Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю., судей Кужаровой Н.И. и Марьянковой Н.В.,
рассмотрев 17.04.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Чукарина Леонида Вадимовича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.09.2011 (судья Шашков А.Х.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2011 (судьи Елагина О.К., Махова Ю.В., Моисеева И.Н.) по делу N А05-7567/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АТМ-авто", место нахождения: Архангельск, ул. П. Усова, д. 6; ОГРН 1022900532038 (далее - ООО "АТМ-авто", Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к индивидуальному предпринимателю Чукарину Леониду Вадимовичу, место нахождения: Архангельская обл., с. Лешуконское, ул. Победы, д. 39; ОГРН 306293005100011, о взыскании 388 342 руб. 00 коп., из которых 344 872 руб. 00 коп. составляют расходы Общества на устранение повреждений автомобиля марки "FIAT DUCATO", красного цвета, VIN Z7G2440009S006662, а 43 470 руб. 00 коп. - утраченная товарная стоимость названного автомобиля.
Решением суда от 27.09.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.12.2011, исковые требования ООО "АТМ-авто" удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе предприниматель Чукарин Л.В. просит решение от 27.09.2011 и постановление от 01.12.2011 отменить, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с неполным исследованием обстоятельств, имеющих важное значения для дела и принятия судом правильного решения. Ответчик полагает, что истец не доказал, что повреждения автомобиля, о которых идет речь в исковом заявлении, причинены после прекращения между сторонами спора обязательств по договору купли-продажи спорного автотранспортного средства от 20.06.2009.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Участники арбитражного процесса о времени и месте судебного разбирательства извещены, представители не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.06.2009 Общество (продавец) и предприниматель Чукарин Л.В. (покупатель) заключили договор купли-продажи N АА368. По условиям данного договора продавец обязался передать в собственность покупателя пассажирский автомобиль (автобус) марки "FIAT DUCATO", красного цвета, VIN Z7G2440009S006662, двигатель N F1AE0481C0871888, 2009 года выпуска, кузов N Z7G2440009S006662, паспорт транспортного средства серия 16 МС N 626987, комплектация СОМ.23.МММ.
В свою очередь покупатель обязался принять автомобиль и уплатить определенную за него цену.
С учетом установленного на автотранспортное средство дополнительного оборудования его стоимость составила 795 4000 руб. Данная сумма уплачена покупателем полностью.
По акту приемки и передачи автомобиля от 06.07.2009 Общество передало спорный автомобиль предпринимателю Чукарину Л.В.
На данный автомобиль производителем установлен двухлетний гарантийный срок.
В процессе эксплуатации автомобиля и в пределах действия вышеназванного гарантийного срока его владельцем обнаружены многочисленные неисправности и дефекты. Это обстоятельство послужило основанием для обращения Чукарина Л.В. в арбитражный суд с иском о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченных за автотранспортное средство денежных сумм.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 15.03.2011 по делу N А05-114/2011 договор купли-продажи от 20.06.2009 N АА368 расторгнут, а с Общества в пользу предпринимателя взыскано 795 400 руб. в возврат стоимости автомобиля, 16 000 руб. - расходы по проведению экспертного заключения, 22 842 руб. 32 коп. - расходы по уплате государственной пошлины.
Судебное решение Общество исполнило, перечислив бывшему владельцу автобуса 500 000 руб. платежным поручением от 30.05.2011 N 1036, а также путем передачи по расходному кассовому ордеру от 06.06.2011 еще 334 242 руб. 32 коп.
Автомобиль возвращен предпринимателем Обществу 06.06.2011. Как указывает Общество, при его возврате в присутствии Чукарина Л.В. проведена экспертиза технического состояния автомобиля. По результатам ее проведения на спорном автобусе выявлены многочисленные повреждения, включая повреждения кузова автомобиля и лакокрасочного покрытия кузова на сумму 344 872 руб. ООО "АТМ-авто" ссылается, что данные повреждения не находятся в причинно-следственной связи с теми повреждениями и дефектами, которые были выявлены в ходе судебного разбирательства по делу N А05-114/2011. В данном случае, считает продавец, эти повреждения произошли в результате нарушения бывшим владельцем автобуса правил эксплуатации автомобиля.
Кроме того, Общество полагает, что с учетом выявленных повреждений автомобиль утратил часть товарной стоимости, которая по его данным составила 43 470 руб.
Полагая, что в такой ситуации Обществу причинены убытки, оно обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплены основания возникновения гражданских прав и обязанностей, а статья 12 ГК РФ определяет пути, с помощью которых осуществляется защита гражданских прав. В качестве одного из способов защиты гражданских прав выступает возмещение убытков, понятие которых раскрывается законодателем в статье 15 ГК РФ. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в процессе возврата ответчиком истцу 06.06.2011 спорного автомобиля в присутствие предпринимателя была проведена экспертиза технического состояния автотранспортного средства, по результатам которой 14.06.211 было составлено экспертное заключение N 1264/11.
Это экспертное заключение содержит данные об установлении и фиксации дефектов в спорном автобусе, которые не фигурировали и не были предметом разбирательства по делу N А05-114/2011, а именно:
1. стекло ветровое - сквозное отверстие в нижней левой части, многочисленные трещины;
2. декоративный колпак колеса переднего правого - расколот с утратой фрагмента;
3. эмблема передняя - нарушение целостности в виде скола;
4. шина колеса заднего левого BELSHINA 225/70R15C - износ протектора на 100%;
5. щетки стеклоочистителя ветрового стекла - износ 100%, растрескивание;
6. фонарь задний левый - нарушение целостности светопропускающего элемента в виде мелких царапин;
7. фонарь задний правый - нарушение целостности светопропускающего элемента в виде мелких царапин;
8. салон автомобиля - сильное загрязнение пола, обивок салона, сидений, панели приборов, множественные пятна черного цвета на обивке крыши;
9. обивки салона боковые нижние, обивка сдвижной двери и дверей задка - нарушение целостности в виде задиров, царапин наружной поверхности;
10. полка панели приборов правая - нарушение целостности в виде задиров, царапин;
11. ремень безопасности правый центральный - сорвана с места крепления катушка ремня, ремень не возвращается в штатное положение;
12. задняя обивка центрального ряда сидений в салоне - нарушение целостности в виде задиров, разрывов ворсового покрытия;
13. задняя обивка заднего ряда сидений в салоне - нарушение целостности в виде задиров, разрывов ворсового покрытия;
14. трос привода замка капота - оборван в месте крепления к ручке открывания;
15. капот - деформирован на площади до 10% с образованием вмятин (5 шт.); повреждение ЛКП в виде сколов до грунта;
16. крыло переднее левое - повреждение ЛКП в виде сколов до грунта;
17. лючок топливного бака - повреждение ЛКП в виде скола до грунта;
18. крыло переднее правое - повреждение ЛКП в виде сколов до грунта;
19. дверь передняя левая - повреждение ЛКП в виде сколов, царапин до грунта;
20. дверь передняя правая - деформирована на площади до 5% с образованием вмятины на ребре в передней части; повреждение ЛКП в виде сколов до грунта;
21. молдинг двери передней левой - нарушение целостности в виде задиров, царапин;
22. уплотнитель проема двери передней правой - нарушение целостности в виде разрыва в нижней части;
23. дверь салона сдвижная - деформирована на площади до 20% с образованием заломов, вмятин, деформация ребра жесткости; сколы ЛКП до грунта;
24. молдинг сдвижной двери салона - деформирован с образованием вмятины в задней части, задиры пластика;
25. кожух направляющей сдвижной двери - расколот в передней части;
26. ручка наружная сдвижной двери салона - сломана;
27. ручка внутренняя сдвижной двери салона - сломана;
28. уплотнитель проема сдвижной двери салона - нарушение целостности в виде разрыва в передней нижней части;
29. проем двери передней левой - повреждение ЛКП в виде сколов, царапин до грунта;
30. проем двери передней правой - повреждение ЛКП в виде сколов, царапин до грунта;
31. проем сдвижной двери салона - разрывы сварных швов в углах проема, повреждение ЛКП;
32. ограничитель сдвижной двери нижний - сломан;
33. ограничитель сдвижной двери верхний - сломан;
34. направляющий рельс сдвижной двери верхний - нарушение целостности в виде разрывов металла;
35. дверь задка правая - деформирована на площади до 20% с образованием заломов, вмятин, деформация ребра жесткости;
36. дверь задка левая - деформирована на площади до 20% с образованием заломов, вмятин, деформация ребер жесткости; замок двери заблокирован, запорный шток замка к осмотру представлен отдельно; повреждение ЛКП, коррозия в зоне уплотнителя стекла в нижней части;
37. молдинг двери задка правой - нарушение целостности в виде царапин;
38. молдинг двери задка левой - нарушение целостности в виде царапин;
39. панель крыши передняя - нарушение целостности в виде трещин с повреждением ЛКП в правой части в зоне проемов двери передней правой и сдвижной двери салона;
40. порог правый - нарушение целостности в виде разрывов металла в задней части на площади до 20%; повреждение сварных швов; повреждение ЛКП в виде отслоения, сколов, царапин;
41. порог левый - деформирован на площади до 10% с образованием вмятин; повреждение ЛКП в виде отслоения, сколов, царапин;
42. решетка радиатора - повреждение ЛКП в виде сколов;
43. бампер задний (средняя часть) - деформирован, разрывы пластика;
44. бампер задний (левая угловая часть) - нарушение целостности в виде задиров, царапин;
45. боковина задняя левая - деформирована на площади до 5% с образованием вмятин на ребре жесткости в задней части; повреждение ЛКП в виде сколов до грунта;
46. боковина задняя правая - повреждение ЛКП в виде сколов до грунта в районе колесной арки;
47. молдинг боковины задней правой передний - расколот;
48. боковина средняя левая - повреждение ЛКП в виде сколов до грунта;
49. поперечина пола кузова передняя - деформирована на площади до 5% образованием вмятины на ребре жесткости;
50. поперечина передней подвески - деформирована с образованием вмятины в правой части;
51. опорная чашка переднего левого амортизатора - имеет следы кузовного ремонта (сварки);
52. защита поддона картера двигателя - деформирована с образованием вмятин;
53. трос стояночного тормоза - нарушение целостности оплетки;
54. амортизатор задний левый - деформирована нижняя проушина;
55. глушитель выпускной системы - деформирован с образованием вмятин, заломов;
56. общее состояние днища - сильное загрязнение песчано-глиняной смесью.
Эксперт установил, что данные неисправности и повреждения подпадают под определение "дефект эксплуатации", а также указал на необходимость окраски всего автобуса. Равным образом эксперт подтвердил, что имеются неисправности и повреждения, превышающие нормальный износ, вызванные ненадлежащим уходом (эксплуатацией), совпадающие с дефектами эксплуатации, выявленными при проведении исследования.
Из названного исследования также усматривается, что эксперт определил стоимость устранения обнаруженных повреждений и неисправностей автомобиля, возникших в процессе эксплуатации, которые нужно произвести в целях дальнейшей реализации такого автомобиля на вторичном рынке. По данным эксперта она составляет 344 872 руб. 00 коп., а величина утраты товарной стоимости автомобиля - 43 470 руб. 00 коп.
Предприниматель Чуракин Л.В. каких-либо возражений по данным, изложенным в экспертизе, которая проводилась в его присутствии, не представил.
При этом следует обратить внимание на то, что после вступления в законную силу решения арбитражного суда по делу N А05-114/2011 и получения предпринимателем от Общества денежных сумм по такому решению, ответчик утратил титул владельца на спорный автомобиль. В такой ситуации он был обязан возвратить автобус Обществу в технически исправном состоянии и с учетом нормального износа, а равно с наличием недостатков, которые фигурировали при рассмотрении арбитражным судом дела N А05-114/2011.
Пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" содержит разъяснение о том, что при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.
В данном случае как при разрешении спора, так и при пересмотре дела в апелляционном порядке суды оценили представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пришли к правильному выводу о доказанности истцом наличия совокупности вышеуказанных условий для возмещения убытков за счет ответчика (включая доказательства наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика, которые повлекли убытки для истца в виде стоимости расходов на устранение выявленных повреждений), размер которых установлен экспертным заключением от 14.06.2011 N 1264/11.
Доводы, изложенные предпринимателем Чукариным Л.В. в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, в то время как оснований для их переоценки не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.09.2011 года и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А05-7567/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Чукарина Леонида Вадимовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
Судьи |
Н.И. Кужарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплены основания возникновения гражданских прав и обязанностей, а статья 12 ГК РФ определяет пути, с помощью которых осуществляется защита гражданских прав. В качестве одного из способов защиты гражданских прав выступает возмещение убытков, понятие которых раскрывается законодателем в статье 15 ГК РФ. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
...
Пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" содержит разъяснение о том, что при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 апреля 2012 г. N Ф07-900/12 по делу N А05-7567/2011
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10416/12
25.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10416/12
05.07.2012 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-7567/11
18.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-900/12
01.12.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7236/11
27.09.2011 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-7567/11