Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Константинова П.Ю., Сергеевой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.11.2011 (судья Бакарова Е.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2012 (судьи Пестерова О.Ю., Виноградова Т.В., Тарасова О.А.) по делу N А05-10646/2011,
установил:
открытое акционерное общество "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" ОГРН 1022901003070 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее - Управление), выразившегося в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) срок решения о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 29:26:010203:187, площадью 340+/-7 кв. м, находящегося примерно в 30 метрах по направлению на восток от ориентира, расположенного за границами участка. Адрес ориентира: Архангельская область, город Новодвинск, улица Декабристов, дом 3, и возложении на Управление обязанности принять решение о предоставлении в собственность данного земельного участка, подготовить и направить Обществу проект договора купли-продажи.
Решением суда первой инстанции от 10.11.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.01.2012, требования общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств. По мнению подателя кассационной жалобы, Управление вправе заключить договор купли-продажи испрашиваемого Обществом земельного участка исключительно на основании поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), при отсутствии которого оспариваемое бездействие нельзя считать незаконным.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в заседание суда не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 29:26:010203:187, площадью 340+/-7 кв. м, который относится к землям населенных пунктов и находится в собственности Российской Федерации, расположены принадлежащие Обществу на праве собственности объекты недвижимости - автодороги, площадки административного здания.
Общество обратилось в Управление с заявлением от 09.09.2009 N 14/468 о предоставлении в собственность указанного земельного участка.
В письме от 28.12.2009 N 4411 Управление сообщило Обществу о необходимости устранения замечаний Росимущества и представления дополнительных документов: кадастрового паспорта на земельный участок, а также на расположенные в пределах данного участка здания, строения, сооружения; документов, подтверждающих отсутствие зданий, строений, сооружений, находящихся в пользовании иных лиц, на указанном земельном участке; сведений о наличии либо отсутствии ограничений оборотоспособности испрашиваемого участка в соответствии с требованиями статьи 27 Земельного кодекса; обоснование площади земельного участка, необходимой для использования объекта недвижимости.
Общество письмом от 27.01.2010 направило в Управление дополнительный пакет документов, указанных Росимуществом
Письмом от 01.06.2010 N 4933 Управление уведомило Общество о возвращении документов Росимуществом в целях доработки.
Общество письмом от 01.07.2010 направило недостающие документы (обоснование необходимой для эксплуатации недвижимости площади земельного участка) в адрес Управления.
В письме от 29.09.2010 N 8457 Управление сообщило Обществу о возвращении документов Росимуществом (письмо от 21.09.2010 N ПП-10/27602) в целях доработки, при этом каких-либо требований о представлении дополнительных документов или сведений в данных письмах не содержится.
Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями, считая незаконным бездействие Управления, выразившееся в уклонении от передачи в собственность Общества указанного земельного участка.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что единственным основанием для отказа в предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка является отсутствие поручения Росимущества на продажу этого участка.
Удовлетворяя требования заявителя, суды исходили из того, что Общество как собственник объектов недвижимости обладает исключительным правом на приобретение в собственность земельного участка, на котором такие объекты расположены.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения о территориальном управлении Росимущества, утвержденного приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49, Управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество. В силу пункта 4.8 названного Положения Управление осуществляет продажу земельных участков.
Суды признали, что внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и Управления не могут являться препятствием для реализации исключительных прав Общества, предусмотренных статьей 36 Земельного кодекса.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что Общество является субъектом исключительного права на приобретение в собственность указанного земельного участка.
В ходе судебного разбирательства Управление не представило доказательства, подтверждающие наличие установленных законодательством Российской Федерации препятствий для приватизации данного земельного участка.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали уклонение Управления от продажи земельного участка незаконным.
Само по себе отсутствие поручения Росимущества на продажу испрашиваемого Обществом земельного участка не может свидетельствовать о том, что бездействие Управления является правомерным.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Управления.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.11.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2012 по делу N А05-10646/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.