Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Клириковой Т.В. и Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 03.04.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.11.2011 (судья Пигурнова Н.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 (судьи Тарасова О.А., Виноградова Т.В., Ралько О.Б.) по делу N А05-5916/2011,
установил
Федеральное государственное учреждение "Командование Космических войск", место нахождения: 117485, Москва, Профсоюзная улица, дом 84/32, ОГРН 1047796004520 (далее - ФГУ "ККВ", Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Архангельской области, место нахождения: 163000, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 14 (далее - Управление), от 28.02.2011 N 25-27/2-2011/07.
Решением от 07.11.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.01.2012, заявленные Учреждением требования удовлетворены; предписание Управления от 28.02.2011 N 25-27/2-2011/07 признано недействительным.
В кассационной жалобе Управление просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, и на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 17.04.2011 было проведено обследование района падения остатков частей ракеты (далее - ОЧР) "Олема" после пуска 16.04.2011 ракеты-носителя "Союз У", ОЧР данной ракеты не было найдено.
В связи с этим Управлением заявителю было выдано предписание от 20.04.2010 N 74-87/2-2010/07, которым Учреждению предписывалось в срок до 01.02.2011:
- обеспечить поиск местонахождения, вывоз и утилизацию боковых блоков ракеты-носителя "Союз У", размещенных в районе падения "Олема" при запуске ракеты-носителя "Союз У" с космодрома "Плесецк" 16.04.2010, не обнаруженных в результате послепускового обследования района падения "Олема";
- произвести обследование, выполнить очистку территории района падения "Олема" от загрязнений нефтепродуктами, выполнить рекультивацию нарушенных земель.
Указанное предписание Учреждением не обжаловалось.
На основании распоряжения от 24.01.2011 N 27-р административным органом проведена внеплановая проверка выполнения ФГУ "ККВ" предписания об устранении нарушений природоохранных требований.
По результатам указанной проверки составлен акт от 28.01.2011 N 25-27/2-2011, на основании которого 28.02.2011 выдано повторное предписание N 25-27/2-2011/07 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Указанным предписанием Учреждению в лице командующего космическими войсками Министерства обороны Российской Федерации Остапенко О.Н. предписано в срок до 10.12.2011
- обеспечить поиск местонахождения, вывоз и утилизацию боковых блоков ракеты-носителя "Союз-У", размещенных в районе падения "Олема" при запуске ракеты-носителя "Союз-У" с космодрома "Плесецк" 16.04.2010, не обнаруженных в результате послепускового обследования данного района падения (пункт 1),
- произвести обследование, выполнить очистку территории района падения "Олема" от загрязнений нефтепродуктами, выполнить рекультивацию нарушенных земель;
- представить в Управление документы, подтверждающие выполнение предписания.
ФГУ "ККВ не согласилось с данным предписанием и обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Учреждением требования, сославшись на то, что порядок и условия использования районов падения ОЧР определен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.1995 N 536 "О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет" (далее - Постановление N 536). Министерство обороны Российской Федерации и администрация Архангельской области на основании данного постановления заключили договор от 10.12.2007 N 08-10/54 о порядке действий, касающихся вывоза ОЧР из районов падения, а также о графике их вывоза. В связи с этим вынесенное Управлением в адрес Учреждения предписание (устанавливающее иной порядок вывоза и утилизации ОЧР из районов падения) вынесено с превышением полномочий.
Суд апелляционной инстанции полностью согласен с данным выводом.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.
Частью 1 статьи 22 Закона Российской Федерации от 20.08.1993 N 5663-1 "О космической деятельности" предусмотрено, что любая космическая деятельность осуществляется с соблюдением требований безопасности, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 92 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.
Порядок возмещения ущерба этим лицам определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления N 536 установлено, что Министерству обороны Российской Федерации надлежит возмещать собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам прямой материальный и экологический ущерб, возникающий в результате падения отделяющихся частей ракет, по представлению заключений совместных комиссий Министерства обороны Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 536 использование районов падения отделяющихся частей ракет осуществляется в соответствии с договорами, заключаемыми Министерством обороны Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся эти районы.
В договорах предусматриваются: установление местоположения и размер районов падения отделяющихся частей ракет, периодичность и продолжительность их использования, а также порядок оповещения о предстоящих пусках ракет; обеспечение Министерством обороны Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления безопасности населения и возмещение затрат, связанных с оповещением и эвакуацией населения из районов падения на период проведения пусков ракет; установление порядка возмещения Министерством обороны Российской Федерации ущерба в соответствии с пунктом 2 вышеуказанного постановления и порядка возвращения районов падения отделяющихся частей ракет в хозяйственное пользование; проведение Министерством обороны Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления работ по эвакуации и утилизации отделяющихся частей ракет; определение объемов и сроков проведения Министерством обороны Российской Федерации совместно с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации экологических обследований районов падения и информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о результатах этих обследований.
На основании приказов Министра обороны Российской Федерации от 06.09.1998 N 398 "О мерах по реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 31.05.1995 N 536 и от 24.03.1998 N 350", а также от 19.04.2003 N 132 "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 года N 398" между администрацией Архангельской области и Министерством обороны Российской Федерации заключен договор от 10.12.2007 N 08-10/54 "О порядке и условиях использования земельных участков под районы падения отделяющихся частей ракет на территории Архангельской области для обеспечения ракетно-космической деятельности" (далее - договор).
Согласно разделу 1 указанного договора администрация определяет Космическим войскам для обеспечения ракетно-космической деятельности на территории Архангельской области границы земельных участков районов падения отделяющихся частей ракет, запускаемых с 1-го Государственного испытательного космодрома Министерства обороны Российской Федерации (космодром "Плесецк"), а Космические войска используют определенные настоящим договором районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически только на период пусков ракет, земельные участки районов падения у собственников земельных участков, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.
В соответствии с подпунктом 2.2.18 пункта 2 договора (с учетом принятых разногласий) Космические войска обязаны обеспечить вывоз отделяющихся частей ракет из районов падения по утвержденному сторонами указанного договора графику, в том числе всех ранее упавших отделяющихся частей ракет, не вывезенных из района падения Архангельской области. Указанный график составляется Космическими войсками в течение шести месяцев с момента подписания заключенного договора, рассматривается и утверждается сторонами с учетом данных экологических паспортов районов падения отделяющихся частей ракет, по каждому району падения в отдельности.
Согласно утвержденному сторонами графику вывоз обнаруженных отделяющихся частей ракет из района падения производится: в течение одного года при обнаружении отделяющихся частей ракет до формирования предложений в государственный оборонный заказ на очередной год; в течение двух лет при обнаружении отделяющихся частей ракет после формирования предложений в государственный оборонный заказ на очередной год.
При этом график вывоза отделяющихся частей ракет из районов падения может уточняться Космическими войсками исходя из лимитов ассигнований, выделяемых на утилизацию и ликвидацию вооружения и военной техники.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно установили, что Министерством обороны Российской Федерации и Администрацией Архангельской области в договоре от 10.12.2007 N 08-10/54 определен порядок действий, касающийся вывоза отделяющихся частей ракет из районов падения.
Поскольку при комиссионном обследовании района падения "Олема" 17.04.2011 были обнаружены ОЧР от ранее произведенных запусков, суды правомерно указали, что Космические войска вправе осуществить вывоз и утилизацию ОЧР не только в 2011 году, но и в 2012 - 2013 годах. При этом данные требования распространяются только на обнаруженные части ракет.
Суды двух инстанций обоснованно указали, что по природным и (или) физическим условиям не всегда возможно обнаружить упавшие ОЧР от конкретного запуска, так как возможно падение ОЧР в болото или водоем с последующим затоплением, возможны подрыв и сгорание ОЧР в атмосфере либо разрыв от соударения с землей в месте падения.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание административного органа устанавливает иной порядок вывоза и утилизации ОЧР из районов падения, что противоречит положениям Постановления N 536, и принятым в его исполнение приказов Министра обороны Российской Федерации от 06.09.1998 N 398 и от 19.04.2003 N 132.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали незаконным предписание Управления и удовлетворили заявленное Учреждением требование.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Оснований для отмены или изменения вынесенных по настоящему делу решения и постановления судов кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.11.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 по делу N А05-5916/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Росприроднадзор по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В договорах предусматриваются: установление местоположения и размер районов падения отделяющихся частей ракет, периодичность и продолжительность их использования, а также порядок оповещения о предстоящих пусках ракет; обеспечение Министерством обороны Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления безопасности населения и возмещение затрат, связанных с оповещением и эвакуацией населения из районов падения на период проведения пусков ракет; установление порядка возмещения Министерством обороны Российской Федерации ущерба в соответствии с пунктом 2 вышеуказанного постановления и порядка возвращения районов падения отделяющихся частей ракет в хозяйственное пользование; проведение Министерством обороны Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления работ по эвакуации и утилизации отделяющихся частей ракет; определение объемов и сроков проведения Министерством обороны Российской Федерации совместно с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации экологических обследований районов падения и информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о результатах этих обследований.
...
Суды двух инстанций обоснованно указали, что по природным и (или) физическим условиям не всегда возможно обнаружить упавшие ОЧР от конкретного запуска, так как возможно падение ОЧР в болото или водоем с последующим затоплением, возможны подрыв и сгорание ОЧР в атмосфере либо разрыв от соударения с землей в месте падения.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание административного органа устанавливает иной порядок вывоза и утилизации ОЧР из районов падения, что противоречит положениям Постановления N 536, и принятым в его исполнение приказов Министра обороны Российской Федерации от 06.09.1998 N 398 и от 19.04.2003 N 132.
...
Оснований для отмены или изменения вынесенных по настоящему делу решения и постановления судов кассационная жалоба не содержит."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 апреля 2012 г. N Ф07-1996/12 по делу N А05-5916/2011
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10005/12
20.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10005/12
10.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1996/12
23.01.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8803/11
07.11.2011 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-5916/11