания платежей.
В соответствии с пунктом 2.7.9 Тарифного руководства N 3 ставка сбора за подачу и уборку вагонов уменьшается на 7 %.".
Пункт 16.2.1 параграфа 16: "Плату за пользование вагонами, независимо от их принадлежности задержанными на промежуточных станциях в пути следования, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов, а также на железнодорожной станции Титан в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования, по причинам, зависящим от Владельца:
- за время задержки вагонов, принадлежащих Перевозчику, на железнодорожных промежуточных станциях в пути следования, а также на железнодорожной станции Титан плата за пользование вагонами взимается по ставкам таблицы N 9 Тарифного руководства N 2;
- за время задержки вагонов, не принадлежащих Перевозчику или арендованных у Перевозчика, на железнодорожных промежуточных станциях в пути следования, а также на железнодорожной станции Титан плата за пользование вагонами взимается в размере 50% от ставок, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.".
Параграф 18: "Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, составляет 20,7 км в оба конца, в том числе 3,2 км, принадлежащие Владельцу, 17,5 км, принадлежащие Перевозчику.".
Пункт 19.8 параграфа 19: "Для обеспечения приема уведомлений о времени подачи вагонов и передачи уведомлений о готовности вагонов к уборке Владелец назначает ответственных лиц (с указанием их фамилий и номеров телефонов), которые Владелец в письменной форме сообщает начальнику станции Апатиты.".
Параграф 22: " Односторонний отказ от исполнения настоящего Договора не допускается. Одностороннее изменение условий настоящего договора не допускается, кроме случаев, предусмотренных п. 19.1, параграфом 23 настоящего Договора.".
Параграф 26: "Настоящий договор заключается сроком с 10.02.2011 года по 31.12.2015 года. С момента вступления в силу настоящего договора прекращает свое действие договор N 5/217 от 09 ноября 2000 года.
Настоящий договор составлен на семи листах в двух идентичных экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон. При перезаключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Апатит" (станция Юкспориок) при станции Титан Окт.ж.д. до разрешения спорных вопросов все отношения регулируются настоящим договором при наличии соответствующего соглашения сторон о продлении срока действия договора."
В остальной части суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе ответчик настаивает на изложении спорных пунктов в следующей редакции:
"П. 1 В соответствии с настоящим Договором локомотивом Владельца производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Владельцу, (далее по тексту - "железнодорожный путь необщего пользования"), расположенного на станции Юкспориок ОАО "Апатит", примыкающего стрелочным переводом N 72 к железнодорожному пути ОАО "РЖД".
П. 16.1.1 Ставка сбора за подачу и уборку вагонов за расстояние 3,2 км в оба конца определяется, по ставкам таблицы N 8 Тарифного руководства N 3, с увеличением на коэффициент доплат к сборам и с учетом коэффициента индексации ставки на момент списания платежей.
В соответствии с пунктом 2.7.9. Тарифного руководства N 3 ставка сбора за подачу и уборку вагонов уменьшается на 7 %.
П. 18 Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, составляет 3,2 км в оба конца
П. 19.8 Исключить пункт.
П. 26 Настоящий договор действует с момента вступления в законную силу судебного акта по спору, связанному с разрешением разногласий, возникших при заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Апатит" (станция Юкспориок) при станции Титан Октябрьской железной дороги и заключается сроком на 5 лет. С момента вступления в силу настоящего договора прекращает свое действие договор N 5/217 от 09 ноября 2000 года..."
Оценив в совокупности представленные сторонами в материалы дела доказательства в обоснование своих позиций, с учетом норм действующего законодательства, апелляционный суд пришел к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит изменению в части изложения п. 16.2.1 параграфа 16 договора в связи с принятием Высшим Арбитражным Судом решения от 01.07.2011 N ВАС-5095/2011, согласно которому пункты 2.7.1, 2.7.6.1, 2.7.6.2, 2.7.13 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 в части устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования признаны недействующими как несоответствующие абзацу 3 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Положению о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и Перечню работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643; подпунктам "б", "в" пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".
В остальной части апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Порядок взаимодействия перевозчиков и владельцев инфраструктур при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом определяется Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", а также заключаемыми между ними договорами об оказании услуг по использованию инфраструктур (пункт 3 статьи 14 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").
В соответствии со статьей 60 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
Отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования.
Пункт 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предписывает арбитражным судам исходить из того, что заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном пути необщего пользования свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к железнодорожным путям владельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и перевозчика, если перевозчик обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом (статья 60 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации).
Из содержания статьи 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации следует, что владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.
Из материалов дела следует, что по параграфу N 1 между сторонами имеется спор по вопросу включения в расстояние подачи и уборки вагонов 8761,47 м подъездного пути к ОАО "Апатит", принадлежащего ОАО "РЖД", и находящегося между станцией Титан Октябрьской железной догори и станцией Юкспориок Общества.
Суд первой инстанции, правомерно руководствуясь нормами, содержащимися в пункте 2.7.3, 2.7.4 Тарифного руководства N 3, а также представленными истцом утвержденной технической документацией, пришел к выводу о том, что стрелкой примыкания железнодорожного подъездного пути, непосредственно примыкающего к железнодорожной станции Титан, от которого должно считаться расстояние подачи и уборки вагонов Железной дорогой, является стрелочный перевод N 5.
Апелляционный суд полагает обоснованным вывод суда первой инстанции в указанной части.
Согласно представленной технической документации (л.д.6-12 том 2) железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий Обществу, примыкает стрелочным переводом N 72 к железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащему ОАО "РЖД", который в свою очередь примыкает к станции Титан стрелочным переводом N 5. Железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", зарегистрирован как Подъездной путь к ОАО "Апатит" и предназначен только для обслуживания Общества (л.д.13-16, 20-21 том 2).
Поскольку железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий Обществу, примыкает стрелочным переводом N 72 к железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащему ОАО "РЖД", который в свою очередь примыкает к станции Титан стрелочным переводом N 5, применению подлежит правило пункта 2.7.4 Тарифного руководства N 3.
В соответствии с правилами пункта 2.7.4 Тарифного руководства N 3 в случае, когда железнодорожный подъездной путь примыкает к железнодорожной станции, не открытой для выполнения операций по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов, расстояние подачи и уборки вагонов определяется от выходной стрелки станции, с которой производится подача вагонов.
Таким образом, является правомерным указание в параграфе 1 сведений о том, что локомотивом ОАО "Апатит" производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "Апатит", расположенного на станции Юкспориок ОАО "Апатит", примыкающего стрелочным переводом N 72 к принадлежащему ОАО "РЖД" железнодорожному пути необщего пользования "Подъездной путь к АО "Апатит", который непосредственно примыкает к пути N 1 станции Титан Октябрьской железной дороги стрелочным переводом N 5.
Ответчик не представил доказательств, свидетельствующих о том, что стрелочный перевод N 72, принадлежащий ответчику, непосредственно к принадлежащему истцу пути необщего пользования не примыкает.
В свою очередь, ОАО "РЖД" представлены доказательства того, что данный участок является железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", использующимся для подачи и уборки вагонов исключительно в адрес ОАО "Апатит" и примыкающим стрелочным переводом N 5 к станции Титан.
На железнодорожный путь необщего пользования "Подъездной путь к АО "Апатит" ОАО "РЖД" в материалы дела следующая документация, подтверждающая его протяженность, статус как пути необщего пользования и место примыкания (стрелочный перевод N 5) к путям общего пользования станции Титан Октябрьской железной дороги:
1. 14.11.2007 Государственным унитарным предприятием технической инвентаризации Мурманской области составлен технический паспорт на объект недвижимости "Подъездной путь к АО "Апатит";
2. В июне 2009 года Апатитской дистанцией пути - структурным подразделением Мурманского отделения Октябрьской железной дороги -филиала ОАО "РЖД" составлен и утвержден технический паспорт железнодорожного пути необщего пользования Титан - Юкспориок, включающий в себя план, продольный профиль и иные, необходимые в соответствии с Правилами, сведения.
3. 27.01.2010 Управлением Федеральной регистрационной службы по Мурманской области выдано свидетельство о государственной регистрации права серия 51 -АВ N 161051;
4. 01.02.2010 начальником Мурманского отделения Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" утверждена Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования Титан - Юкспориок (подъездной путь к АО "Апатит").
Ссылка ОАО "Апатит" на документы, которые, по его мнению, свидетельствует о том, что "подъездной путь к АО "Апатит" является путем общего пользования станции Титан, в том числе: Единый технологический процесс работы железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Апатит" 2007 года, Инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на станции Юкспориок ОАО "Апатит" 2007 года, акт обследования железнодорожного подъездного пути "Юкспориок" от 21.05.2003, в которых указано иное места примыкания пути необщего пользования ОАО "Апатит" к станции Титан - стрелочный перевод N 72, не может быть принята во внимание.
Апелляционный суд отмечает, что представленные ответчиком документы датированы 2007 годом, при том, что полный пакет технической и правоустанавливающей документации на "Подъездной путь к АО "Апатит" был окончательно оформлен ОАО "РЖД" в 2009 - 2011 годах.
Ввиду изложенного, параграф 18 договора в редакции, утверждаенный судом первой инстанции о том, что расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, составляет 20,7 км в оба конца, в том числе 3,2 км, принадлежащие Обществу, 17,5 км, принадлежащие Перевозчику, является обоснованным.
Типовая форма договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, утвержденная Правилами эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, предусматривает обязательное наличие в договоре данного условия.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права "Подъездного пути к АО "Апатит" серии 51 N 161051, актом обследования железнодорожного пути необщего пользования от 02.02.2010, технической документацией на путь необщего пользования ОАО "Апатит" железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий Обществу и примыкающий стрелочным переводом N 72 к железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащему ОАО "РЖД", который в свою очередь примыкает к станции Титан стрелочным переводом N 5 составляет 20,7 км в оба конца, в том числе 3,2 км принадлежат Обществу и 17,5 км принадлежат ОАО "РЖД".
Поскольку в соответствии с правилами пункта 2.7.4 Тарифного руководства N 3 расстояние подачи и уборки вагонов должно рассчитываться от стрелки примыкания железнодорожного пути необщего пользования, непосредственно примыкающего к путям железнодорожной станции, то истец при изложении параграфа 18 договора обоснованно включил в них расстояние между станцией Титан и стрелкой N 72, что составляет 20,7 км в оба конца, в том числе 3,2 км, принадлежащие Обществу, и 17,5 км, принадлежащие ОАО "РЖД".
Довод ОАО "Апатит" о том, что статус спорного участка пути как пути необщего пользования не подтвержден и ответчиком не согласован, отклоняется апелляционным судом.
Согласно материалам дела, в 1994 году, совместно с администрацией города Кировск Мурманской области и руководством Производственного объединения "Апатит" (правопредшественник ОАО "Апатит") было принято решение о закрытии станции Кировск Октябрьской железной дороги в связи с убыточностью. На основании указанного решения участок пути Титан - Кировск был переведен в разряд подъездного пути. На совместных с ПО "Апатит" совещаниях по вопросу закрытия станции Кировск, состоявшихся в 1994 - 1995 года, было определено назначение данное участка пути (как подъездной путь) и порядок его обслуживания. ПО "Апатит" были предложены различные варианты использования пути, в том числе, заключение договора на эксплуатацию данного участка пути либо передача данного участка пути на обслуживание ПО "Апатит". Между тем, до настоящего времени, по железнодорожному пути необщего пользования "Подъездной путь к АО "Апатит" осуществлялась подача и уборка вагонов в адрес ответчика, однако никаких действий со стороны ОАО "Апатит" по компенсации расходов перевозчика по подаче и уборке вагонов, а также по содержанию пути необщего пользования, не предпринималось, доказательств обратного ОАО "Апатит" в материалы дела не представлено, Вместе с тем, данный участок пути эксплуатируется и, соответственно, амортизируется только в интересах ответчика.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы своих полномочий, установив за спорным участком пути статус пути необщего пользования, чем нарушил права ОАО "Апатит" не соответствует фактическим обстоятельствам дела. В рамках настоящего дела, не решался вопрос о статусе участка железнодорожного пути, а на основании представленных сторонами доказательств был урегулирован, в том числе, вопрос за какое расстояние надлежит начислять сбор за подачу и уборку вагонов.
В соответствии с пунктами 4.3 и 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (ред. от 04.05.2009) "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" (далее - Правила N 26) время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика. Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что предусмотренный в договоре пункт 19.8 параграфа 19 о назначении ответственных лиц и сообщении о них начальнику станции Апатиты необходимо для исполнения условий договора в части организации действий по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Апатит".
Довод апелляционной жалобы об изменении параграфа 26 договора отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов заключаются не более чем на пять лет. При перезаключении договоров до разрешения спорных вопросов все отношения регулируются ранее заключенными договорами при наличии соответствующего соглашения сторон о продлении срока действия ранее заключенных договоров.
Поскольку статьей 64 Устава предусмотрена возможность разрешения разногласий в судебном порядке в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов, суд первой инстанции правомерно указал на то, что срок действия договора установлен с 10.02.2011, поскольку до 09.02.2011 согласно дополнительному соглашению к договору N 5/217 от 09.11.2000, связанному с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути ОАО "Апатит" (подъездной путь Юкспориок) при станции Титан Октябрьской железной дороги продлено действие указанного договора.
Суд апелляционной инстанции считает, что в обжалуемом ответчиком решении подлежит изменению пункт 16.1.1 параграфа 16 договора ввиду следующего.
В соответствии с абз. 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исчисление размера такого сбора производится перевозчиками (владельцами путей и локомотива) исходя из ставок Тарифного руководства N 3 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии России от 19 июня 2002 года N 35/15.
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации решением от 01.07.2011 N ВАС-5095/2011 признаны недействующими пункты 2.7.1, 2.7.6.1, 2.7.6.2, 2.7.13 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 в части устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования.
В соответствии с частью 2 статьи 180 АПК РФ решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и решения по делам об оспаривании нормативных актов вступают в законную силу немедленно после их принятия.
Частью 5 статьи 195 АПК РФ предусмотрено, что нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в силу решения суда.
При таких обстоятельствах, пункт 16.1.1 параграфа 16 в редакции, утвержденной судом первой инстанции, применению не подлежит.
В определении ВАС РФ от 11.02.2010 N ВАС-16237/09 по делу N А45-3876/2009 указано, что из буквального толкования положений статьи 58 Устава, пунктов 2.7.1, 2.7.2 Тарифного руководства N 3 следует, что при расчете оплаты за услуги по подаче и уборке вагонов независимо от выбранного варианта расчета доказыванию подлежит факт оказания данной услуги. Установление среднесуточной нормы оплаты преследует только одну цель - исключение необходимости подсчета числа поданных и убранных вагонов для определения оплаты услуг в пределах одних суток. Поэтому оплата за оказанные услуги должна исчисляться из расчета среднесуточного числа обслуженных вагонов по таблицам N 8 или N 9 Тарифного руководства (пункт 2.7.5), но только за те сутки, в которые оказывались услуги.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает необходимым изменить решение суд первой инстанции в части изложения пункта 16.1.1 параграфа 16 договора и изложить пункт 16.1.1 параграфа 16 в следующей редакции:
"Ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется в соответствии с п.2.7.1 Тарифного руководства N 3, в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы N 8 за расстояние подачи и уборки вагонов 3,2 км в оба конца по железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащему Владельцу и по ставкам таблицы N 9 Тарифного руководства N 3 за расстояние подачи и уборки вагонов 17,5 км в оба конца по железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", с увеличением на коэффициент доплат к сборам и с учетом индексации ставки.
В соответствии с пунктом 2.7.9 Тарифного руководства N 3 ставка сбора за подачу и уборку вагонов уменьшается на 7 %.".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.04.2011 по делу N А42-122/2011 изменить в части изложения п. 16.1.1 параграфа 16 договора N 5/108 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Апатит" (стация Юкспориок) при станции Титан Октябрьской железной дороги от 02 ноября 2010 года.
Изложить п. 16.1.1 параграфа 16 договора N 5/108 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Апатит" (стация Юкспориок) при станции Титан Октябрьской железной дороги от 02 ноября 2010 года в следующей редакции:
"Ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется в соответствии с п.2.7.1 Тарифного руководства N 3, в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы N 8 за расстояние подачи и уборки вагонов 3,2 км в оба конца по железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащему Владельцу и по ставкам таблицы N 9 Тарифного руководства N 3 за расстояние подачи и уборки вагонов 17,5 км в оба конца по железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", с увеличением на коэффициент доплат к сборам и с учетом индексации ставки.
В соответствии с пунктом 2.7.9 Тарифного руководства N 3 ставка сбора за подачу и уборку вагонов уменьшается на 7 %.".
В остальной части решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.04.2011 по делу N А42-122/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Г. Глазков |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-122/2011
Истец: ОАО "Российские Железные Дороги"
Ответчик: ОАО "Апатит"